Толстой — спортсмен и достойный русский офицер: роль спорта и физической культуры в жизни Л. Н. Толстого
Авторы: Олейник Олег Павлович, Скутин Евгений Васильевич, Щуков Денис Александрович
Рубрика: 25. Физическая культура и спорт
Опубликовано в
XVI международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, январь 2021)
Дата публикации: 02.01.2021
Статья просмотрена: 973 раза
Библиографическое описание:
Олейник, О. П. Толстой — спортсмен и достойный русский офицер: роль спорта и физической культуры в жизни Л. Н. Толстого / О. П. Олейник, Е. В. Скутин, Д. А. Щуков. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 77-79. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/386/16309/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье рассматриваются избранные моменты биографии Л. Н. Толстого. Выявляется и анализируется интерес русского классика к физической культуре и спорту. Делается вывод, что любовь к спорту и физической культуре, стремление к совершенствованию тела и внутреннего мира, активный образ жизни Толстого есть хороший пример для личностного роста курсантов военных училищ России.
Ключевые слова: Л. Н. Толстой, физическая культура, спорт, совершенствование.
Личность Л. Н. Толстого чрезвычайно многогранна. Богатое творческое наследие русского писателя (проза, педагогические труды, религиозно-философские труды, эпистолярий) сегодня активно исследуется специалистами. Отметим, что творчество Толстого изучают: литературоведы, философы, педагоги, теологи и религиоведы.
Однако в этой статье мы попытаемся рассмотреть личность и творчество Толстого с точки зрения специалистов военного дела. Мы обратимся к воспоминаниям современников Толстого и посмотрим, как здоровый образ жизни Толстого, его внимание к собственному здоровью и интерес к физической культуре может быть использован преподавателями физической культуры в процессе прививания курсантам военных училищ любви к спорту.
Заметим, что курсанты военных училищ недостаточно знакомы с биографией Толстого, с его увлечением различными спортивными упражнениями. Это связано, очевидно, с тем, что абитуриенты, а затем уже и курсанты военных ВУЗов ориентированы на школьный курс литературы, где усиленно изучается лишь роман-эпопея Толстого «Война и мир». Обширная биография же Толстого изучается посредственно.
Чаще всего курсанты знают, что Толстой проходил военную службу, был участником боевых действий. Однако курсанты, как правило, не имеют представления об интересах, увлечениях Толстого (в частности, о его любви к спорту). Так, нам видится, что это не совсем целесообразно, потому что, изучив воспоминания современников Толстого, мы обнаружили большое количество упоминаний о спортивной активности писателя. И нам представляется это важным.
Отметим, что упоминания о спорте достаточно частотны в творчестве Толстого. Достаточно вспомнить лишь несколько знаменитых произведений Толстого. Например, в повести Толстого «Казаки» мы наблюдаем хорошую подготовленность русских офицеров в конном спорте и стрельбе, а в романе Толстого «Анна Каренина» представлен целый эпизод на ипподроме, посвященный конным забегам (популярный вид спорта конца XIX в. в России).
Делаем вывод: любовь к спорту Толстого обусловлена тремя факторами. Во-первых, в молодости Толстой проходил военную службу в рядах русской армии, имел офицерский чин. Т. В. Слепцова отмечает общий интерес к спорту русских офицеров XIX в. и подчеркивает, что «офицеры хорошо подготовлены в фехтовании, конном спорте, стрельбе — видах спорта, напрямую связанных со службой» [3]. Во-вторых, немаловажным нам видится социальный фактор — массовое увлечение спортом аристократической молодежи (это особенно ярко проявится в студенческие годы писателя, когда Толстой с товарищами будет заниматься гимнастикой). И, наконец, в-третьих, постоянное и неуемное желание Толстого к физическому и нравственному совершенствованию. Думается, именно спорт позволяет активно совершенствоваться писателю. Так, Т. В. Слепцова отмечает, что «в истории общества физическая культура и спорт имели большое значение в формировании и развитии физических и психических качеств личности» [3].
