К вопросу об архитектуре древней Японии | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ткачёва, А. В. К вопросу об архитектуре древней Японии / А. В. Ткачёва. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 48-50. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/388/16348/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье рассказывается об архитектуре Древней Японии, а именно о том, как выглядели самые первые поселения японцев, и что повлияло на их дальнейшее развитие в каждом историческом периоде.

Ключевые слова: Древняя Япония, период Нара, Асука, Яёй, Дзёмон, Кофун, архитектура.

В истории Древней Японии всего шесть периодов, начиная с палеолита и заканчивая периодом Хэйан. В эту эпоху произошло формирование и расцвет японской архитектуры. Постройки этого времени отличаются простотой и состоят из прямоугольных элементов.

С периода Дзёмон начинается история японской архитектуры (13 000 года до н. э. по 300 до н. э.), которая соответствует неолиту и мезолиту. Из-за более оседлого образа жизни древних японцев, в это время типовым жильем стали землянки и полуземлянки под названием Тата-ана-дзюке. Обычно в одном жилище проживала семья из 5 и более человек, площадь жилья состояла 20–30 м 2 . При строительстве жилища сначала вырывали глубокую яму круглой или квадратной формы, далее в яму вставляли столбы и покрывали крышей из веток и соломы. В крыше имелось отверстие, через которое уходил дым очага. Сам очаг являлся центром жилья, он мог быть нескольких типов: каменным, земляным, горшковым. В период Дзёмон были характерны «круглые» или «подковоподобные» поселения. Такое название они получили из-за расположения жилищ вокруг площади, которая являлась центром общественной и религиозной жизни поселения.

Период Яёй (300 г. до н.э по 250 г. н.э) соответствует бронзовому и железному векам, назван в честь керамики специфичного типа, найденной в одноименном районе Токио. Постройки эпохи Яёй располагались на естественных террасах, низменные места теперь занимали рисовые поля, орошаемые сетью каналов. В период Дзёмон японцы уже начали осваивать строительство свайных конструкций, поэтому в следующем периоде они перешли от землянок к домам на сваях. Дома стали просторнее и комфортабельнее, теперь в них сожительствовали несколько поколений. В период Яёй в японских домах появились дымоходы, с их приходом стало возможным готовить еду и согревать жилье, не сталкиваясь с дымом и копотью. В деревнях начали строить сторожевые башни и деревенские заборы. С развитием рисосеяния возникла потребность в хранилищах для риса. Постройки с приподнятым полом и двухскатной крышей носили название такаюка, в них жили вожди или особо почитаемые члены племени, в подобных сооружениях также хранили зерно, защищая от влажности и грызунов. Интересно, что именно хранилища для риса позднее станут прототипами синтоистских храмов.

Период Кофун (с 300 по 538 год н. э.) — первый подпериод эпохи Ямато. Кофун в переводе означает «старый курган», этот период получил такое название из-за культуры курганов, которая существовала в Японии в течение пяти столетий. Обычно курганы возводились в форме простых геометрических фигур. Более классическая распространенная форма кургана напоминала замочную скважину. Курганы состояли из «ступеней», обычно около двух ступеней принадлежало аристократам, более трех ступеней и выше к вершине холма императорской семье. Строительство курганов продолжалось до 6 века и прекратилось из-за новой религии-буддизма, при которой труп умершего сжигался.

Период Асука — второй подпериод эпохи Ямато (538 -710гг. н. э.). На архитектуру и искусство этого времени значительно повлияла культура Китая, проникшая в Японию вместе с буддизмом через Корею. В Японии появились дворцы сооруженные на высоких стилобатах, таких же, как и в Китае. Нужно заметить, что влияние китайской архитектуры проявлялось как и в храмовой, так и в светской архитектуре. Несмотря на то, что множество храмов было построено к VII веку, практически ничего из этого не сохранилось. Но даже по их остаткам удалось выяснить, что для этих построений был заимствован принцип плановой композиции храмовых комплексов Китая и Кореи. В буддийских постройках Японии у Китая была позаимствована структура отдельных зданий, планировка, формы и конструктивные приемы. Все сооружения строились исключительно из дерева, камень начали применять только в XVI-XVII веках. Планы построек имели прямоугольное очертание, вход размещался с длинной стороны, структуру здания составлял деревянный остов из наружных и внутренних колонн, связанных балками, поддерживающими крышу. Сами крыши были довольно тяжелыми, благодаря их весу японские постройки были способны противостоять землетрясениям. Крыша являлась важнейшей отличительной чертой японской архитектуры. Покрывали крыши так же как и в Китае черепицей «хонгвара», но был еще менее популярный метод — покрытие дранкой из коры кипарисового дерева.

