Проект «Что такое Новый год?» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Сидоренко, Н. П. Проект «Что такое Новый год?» / Н. П. Сидоренко, В. Н. Шуперт. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 60-62. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/388/16335/ (дата обращения: 25.04.2024).



Ключевые слова: новогодний праздник, ребенок, родитель, традиция.

Вид проекта: Исследовательско-творческий, среднесрочный (ноябрь-декабрь).

Участники проекта: Воспитатели, дети, родители.

Цель: Расширение и систематизация знаний детей о традициях новогоднего праздника, создание условий для формирования представлений о Новом годе как веселом и добром празднике и развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации творческого проекта «Что такое Новый год?», повышение эффективности детско-родительских отношений.

Задачи:

  1. Формировать у детей представления о новогодних обычаях и традициях россиян через знакомство с народной культурой, ручной труд, осознание правильного отношения к традициям своего народа.
  2. Развивать у дошкольников познавательную инициативу, организаторские способности, интерес к участию в подготовке и проведении праздника в детском саду и семье.
  3. Продолжать развивать у детей навыки партнёрской деятельности и сотрудничества, умение взаимодействовать друг с другом; обогащать и развивать активный словарь детей, увеличивать объем знаний по данной теме.
  4. Развивать творческое воображение детей в речевой и продуктивной деятельности (придумывание рассказов, сказок, стихотворений на новогоднюю тематику; создание атрибутов из бумаги, картона, краски, клея).

Проектная деятельность

Подготовительный этап

— Определение темы проекта, постановка цели и задач.

— Подобрать и изучить необходимую литературу о традициях новогоднего праздника в России.

— Разработка и накопление методических материалов по проблеме.

— Знакомство детей и родителей с художественной литературой и фольклором.

— Выбор форм работы с детьми и родителями.

— Подбор речевых игр и упражнений для развития и улучшения звукопроизношения.

— Составление сценария.

Основной этап

— Проведение онлайн консультации на тему: «Изготовление костюмов и масок дома вместе с детьми»; «Безопасный Новый Год».

— Совместное (воспитатели, дети, родители) изготовление атрибутов для театрализованной деятельности и украшение группы.

— Разучивание ролей.

— Проигрывание сюжетов сценария.

— Индивидуальная работа с детьми и родителями.

Заключительный этап

— Сплочение детского коллектива.

— Развитие интереса к коллективной творческой деятельности.

— Создание благоприятных условий для саморазвития ребенка.

— Оптимизация детско-родительских отношений.

— Повышение уровня вовлеченности родителей в деятельность ДОО.

— Укрепление связей между педагогами и родителями.

— Театрализованное представление.

Самый радостный и любимый праздник детей и взрослых — это Новый год, который имеет свою историю и традиции. Время новогодних праздников — это время волшебства и таинственных превращений, время красивой, доброй сказки, которая приходит в каждый дом.

Главный российский исследователь Нового года Елена Владимировна Душечкина приводит такую цитату из воспоминаний писателя Владимира Дмитриевича Фоменко: «Дети замучили вопросами — есть ли на самом деле Дед Мороз, из чего он сделан, как не тает в теплой комнате и т. д. ‹…› когда вышел Дед Мороз ‹…› [1], все эти вопросы дети всех поколений задавали и будут задавать. Во все времена предновогодняя суета, письма Деду Морозу, украшение ёлки и долгожданные подарки под ней — не сравнятся ни с одним из праздников. Незадолго до Нового года дети начинают думать о Дедушке Морозе. Стараются совершать добрые поступки, думая, что за ними в окошко наблюдает Дед Мороз. И многие взрослые почти так же себя чувствуют. Рассказывают о новогодних праздниках из своего детства, также как и дети ждут подарков. Все ждут с нетерпением встречи нового года, каждая семья занята предновогодними хлопотами. А самый главный символ новогоднего праздника — елка, с ее нарядами, украшениями.

