Адаптационные процессы под влиянием физических нагрузок | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 25. Физическая культура и спорт

Опубликовано в

XVII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, февраль 2021)

Дата публикации: 20.01.2021

Статья просмотрена: 762 раза

Библиографическое описание:

Азаренкова, Н. Р. Адаптационные процессы под влиянием физических нагрузок / Н. Р. Азаренкова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 64-66. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/388/16337/ (дата обращения: 16.12.2024).



Отладить адаптационные процессы спортигровиков поможет правильно организованная тренерская деятельность. Поэтому актуальность данной проблемы определяется в сближении подходов к индивидуальным особенностям игровиков, формировании эмоционального контакта. Все это возникает на основе тренировочных занятий, игровых действий. Высокая интенсивность нагрузок во время соревнований и тренировок, необходимость мгновенного выбора повышает силу и подвижность адаптационных процессов.

Ключевые слова: игровые виды спорта, тренировочный процесс футболистов, физическая нагрузка футболистов, теория тренировочного процесса футболистов, футболисты, студенческий футбол.

Адаптационный процесс — общая реакция организма на действие чрезвычайного для него фактора внешней или внутренней среды, характеризующаяся стадийными специфическими и неспецифическими изменениями жизнедеятельности, обеспечивающая повышение резистентности организма к воздействующему на него фактору и как следствие — приспособляемости его к меняющимся условиям существования.

Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений и характерны активные творческие двигательные действия [1,2], мотивированные ее сюжетом.

В подвижных играх спортигровики вынуждены двигаться согласно изменчивости ситуации, такая программа характерна для баскетбола, волейбола, хоккея и, конечно, футбола. Помимо игровой непредсказуемости еще одним фактором является разнящаяся сложность некоторых координационных приемов, что, безусловно, отражается на технике их исполнения. К примеру, есть один прием — передача мяча, но техника этого приема будет значительно отличаться в зависимости от ситуации, будь это передача на небольшой скорости, на бегу или вовсе при нападении противника. Наличие команды соперников тоже диктует некоторые особенности футбольных игр, ведь помимо контроля своих движений, необходимо всегда наблюдать за действиями противника. Все эти факторы приводят к специфической адаптации футболистов к различным нагрузкам.

Адаптация (лат. Adaptation) — приспособление. Если развернуть этот термин, то мы получим такое определение: адаптация — это свойство живых организмов, обеспечиваемое деятельностью автоматизированных систем, целью которых является повышение устойчивости организма к различным факторам внешней среды. Адаптивные процессы проходят как на субклеточном уровне, что связано с изменением функциональной активности митохондрий, эндоплазматической сети, аппарата Гольджи, так и на клеточном, тканевом и так вплоть до организменного.

В самой адаптации выявляется двойственность ее природы. С одной стороны, это активные изменения, происходящие в организме, с другой стороны, направлены они на поддержание гомеостаза, то есть на постоянство внутренней среды. Можно сказать, что с адаптивными процессами организм переходит на принципиально новый уровень функционирования при сохранении динамического равновесия.

Любые адаптивные процессы требуют некоторого толчка для их активации, и всегда это являются какие-то условно неблагоприятные условия внешней среды, которые заставляют организм работать более усиленно, чем при покое. При этом адаптация не развивается от единовременного воздействия фактора и всегда требует длительного или регулярного воздействия того или иного фактора. В развитии адаптации выделяют две стадии:

  1. Функциональная адаптация — она характеризуется развитием функциональных адаптационных реакций в системах организма, то есть меняется именно скорость и интенсивность метаболических процессов, не изменяя структуры клеток, тканей и органов. Например, усиление систолы левого желудочка при физической нагрузке.
  2. Морфофункциональная адаптация характеризуется изменением морфологической структуры того или иного органа. Например, гипертрофия миокарда левого желудочка при длительной физической нагрузке.

Не только физическая нагрузка является тем самым стресс-фактором, активирующим адаптационные механизмы. К ним также относятся изменения в режиме питания, климатические изменения, а так как человек — существо социальное, то и изменения его социального окружения. Во всех этих случаях цель адаптации всегда одна — повышение эффективности жизнедеятельности в измененных условиях среды.