Далее обзорно рассмотрим все три указанных выше фактора. Для начала отметим, что желание развиваться физически, укреплять и совершенствовать свое тело сопровождало Толстого на протяжении всей жизни. Писатель с юных лет уделял много внимания физической культуре и спорту. Это отмечают современники Толстого: «В то время у светской молодежи входили в моду гимнастические упражнения, между которыми первое место занимало прыганье через деревянного коня. Бывало, если нужно захватить Льва Николаевича во втором часу дня, надо отправляться в гимнастический зал на Большой Дмитровке. Надо было видеть, с каким одушевлением он, одевшись в трико, старался перепрыгнуть через коня, не задевши кожаного, набитого шерстью, конуса, поставленного на спине этого коня. Не удивительно, что подвижная, энергическая натура 29-летнего Л. Толстого требовала такого усиленного движения» [2, c. 80–81].
Физическую подготовленность юного Толстого отмечали многие его университетские знакомые, а затем и армейские товарищи. Толстого можно было считать достойным представителем русской армии, офицером, обладающим необходимой выправкой. Своим образом жизни он демонстрировал правильное отношение к физической культуре и спорту. Это особенно заметно в зрелом возрасте писателя, когда Толстой оставляет военную службу, посвящая себя полностью помещичьим делам. Приведем одно весьма любопытное воспоминание крестьянина, трудящегося в поместье Толстого: «” <…> барин, зацепившись одною коленкой за жердь, висит в красной куртке головою вниз и раскачивается; волосы отвисли и мотаются, лицо кровью налилось, не то приказания слушать, не то на него дивиться”» [2, c. 83]. В этом свидетельстве наглядно представлено, что сельская жизнь Толстого с ее тяготами и заботами не смогла отвлечь писателя от занятий физической культурой. Толстой всегда находил время на подобного рода физические упражнения, продолжал укреплять свое тело.
Кроме того, Толстой всегда поощрял занятия физической культурой, выступая пропагандистом физкультуры. Особенно в своем поместье он привлекал к занятиям физкультурой детей: «Ляжет, бывало, на пол во всю длину и нас заставляет лечь и подниматься без помощи рук; он же устроил нам в дверях веревочные приспособления и сам кувыркался с нами, к общему нашему удовольствию и веселию…» [2, c. 117]. Таким образом писатель в игровой форме прививал детям любовь к физкультуре.
Отметим и гармоничное, всестороннее физическое развитие Толстого. Так, помимо уже ранее упомянутой гимнастики, Толстому были не чужды игровые виды спорта. В Ясной Поляне он часто играл в спортивные игры со взрослыми и детьми. Приведем одно свидетельство, подтверждающее это: «Вспоминаю игру в крокет. В ней участвовали все, и взрослые, и дети. Она начиналась обыкновенно после обеда и кончалась со свечами» [2, c. 176]. Данная цитата демонстрирует спортивный азарт Толстого. Писатель готов был отдавать спорту все свое свободное время. Спорт для Толстого — это и работа для укрепления тела, и физического здоровья, и приятное времяпрепровождение. Мы наблюдаем, как спорт органично встраивается в жизнь русского классика.
В этой связи, М. И. Давидов небезосновательно отмечает: «Лев Толстой был настоящим спортсменом, в некоторых видах достигшим очень высокого уровня. Мы насчитали 18 видов спорта, которыми занимался Л. Н. Толстой в течение жизни. Это гимнастика спортивная (конь, опорный прыжок, брусья и др.), конный спорт, плавание (кроль, брасс, на спине), борьба, гиревой спорт, велосипед, коньки, ходьба на большие расстояния (туризм), фехтование, легкая атлетика (бег), городки, крокет, лапта, лыжи, шахматы, шашки, теннис, бадминтон. Подозреваем, что список этот не полный» [1].