С детьми была проведена беседа-интервью, родителям предложена анкета по истории праздника и семейным традициям празднования Нового года. Анализируя знания детей группы о новогоднем празднике, мы пришли к выводу, что 100 % детей не знают об истории появления этого праздника. Представления о самом праздновании Нового года у 85 % детей, в основном, ограничиваются подарками от Деда Мороза. 23 % родителей не смогли дать точных исторических сведений об истоках празднования Нового года в зимний период; 87 % отметили, что встречают Новый год дома в кругу семьи; 42 % — водят детей на новогодние представления (театральные, корпоративные «ёлки» для детей), однако в нынешнем году от данной традиции придётся отказаться из-за эпидемиологической ситуации. Поэтому мы считаем, что реализация нашего проекта актуальна не только для углубления и расширения представлений о традициях любимого праздника, но и для сохранения позитивного эмоционального состояния всех участников образовательного процесса.

Данный проект направлен на приобщение детей к народным и государственным праздникам, их особенностям проведения. Дети и родители не совсем знакомы с историей новогодней елки и праздника «Новый год», его традициями и обычаями. Разобраться в этих вопросах поможет исследовательско-творческая деятельность, осуществляемая в ходе реализации проекта «Что такое Новый год?».

Участие детей в проекте позволяет им стать непосредственными участниками подготовки к Новому году, расширяет представление о традициях и обычаях празднования Нового года, его сказочных персонажах, помогает им полностью окунуться в предновогоднюю бурю эмоций и впечатлений.

Цель проекта: расширение и систематизация знаний детей о традициях новогоднего праздника, создание условий для формирования представлений о Новом годе как веселом и добром празднике и развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации творческого проекта «Что такое Новый год?», повышение эффективности детско-родительских отношений.

Реализация проекта проходит в три этапа.

На подготовительном этапе мы более подробно ознакомились с темой проекта, поставили цель и задачи. Подобрали и изучили необходимую литературу о традициях новогоднего праздника в России. Разработали методические материалы по проблеме. Подобрали речевые игры и упражнения для развития и улучшения звукопроизношения. В ходе работы по проекту мы не можем обойти стороной речевое развитие детей с тяжёлыми нарушениями речи (задачи речевого развития дошкольников решаются в процессе всей образовательной деятельности нашей группы). Составили сценарий. Родителям были даны рекомендации по подбору художественной литературы по новогодней тематике.

На основном этапе проекта с детьми проводятся беседы об истории возникновения Нового года, и как он к нам пришёл. Дети под руководством педагогов получают знания о том, что такое Новый год, как его празднуют, откуда пришел Дед Мороз и почему Снегурочка является ему внучкой. Активно разучиваются роли, проигрываются сюжеты сценария. В онлайн-режиме продолжается работа с родителями: проводятся консультации на темы: «Изготовление костюмов и масок дома вместе с детьми»; «Безопасный Новый Год». С детьми обсуждаются эскизы элементов оформления группы, масок и костюмов персонажей театрализованного представления. Родителям дано задание по подбору материалов для изготовления костюмов и масок по эскизам детей.

На заключительном этапе мы считаем, что наш проект успешно реализован, все поставленные задачи выполнены. По окончании проекта дети получили новые знания о новогоднем празднике, его традициях, главных персонажах. Дети приняли участие в итоговом мероприятии проекта — театрализованном представлении «Хоровод у ёлки» по произведению Марии Манаковой, которое позволило им погрузиться в мир сказки и волшебства, создало обстановку общей радости, хорошего настроения, помогло сформировать желание детей принимать активное участие в праздничных выступлениях. Родители были ознакомлены с итоговым мероприятием в онлайн-режиме.

Литература

  1. Анастасия, Углик Новый год в России. История праздника / Углик Анастасия. —: Эксмо, 2016. — 348 c. — Текст: непосредственный. [1]

Ключевые слова

традиция, ребёнок, родитель, новогодний праздник