Стресс-реакция является основным механизмом адаптации. Она формируется при воздействии любого раздражителя, который выходит за существующий порог раздражимости. Сама стресс-реакция реализуется через несколько фаз:

Фаза тревоги (ориентировочная фаза) — она характеризуется активацией симпато-адреналовой системы с массивным выбросом в кровь адреналина, норадреналина, что приводит к повышению ЧСС и ЧДД;

Фаза резистентности (фаза устойчивости) — характеризуется нормализацией уровня катехоламинов и повышением уровня кортизола, который является гормоном хронического стресса;

Фаза истощения — характеризуется функциональной недостаточностью надпочечников после бурной активизации его деятельности. Некоторые авторы выделяют третьей фазу стойкой резистентности, когда организм приспосабливается к изменившимся условиям, что логично, ведь не любая стресс-реакция приводит к истощению организма. Тем не менее, следует знать об этом, так как нерационально построенные тренировки у спортсменов перевешивают чашу весов именно в сторону истощения, делая в дальнейшем невозможным стойкую адаптацию.

Как уже было сказано, адаптация развивается только при повторных действиях стресс-фактора. При этом выделяют срочную и долговременную адаптацию. Первая, как понятно из названия, формируется за короткий промежуток времени и характеризуется функциональной перестройкой органов и систем. Вторая же характеризуется морфологическими изменениями. Из данных пояснений понятно, что срочная адаптация, по сути, равнозначна функциональной, о которой говорилось выше, а долговременная — морфофункциональной.

Стадии срочной адаптации:

  1. Активация основных жизненно важных функций организма, таких как дыхание и сердцебиение, что выражается увеличением ЧСС и ЧДД;
  2. Устойчивое поддержание вышеназванных функций относительно длительное время;
  3. Перенапряжение нервной регуляции с истощением нервных центров и снижением функциональной активности после исчерпания энергетических ресурсов организма.

Стадии долговременной адаптации:

  1. Многократная активация функциональных адаптивных процессов в течение определенного периода времени, который зависит от адаптационных возможностей организма. Они же во многом определяются состоянием здоровья организма;
  2. Систематические, постепенно нарастающие влияния новых внешних условий приводят к началу формирования морфологических изменений в тканях и органах, они пока еще не выражены, так как протекают преимущественно на клеточном и тканевом уровне;
  3. Формирование стабильной и устойчивой адаптации, характеризующейся стойкостью морфофункциональных изменений, определяемых уже при многочисленных методах обследования.

Вырабатывание адаптивных процессов играет ключевую роль в профессиональной деятельности спортсменов, так как они позволяют планомерно увеличивать интенсивность нагрузок, что положительно сказывается и на достижении более высоких результативных показателей.

Поэтому, очень важно понимать и грамотно использовать знания о тех адаптивных процессах, которые протекают в организме под влиянием физических нагрузок.

Литература:

  1. Азаренкова, Н. Р. Двигательная активность как необходимость для студентов / Н. Р. Азаренкова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 480–481. — URL: https://moluch.ru/archive/310/70001/ (дата обращения: 13.01.2021).
  2. Азаренкова Н. Р. Азаренокова Н. В. / Двигательная активность как жизненная необходимость// Международный научный журнал «НАУКА И МИР». — 2016. — № 4, т.3. — С. 28–29.

Ключевые слова

футболисты, игровые виды спорта, тренировочный процесс футболистов, физическая нагрузка футболистов, теория тренировочного процесса футболистов, студенческий футбол

Похожие статьи

Анализ различных факторов эффективности соревновательной деятельности в студенческом мини-футболе

В статье рассматриваются особенности соревновательной деятельности студентов мини-футболистов. Для повышения эффективности соревновательного процесса необходима оценка комплекса факторов, которые влияют на результативность соревновательной детальност...

Спортивный тимбилдинг — современная технология обучения для повышения физической активности

В настоящее время одной из наиболее важных проблем на занятиях по физической культуре является то, что хорошо известно педагогам — дети затрудняются проявлять взаимопомощь, принимать решения, работать в команде в силу своих возрастных особенностей, к...

Профессионально-личностное воспитание студентов в процессе занятий физической культурой и спортом

В статье рассмотрен вопрос о важности физических нагрузок в жизни студента, которые проявляются в регулярных занятиях физической культурой. В работе затронут механизм влияния физической культуры на организм и здоровье студентов, раскрыта значимость з...

Развитие внимания средствами легкоатлетических упражнений

Статья посвящена анализу психолого-педагогической природы активного процесса внимания, как центрального познавательного процесса детей младшего школьного возраста. Автор анализирует различные научные позиции, раскрывает отношение детей к легкоатлетич...

Значение физкультуры для организма человека

Современные реалии, быстро меняющиеся технологии, стремительное течение жизни общества задает определенные требования к членам социума, обусловливая необходимость постоянно развиваться, узнавать новое, учиться. Быстрый ритм жизни требует от человека ...

