Особенности правового положения лиц, замещающих государственную должность | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 19. Государство и право

Опубликовано в

XVII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, февраль 2021)

Дата публикации: 14.01.2021

Статья просмотрена: 837 раз

Библиографическое описание:

Кущ, А. А. Особенности правового положения лиц, замещающих государственную должность / А. А. Кущ. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 40-43. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/388/16262/ (дата обращения: 25.04.2024).



В данной статье рассматривается особенности правового положения лиц, замещающих государственную должность.

Ключевые слова: государственная служба, должностное лицо, государственная должность, правовое положение лиц, замещение государственной должности.

Актуальность темы исследования обусловлена современными тенденциями реформирования системы государственной службы в Российской Федерации.

В современной России проблема модернизации отношений в области государственного управления остается одной из значимых, что объясняется ролью государственных органов для общества и государства.

Правовой статус лиц, их замещающих, регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами. Данные лица не являются федеральными государственными служащими, им нельзя присвоить классные чины федеральной государственной гражданской службы (но присваиваются дипломатические ранги, воинские и специальные звания, классные чины правоохранительной службы) [9].

Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. № 32 «О государственных должностях Российской Федерации» установлен Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации [5].

Все приведенные указом должности — ключевые фигуры — это временщики, которые просто замещают должности.

Минтрудом России разработаны критерии привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения вместе с Методическими рекомендациями по привлечению к ответственности государственных служащих за то, что не соблюдаются запреты и ограничения требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, которые установлены для противодействия коррупции. Опять же данные критерии не применимы для лиц, замещающих государственные должности (в том числе, судей, прокурорских работников, депутатов и т. п.).

Для регулирования служебного поведения государственных и муниципальных служащих разработан Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (одобрен решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол № 21)).

В судебной системе разработаны аналогичные правила. Так приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 26.04.2011 № 79 (ред. от 13.04.2015) утвержден «Типовой кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих аппаратов федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации». Поведение лиц, замещающих отельные государственные должности, регулируется соответствующими должности законами, а также рядом этических кодексов [10].

Требования к замещению государственных должностей в системе органов законодательной и исполнительной власти имеют более вариативный характер. К примеру, государственная должность чрезвычайного и полномочного посла Российской Федерации предполагает определённые требования к состоянию здоровья гражданина, образованию, а также к его личным и профессиональным качествам.

Требования к лицам, претендующим на замещение государственных должностей членов Правительства Российской Федерации в соответствии со ст. 9–10 федерального конституционного закона от 17 декабря «О Правительстве Российской Федерации» гражданству Российской Федерации, а также с установлением ограничений и запретов в частности имущественного характера [8].

В системе органов исполнительной власти Российской Федерации и её субъектов требования к личностным и профессиональным качествам кандидатов на замещение государственных должностей не закрепляются нормативно. Довольно абстрактная дефиниция используется и при определении требований, которые предъявлены к кандидатам для того, чтобы наделить полномочиями члена Совета Федерации. В частности, в ст. 2 федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 229-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» [2] как одно из требований к кандидату для того, чтобы наделить полномочиями члена Совета Федерации считается наличие «безупречной репутации», что, однако, также не раскрывается в законе. В свою очередь, первоначальные требования к кандидатам в депутаты Государственной Думы, установленные в ст. 4 федерального закона от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» [3], предусматривают ограничения касательно гражданства, осуждения к уголовному наказанию за тяжкие и особо тяжкие преступления, непогашенной или неснятой судимости за эти преступления. Получается, в современном законодательстве общих требований к кандидатам на замещения государственных должностей нет.

Общие ограничения, которые распространяются как на лиц, замещающих государственные должности, так и на лиц, которые замещают должности государственной службы, закрепляются федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [4], носят в основном имущественный характер и не предусматривают требования к профессиональным и личностным качествам кандидата на должность.

Прохождение конкурсных процедур, которые нужны для того, чтобы определить уровень профессиональной подготовки кандидата на государственную должность, на наш взгляд, должно сопровождаться установлением испытательного срока для лиц, которые впервые назначаются на государственную должность и не имеющие нужного стажа службы на должностях государственной или муниципальной службы и использованием присяги [11].

Таким образом, отсутствие единых требований к кандидатам на государственные должности касается сущностных основ создания демократической системы государственного управления в современной России и препятствует реализации базовых конституционно-правовых ценностей, которые предусмотрены ст. 32 Конституции РФ [1].

Законодательством должны определяться изначальные требования к уровню профессионализма и личностным качествам кандидатов на замещение государственных должностей. В тех случаях, когда государственная должность не считается выборной, в обязательном порядке должен предусматриваться конкурсный отбор при её замещении [7]. Задачи, которые возложены на государственные органы задачи и осуществляемые ими функции в разных областях государственного управления напрямую влияют на содержание и структуру административно-правового статуса лиц, замещающих государственные должности.

Это должно быть выражено в установке дополнительных требований при замещении государственной должности, дополнительных прав и возложении дополнительных обязанностей на них, установке дополнительных ограничений и запретов, которые связаны с исполнением государственно-властных полномочий.

Таким образом, можно сделать вывод, что правовое положение лиц, их замещающих, регулируется Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы. Данные лица не являются федеральными государственными служащими, им нельзя присвоить классные чины федеральной государственной гражданской службы (но присваиваются дипломатические ранги, воинские и специальные звания, классные чины правоохранительной службы).

В современном законодательстве общих требований к кандидатам на замещения государственных должностей нет. Общие ограничения, которые распространяются как на лиц, замещающих государственные должности, так и на лиц, которые замещают должности государственной службы, закрепляются федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», носят в основном имущественный характер и не предусматривают требования к профессиональным и личностным качествам кандидата на должность.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ). — // СПС «КонсультантПлюс». — (дата обращения: 10.12.2020).
  2. Федеральный закон от 03.12.2012 № 229-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации // СПС «КонсультантПлюс». — (дата обращения: 11.12.2020).
  3. Федеральный закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». // СПС «КонсультантПлюс». — (дата обращения: 12.12.2020).
  4. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 30.10.2018) «О противодействии коррупции». // СПС «КонсультантПлюс». — (дата обращения: 10.12.2020).
  5. Указ Президента РФ от 11.01.1995 № 32 (ред. от 15.05.2018) «О государственных должностях Российской Федерации». // СПС «КонсультантПлюс». — (дата обращения: 10.12.2020).
  6. Башуров В. Б., Дитятковский М. Ю. Назначение на должность государственной гражданской службы в Российской Федерации: проблемы правового регулирования // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. № 7. С. 55–59.
  7. Казакова Е. М. Проблемы определения статуса лиц, замещающих государственные должности в субъектах Российской Федерации // В сборнике: Актуальные проблемы современной науки: взгляд молодых Сборник трудов V Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. 2016. С. 50–55.
  8. Казакова Е. М. Перспективы унификации правового статуса лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации // Вестник современных исследований. 2016. № 3–2 (3). С. 176–179.
  9. Панкова О. Б. Проблемы правового статуса лиц, замещающих государственные и муниципальные должности // Законность. 2017.№ 2 (988). С. 14–19.
  10. Рябкина К. В. Отличительные особенности правового статуса государственного служащего //Новый взгляд международный научный вестник. Новосибирск № 11, 2017. С.227–238.
  11. Хисматуллин С. А. Ямщикова С. Л. Проблемы определения статуса лиц, замещающих государственные должности в субъектах Российской Федерации // E-Scio. 2017. № 6 (9). С. 88–91.

Ключевые слова

должностное лицо, государственная служба, государственная должность, правовое положение лиц, замещение государственной должности