Несмотря на широкое внедрение китайской строительной каркасной структуры, японские архитектурные традиции продолжали существовать. С приходом буддизма стали популярными деревянные пагоды в виде башенных сооружений.

В Периоде Нара (710–794 гг. н. э.) в дворцовых и культовых сооружениях при постройке придерживались одного стиля. Состав зданий и размеры со временем становились больше, при этом сохраняя основной принцип осевой композиции. Стремительно развивались конструктивные и композиционные приемы. Культура Китая окончательно утвердилась как образец для подражания. Планировка большинства зданий осуществлялась по китайским градостроительным принципам. В каждой провинции появляются свои большие храмы «кокубундзи». Строятся бревенчатые постройки «адзэгура». Подобные сооружения использовались как хранилища. Одним из таких зданий является сокровищница Сёсоин императора Сему.

Пожалуй, самым важным памятником нарской архитектуры является одно из самых крупных деревянных сооружений в мире — зал Великого Будды (752г.), оно также имеет второе название Дайбуцудэн. В наше время здание стало намного меньше из-за многочисленных разрушений в прошлом. Изначально храм составлял 87 м в длину, 50 м в ширину и около 49 м в высоту. На сегодняшний день Дайбуцудэн — это павильон с двухъярусной крышей с огромной статуей Будды под ней.

Период Хэйан (794–1185 гг. н. э.) был назван в честь одноименной столицы этого периода. Китайское зодчество продолжало оставаться образцом для японской архитектуры. Подражая китайским городам, Хэйан был возведен на равнине в форме четырехугольника, окруженного глубоким рвом. Как и во всех городах Дальнего Востока, в Хэйан преобладали одноэтажные здания. Наибольшим изменениям подверглись дома аристократии, которые состояли из целого комплекса зданий, связанных галереями, такой тип построек получил название «синдэн дзукури». Отдельные здания группировались вокруг главного центрального павильона «синдэн». Легкий деревянный каркас представлял основу зданий, полы все также подымались над землей на столбах. Кровли были драночные или дощатые. Императорский дворец Дайдари располагался в северной части города на площади в виде прямоугольника, состоявшей из зданий и парка, окруженных стеной.

В это же время воздействие сект эзотерического буддизма на общественное сознание значительно повлияло на пространственные концепции архитектуры. Внешний вид храмов и монастырей сильно изменился. Храмы эзотерических сект строились в безлюдных местах среди гор, которые тогда считались священными. Подобные постройки были невелики, расположение зависело от рельефа местности. Кровли изготавливали из прессованной коры кипарисового дерева, что сближало облик здания с древними синтоистскими святилищами.

В заключение, хотелось бы отметить, что архитектура Японии привлекает своей самобытностью. За все века существования она постоянно изменялась и совершенствовалась. Важно, что все самые древние деревянные постройки мира сохранившиеся до наших дней находятся именно в Японии. Также огромное влияние на японскую архитектуру и культуру в целом произвели буддизм и культура Китая.

Литература:

  1. Аи-Тикю-Хаку // Япония сегодня. 2004. — № 9. — С. 4–5.
  2. Анарина, Н. Г. Сакральная телесность японской художественной вещи / Н. Г. Анарина // Вещь в японской культуре: сб. ст. М.: Вост. литература РАН, 2003. — С. 185–201.
  3. С. С. Аверинцев, В. П. Алексеев, В. Г. Ардзинба и др. Древние цивилизации = Ancient civilizations / под общей ред. Г. М. Бонгард-Левина. -- Москва: Мысль, 1989.,479 с.
  4. Бубнова В. О японском искусстве // Знакомьтесь, Япония. 1997, № 16.
  5. Мировая художественная культура: Учеб. пособие /Колл. авт.: Б. А. Эренгросс, В. Р. Арсеньев, Н. Н. Воробьев и др.; Под. ред. Б. А. Эренгросс/ — М.: Высшая школа, 2001. — 767 с.
  6. Мариани Фоско. Япония. Образы и традиции. М., 1980., 326с.

Ключевые слова

архитектура, Древняя Япония, период Нара, Асука, Яёй, Дзёмон, Кофун