Предположим, что занятия спортом и физкультурой — это лучшая репрезентация жизненной позиции Толстого, так как спорт часто ассоциируется с борьбой, преодолением трудностей, что в полной мере соответствует внутренним установкам писателя. Толстой всегда стремился бороться со своими пороками, недостатками (это ярко демонстрирует дневник Толстого, где мы можем наблюдать толстовскую рефлексию и самобичевание), работал над собой, пытался добиться духовного роста, а занятие любым видом спорта, безусловно, — это всегда работа на результат, внутреннее развитие, борьба со страхом и телесным несовершенством. Наравне с духовным развитием Толстой активно развивался физически.
Думается, что совершенствование тела и внутреннего мира писателя, стремление Толстого к гармонии телесного и духовного — это достойный пример, стимул для курсантов военных училищ к работе над собой.
Таким образом, биография Толстого, его увлеченность спортом и физической культурой — яркий пример нравственного и физического самосовершенствования, необходимый молодому поколению офицеров России.
Литература:
1. Давидов М. И. О творческом долголетии и здоровом образе жизни Л. Н. Толстого // Клиническая геронтология. 2006. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-tvorcheskom-dolgoletii-i-zdorovom-obraze-zhizni-l-n-tolstogo (дата обращения: 30.12.2020).
2. Л. Н. Толстой в воспоминаниях современников. В 2-х томах. Т. I. Вступит. Статья К. Н. Ломунова. Сост., подготовка текста и коммент. Г. В. Краснова. — М.: Изд-во Худож. лит., 1978. — 621 с.
3. Слепцова Т. В. Феномен физической культуры и спорта в отечественной литературе XIX начала XX вв // ОНВ. 2009. № 5 (81). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-fizicheskoy-kultury-i-sporta-v-otechestvennoy-literature-xix-nachala-xx-vv (дата обращения: 30.12.2020).
Похожие статьи
История развития физической культуры в России
Текст посвящён истории физической культуры у восточных славян, прослеживая её развитие от древних корней до начала XX века. В нём рассматривается влияние исторических событий, таких как постоянные войны, на формирование воинской подготовки, а также з...
Формирование приоритетных общечеловеческих ценностей у студентов в контексте решения проблемы современного прочтения классики
В данной статье автор затрагивает проблему катастрофического падения интереса к литературе в XXI веке. Приводятся несколько примеров в системе уроков по русской классике при изучении творчества А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, И...
Концептуальные основания проектирования воспитательной системы на основе идей Л. С. Выготского
В статье рассматриваются фундаментальные положения Л. С. Выготского о воспитании. Показывается, что в современной науке недостаточное внимание уделяется этим вопросам — развитию эмоциональной сферы, нравственных ценностей и потребностей. Освещаются к...
Основы тенденций современного образования Ахмета Байтурсынова
В статье рассматривается педагогическая деятельность Ахмета Батурсынова, приводятся основные методические положения его педагогики. Учитывая современный опыт в области образования, автор рассматривает предпосылки его развития в деятельности педагога ...
Е. С. Боткин: морально-этические аспекты врачевания
В условиях современного научно-технического прогресса чрезвычайно возросло как значение медицинской этики в целом, так и отдельных её проблем. В рамках общих традиций каждая эпоха выдвигала вопросы профессиональной морали. Евгений Сергеевич Боткин по...
Совершенная личность как фактор нравственного воспитания в абхазской народной педагогике
Статья освещает вопрос нравственного воспитания в абхазской этнопедагогике с опорой на представления о совершенной личности. Актуальным является в связи с ухудшающейся нравственной ситуацией использование богатого опыта и идей воспитания, имеющихся в...
Генезис проблемы патриотического воспитания офицерских кадров в философском, социальном и психолого-педагогическом аспектах
В статье рассматриваются вопросы, касающиеся становления и развития патриотического воспитания в российском государстве с XIV века до современной эпохи. В ней подчеркиваются взгляды исследователей на проблему воспитания будущих офицеров в различных н...
