Профессиональная ориентация дошкольников и младших школьников средствами музыкального искусства в системе дополнительного образования детей | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Винтенбах, И. В. Профессиональная ориентация дошкольников и младших школьников средствами музыкального искусства в системе дополнительного образования детей / И. В. Винтенбах, Н. В. Шурганова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 57-59. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/388/16359/ (дата обращения: 20.04.2024).



Музыкальное образование даёт возможность раннего включения детей в профессиональную деятельность. Особенно важным является начальный этап обучения, который закладывает фундаментальные основы профессионального развития в различных сферах музыкального искусства.

Ключевые слова: дополнительное образование, музыкальное искусство, социализация, профессиональная ориентация, дошкольники, младшие школьники.

На данном этапе, в условиях модернизации и инновационного развития российскому государству и обществу требуется личность, обладающая инициативностью, способностью творчески мыслить и находить нестандартные решения, умеющая выбирать свой профессиональный путь и готовая обучаться в течение всей жизни.

Для решения этой задачи в Концепции модернизации российской системы образования отводится большое значение дополнительному образованию детей, способствующему развитию склонностей, способностей и интересов, социальному и профессиональному самоопределению подрастающего поколения.

В учреждениях дополнительного образования детям предоставляются широкие возможности для профессионального определения, в числе которых:

— многообразие видов деятельности, удовлетворяющих самые разные интересы и потребности;

— наличие условий для свободного выбора каждым ребёнком образовательной области, профиля программы и времени их освоения;

— личностно-деятельный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации ребёнка к познанию и творчеству, его профессионального самоопределения;

— личностно-ориентированный подход педагогов дополнительного образования в педагогической деятельности.

Сейчас дополнительное образование детей необходимо рассматривать как один из видов образования по выбору, куда дети идут добровольно или их ведут родители. К числу этих потребностей, которые приводят ребёнка в учреждения дополнительного образования, следует отнести:

— творческие потребности — желание родителей развить индивидуальные способности детей и стремление самих детей к самореализации в избранном виде деятельности;

— коммуникативные потребности — необходимость детей в общении со сверстниками, взрослыми, педагогами;

— познавательные потребности — стремление дошкольников и младших школьников к расширению объёма знаний, умений и навыков;

— компенсаторные потребности — желание детей за счет дополнительных знаний решить проблемы, лежащие в сфере обучения или общения;

— досуговые потребности — стремление детей к содержательной организации свободного времени;

— профориентированные прагматические потребности — установка на допрофессиональную подготовку.

Таким образом, дополнительное образование не только расширяет знания, творческие возможности и потенциал детей, оно обеспечивает возможность их успеха в избранном направлении деятельности и содействует развитию таких качеств личности, которые помогут в решении проблем в различных жизненных ситуациях [2, с. 97].

Становление личности ребёнка, его социализация в современном мире, начинается с рождения. Чтобы удовлетворить свои растущие день ото дня потребности, детям необходимы новые впечатления, им хочется активного действия и, конечно, они нуждаются в признании и поддержке собственного «Я». И именно мир искусства, доступный для понимания и интересный для малыша, привлекает в детские объединения, художественной направленности, учреждений дополнительного образования большое число детей.

Общеизвестно, что музыка раньше других искусств находит эмоциональный отклик в душе ребёнка, оказывает очень сильное воздействие на психологические установки и не только преобразовывает эмоционально-образное состояние, но и меняет поведение детей. С развитием музыкальной культуры у детей появляется особенное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение. Именно музыка воздействует на чувства детей, формирует их моральный облик и побуждает их к сопереживанию. Таким образом, музыкальная деятельность создаёт необходимые условия для формирования нравственных качеств личности, закладывает первоначальные основы общей культуры. Музыкальное образование даёт возможность раннему включению детей в профессиональную музыкальную деятельность. Особенно важным является начальный этап обучения, который закладывает фундаментальные основы профессионального развития в различных сферах музыкального искусства. Войдя в мир музыкального искусства, ребёнок учится передавать свои эмоции, чувства, вкладывает в него частицу своей души, что отражает его внутренний мир. Дети не только познают язык музыкальной речи, они начинают сознательно активно им пользоваться в своей творческой деятельности. Именно в этот момент важная роль отводится педагогам дополнительного образования, которые выявляют творческие способности детей, способствуют их развитию, поддерживают талантливых и одарённых, оказывают консультативную помощь родителям по организации профессионального музыкального обучения их детей. Широко используют в своей работе такие педагогические приёмы, как:

— индивидуальная работа с каждым обучающимся;

— развитие самостоятельного творческого мышления через постановку педагогических задач и создание ситуаций стимулирующих ассоциативно-образное мышление;

— формирование музыкальности через знакомство с мировой культурой;

— воспитание личным примером;

— вовлечение обучающихся в творческую и концертную деятельность. [1, с. 41]

Для успешного познания мира музыки решающим фактором является заинтересованность обучающихся. Процесс музыкального образования только тогда будет воспитывающим и развивающим, когда он включает в себя задачу воспитания и развития в детях положительного эмоционального отношения к самому процессу обучения и интереса к музыкальному искусству. Интерес к обучению возникает когда содержание программного материала органически связано с жизнью, современностью, актуальными проблемами быта, науки и культуры, когда оно перспективно в смысле выбора будущей профессии и места человека в общественной жизни. [3, с. 38]

В настоящее время в дополнительном образовании детей применяются новые современные личностно-ориентированные технологии по следующим принципам:

— обучение без принуждения, приоритет положительного стимулирования;

— право ребёнка на ошибку, свободный выбор, собственную точку зрения;

— успешность, мажорность в общении и обучении;

— формирование положительной Я- концепции.

Именно такая работа, высокий профессионализм и личные качества педагога дополнительного образования способствуют достижению качественных результатов обучения и помогают профессиональной ориентации детей на музыкальные специальности, создаёт условия для раннего самоопределения детей в различных видах музыкально-педагогической или музыкально-исполнительской деятельности.

Особенность обучения и воспитания, заключающаяся в раннем освоении профессии в различных видах музыкальной деятельности, овладении профессиональными умениями и навыками, предполагает необходимость профессиональной ориентации детей на музыкальные специальности. Помогает интенсивному психологическому развитию детей, их творческих способностей, индивидуальности и раннему самоопределению дошкольников и младших школьников в области музыкального искусства.

Литература:

  1. Гончарова О. В., Богачинская Ю. С. Теория и методика музыкального воспитания: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования, 2012. — 80 с.
  2. Климов Е. А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. — М.: Знание, 2003. — 150 с.
  3. Малахова Л. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. 112 с.