Виды мультимедийных средств при обучении иностранному языку | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бурмистрова, Е. Д. Виды мультимедийных средств при обучении иностранному языку / Е. Д. Бурмистрова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 55-57. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/388/16318/ (дата обращения: 24.01.2022).



В статье рассматриваются различные виды мультимедийных средств обучения и их возможности использования при обучении английскому языку в современной средней общеобразовательной школе.

Ключевые слова: мультимедийные технологии, мультимедийные средства обучения, организация учебного процесса, компьютер, программное обеспечение, электронные образовательные ресурсы.

Развитие современного общества происходит в эпоху информатизации, характеризующейся применением информационных средств во многих сферах деятельности человека, в том числе в сфере образования. Сочетание традиционных образовательных средств и развитие мультимедийных технологий является одним из ключевых путей повышения качества современного образования. Мультимедиа-технологии способствуют развитию личностных качеств учащихся и вариативности школьного образования. Включение данных средств в учебный процесс обеспечивает активное творческое овладение учащимися изучаемого предмета, позволяет изложить материал на более качественном уровне. Их применение открывает новые возможности в организации учебного процесса, особенно это касается обучения детей младшего школьного возраста, для которых учебная и игровая деятельность являются ведущими на данном возрастном этапе.

Рассматривая труды Некрасова А.Н и Семчук Н. М., можно выделить следующие мультимедийные средства обучения: средства для записи и воспроизведения звука (электрофоны, магнитофоны, СD-проигрыватели), оптическая и проекционная кино- и фотоаппаратура (теле и радиоприёмники, DVD-проигрыватели, фотоаппараты, кинокамеры, диапроекторы, кинопроекторы), средства телефонной, телеграфной и радиосвязи (телефонные аппараты, системы радиосвязи), а также техника, предназначенная для документирования и размножения информации (ксероксы, компьютеры, принтеры, сканеры), интерактивные доски и виртуальные объекты [4, с. 99].

Применение представленных мультимедийных средств обучения даёт возможность повысить наглядность преподносимого материала, заинтересованность учащихся, развить личные качества (способность к самообразованию и саморазвитию), развить коммуникативные и социальные способности, расширить кругозор подрастающего поколения. Мультимедийные технологии позволяют перейти от пассивного обучения, к активному, когда ученик становится активным участником учебного процесса [4, с. 100].

Проанализировав представленный выше материал, мы предлагаем свою классификацию современных мультимедийных средств, которые нашли широкое применение в современном обучении. Мультимедийные средства обучения могут быть разделены на технические средства (компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, мобильные устройства, аудио- и видеомагнитофоны, сеть Интернет), а также на программное обеспечение и электронные образовательные ресурсы (электронные обучающие программы, электронные учебники, тренажёры, энциклопедии и справочники).

Основные виды мультимедийных средств обучения представлены в виде классификации на рисунке 1.

Классификация основных видов мультимедийных средств обучения

Рис. 1. Классификация основных видов мультимедийных средств обучения

Рассматривая труды ведущих педагогов и методистов, исследовавших сферу компьютерных технологий, было определено, каким образом предложенные мультимедийные средства обучения используются в образовании [1; 2; 3; 4].

Технические средства:

1)Компьютер — это устройство, выполняющее заданные функции с помощью установленной последовательности операционных программ. Быстрая обработка данных и минимальная вероятность ошибок гарантируют эффективное использование ЭВМ.

Ранее профессиональные компьютеры применялись лишь в научных лабораториях и правительственных учреждениях, в последние десятилетия устройство нашло широкое применение во всех сферах человеческой жизни по всему миру. Сегодня компьютеры становятся обычным явлением, практически все граждане имеют возможность его приобрести данное устройство.

2) Интерактивная доска — представляет экранное устройство, на которое с помощью компьютера и проектора выводится любое изображение и информация. Спектр её технических возможностей не ограничивается только лишь демонстрацией материала, но и даёт возможность с помощью различных приложений выполнять упражнения на самом экране.

3) Мультимедийный проектор — это устройство, на которое передаётся необходимая информация с помощью компьютера и проецируется на экран.

Положительные стороны использования мультимедийного проектора:

— высокое качество передаваемого изображения (яркие и чёткие картинки, хорошо виден текст);

— объяснение материала становится проще и лучше запоминается обучающимися, чем объяснение на обычной доске с использованием мела;

— при нахождении ошибок или неточностей, проблему можно легко исправить с помощью исправления или добавления соответствующего комментария в программе и выведения на экран;

— темп, глубина и объем материала корректируются учителем в зависимости от класса, возраста и знаний обучающихся.

4) Мобильные устройства — это портативные устройства, предназначенные для индивидуального использования, которые обычно содержат дисплей и миниатюрную клавиатуру.

К мобильным устройствам относят мобильные телефоны, планшеты, электронные книги, смарт-браслеты и музыкальные плееры.

5) Видео- и аудиомагнитофоны — это технические устройства, которые дают возможность воспроизводить ранее записанную на носитель информацию.

Применение различных средств передачи учебной информации, в том числе и аудиоустройств, даёт возможность во время урока слушать учебный материал, отрывки из аудиокниг и аудио-семинаров, заучивать новые слова, воспринимая иностранную речь на слух и повторяя за диктором. С помощью прослушивания аудиоматериалов у учащихся происходит развитие памяти и внимания, дети учатся находить ключевую информацию в тексте и запоминать основные моменты содержания.

Программное обеспечение и электронные образовательные ресурсы:

Программное обеспечение является важной частью компьютерной системы. К прикладному программному обеспечению специального (профессионального) назначения относят текстовые и звуковые редакторы, мультимедийные проигрыватели, программы разработки презентаций, графические и офисные редакторы, приложения для обработки видео, дающие возможность создавать материал и работать в различных программах в зависимости от задач обучения. К таким программы относят PowerPoint и Freelance Graphics для создания мультимедийных презентаций, Paint для создания и редактирования изображений, Movie Maker для создания слайд-шоу и работы с видеоматериалами, различные электронные учебники, словари и справочники.

Таким образом, включение различных видов мультимедиа-технологий в учебный процесс делает его интересным и продуктивным в процессе изучения нового материала или его закреплении на практике. Заинтересовавшись, даже самые незаинтересованные в изучении языка учащиеся не замечают, что учатся, активно включаются в процесс поиска знаний.

Литература:

  1. Ариян М. А. Технология социально-развивающего обучения иностранным языкам на старшем этапе обучения средней школы // Иностранные языки в школе. 2008 г. № 7. — С. 90.
  2. Иванова И. И., Касторнова В. А. Анализ возможностей современных интерактивных досок и специального программного обеспечения к ним // Вестник череповецкого государственного университета. — 2016. — № 4 (73). — С. 120–124.
  3. Коджаспирова Г. М., Петров К. В. Технические средства обучения и методика их использования: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002 г. — С. 256.
  4. Некрасова А. Н., Семчук Н. М. Классификация мультимедийных образовательных средств и их возможностей // Ярославский педагогический вестник. — 2012. — № 2. — С. 98–102.
  5. Пальмер Г. Устный метод обучения иностранным языкам. — М.: Учпедгиз, 1960. — С. 215.
  6. Шатилов С. Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1986. — С. 223.