Влияние физических упражнений на умственную деятельность студентов и их взаимосвязь

В статье рассматривается зависимость основ здорового образа жизни и адаптации к умственным нагрузкам студентов. Физические нагрузки представлены как основной фактор, способствующий улучшению умственной работоспособности студенческой молодежи в процес...

Межличностные и статусно-ролевые взаимоотношения младших школьников как фактор эффективной игровой деятельности

Данная статья посвящена проблеме взаимоотношений младших школьников, в ходе командообразования в игровых видах спорта (на примере волейбола), и влияние данного процесса на эффективность игровой деятельности в команде, за счет внедрения в учебно-трени...

Необходимость спортивного отбора в греко-римской борьбе

Наиболее актуальным вопросом в развитии греко-римской борьбы и современного спорта является необходимость спортивного отбора, начиная с детского возраста и заканчивая институтами физической культуры и спорта. Развитие модельных характеристик и параме...

Современные фитнес-программы в организации профессионально-прикладной физической подготовки студентов

Авторами статьи рассматривается характер управленческой деятельности и рациональное применение фитнес — программ в целях профессионально-прикладной физической подготовки студентов. Проанализировано влияние кроссфита на функциональную систему организм...

Обогащение двигательного опыта старших дошкольников средствами скиппинга

Обогащение двигательного опыта старших дошкольников средствами скиппинга является актуальной темой исследования, что связано с тем, что одной из самых важных задач дошкольных учреждений является повышение двигательной активности и стимулирование мото...

Похожие статьи

Анализ различных факторов эффективности соревновательной деятельности в студенческом мини-футболе

В статье рассматриваются особенности соревновательной деятельности студентов мини-футболистов. Для повышения эффективности соревновательного процесса необходима оценка комплекса факторов, которые влияют на результативность соревновательной детальност...

Спортивный тимбилдинг — современная технология обучения для повышения физической активности

В настоящее время одной из наиболее важных проблем на занятиях по физической культуре является то, что хорошо известно педагогам — дети затрудняются проявлять взаимопомощь, принимать решения, работать в команде в силу своих возрастных особенностей, к...

Профессионально-личностное воспитание студентов в процессе занятий физической культурой и спортом

В статье рассмотрен вопрос о важности физических нагрузок в жизни студента, которые проявляются в регулярных занятиях физической культурой. В работе затронут механизм влияния физической культуры на организм и здоровье студентов, раскрыта значимость з...

Развитие внимания средствами легкоатлетических упражнений

Статья посвящена анализу психолого-педагогической природы активного процесса внимания, как центрального познавательного процесса детей младшего школьного возраста. Автор анализирует различные научные позиции, раскрывает отношение детей к легкоатлетич...

Значение физкультуры для организма человека

Современные реалии, быстро меняющиеся технологии, стремительное течение жизни общества задает определенные требования к членам социума, обусловливая необходимость постоянно развиваться, узнавать новое, учиться. Быстрый ритм жизни требует от человека ...

Влияние физических упражнений на умственную деятельность студентов и их взаимосвязь

В статье рассматривается зависимость основ здорового образа жизни и адаптации к умственным нагрузкам студентов. Физические нагрузки представлены как основной фактор, способствующий улучшению умственной работоспособности студенческой молодежи в процес...

Межличностные и статусно-ролевые взаимоотношения младших школьников как фактор эффективной игровой деятельности

Данная статья посвящена проблеме взаимоотношений младших школьников, в ходе командообразования в игровых видах спорта (на примере волейбола), и влияние данного процесса на эффективность игровой деятельности в команде, за счет внедрения в учебно-трени...

Необходимость спортивного отбора в греко-римской борьбе

Наиболее актуальным вопросом в развитии греко-римской борьбы и современного спорта является необходимость спортивного отбора, начиная с детского возраста и заканчивая институтами физической культуры и спорта. Развитие модельных характеристик и параме...

Современные фитнес-программы в организации профессионально-прикладной физической подготовки студентов

Авторами статьи рассматривается характер управленческой деятельности и рациональное применение фитнес — программ в целях профессионально-прикладной физической подготовки студентов. Проанализировано влияние кроссфита на функциональную систему организм...

Обогащение двигательного опыта старших дошкольников средствами скиппинга

Обогащение двигательного опыта старших дошкольников средствами скиппинга является актуальной темой исследования, что связано с тем, что одной из самых важных задач дошкольных учреждений является повышение двигательной активности и стимулирование мото...