Идеи К. Д. Ушинского в исследовании феномена классного наставничества в отечественной дореволюционной гимназии
Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1870 гг.) — основоположник русской педагогики, переводчик, публицист, детский писатель За свою непродолжительную научную и педагогическую деятельность он оставил наследие, обратившись к которому мы можем найти отв...
Отражение идей педагогической антропологии в педагогическом наследии декабристов и А. С. Пушкина
Статья посвящена раскрытию основных идей педагогической антропологии в педагогическом наследии декабристов и А. С. Пушкина. Отмечается, что в основе их педагогического наследия лежит основной принцип педагогической антропологии, заключающийся в необх...
Духовно-нравственное воспитание школьников в практике учителя-словесника
В статье представлена принципиальная позиция учителя-практика в вопросах духовно-нравственного воспитания школьников. В руках учителя-словесника бесценный опыт человечества. Именно литература и искусство, создавая нравственно-психологический идеал, с...
Похожие статьи
История развития физической культуры в России
Текст посвящён истории физической культуры у восточных славян, прослеживая её развитие от древних корней до начала XX века. В нём рассматривается влияние исторических событий, таких как постоянные войны, на формирование воинской подготовки, а также з...
Формирование приоритетных общечеловеческих ценностей у студентов в контексте решения проблемы современного прочтения классики
В данной статье автор затрагивает проблему катастрофического падения интереса к литературе в XXI веке. Приводятся несколько примеров в системе уроков по русской классике при изучении творчества А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, И...
Концептуальные основания проектирования воспитательной системы на основе идей Л. С. Выготского
В статье рассматриваются фундаментальные положения Л. С. Выготского о воспитании. Показывается, что в современной науке недостаточное внимание уделяется этим вопросам — развитию эмоциональной сферы, нравственных ценностей и потребностей. Освещаются к...
Основы тенденций современного образования Ахмета Байтурсынова
В статье рассматривается педагогическая деятельность Ахмета Батурсынова, приводятся основные методические положения его педагогики. Учитывая современный опыт в области образования, автор рассматривает предпосылки его развития в деятельности педагога ...
Е. С. Боткин: морально-этические аспекты врачевания
В условиях современного научно-технического прогресса чрезвычайно возросло как значение медицинской этики в целом, так и отдельных её проблем. В рамках общих традиций каждая эпоха выдвигала вопросы профессиональной морали. Евгений Сергеевич Боткин по...
Совершенная личность как фактор нравственного воспитания в абхазской народной педагогике
Статья освещает вопрос нравственного воспитания в абхазской этнопедагогике с опорой на представления о совершенной личности. Актуальным является в связи с ухудшающейся нравственной ситуацией использование богатого опыта и идей воспитания, имеющихся в...
Генезис проблемы патриотического воспитания офицерских кадров в философском, социальном и психолого-педагогическом аспектах
В статье рассматриваются вопросы, касающиеся становления и развития патриотического воспитания в российском государстве с XIV века до современной эпохи. В ней подчеркиваются взгляды исследователей на проблему воспитания будущих офицеров в различных н...
Идеи К. Д. Ушинского в исследовании феномена классного наставничества в отечественной дореволюционной гимназии
Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1870 гг.) — основоположник русской педагогики, переводчик, публицист, детский писатель За свою непродолжительную научную и педагогическую деятельность он оставил наследие, обратившись к которому мы можем найти отв...
Отражение идей педагогической антропологии в педагогическом наследии декабристов и А. С. Пушкина
Статья посвящена раскрытию основных идей педагогической антропологии в педагогическом наследии декабристов и А. С. Пушкина. Отмечается, что в основе их педагогического наследия лежит основной принцип педагогической антропологии, заключающийся в необх...
Духовно-нравственное воспитание школьников в практике учителя-словесника
В статье представлена принципиальная позиция учителя-практика в вопросах духовно-нравственного воспитания школьников. В руках учителя-словесника бесценный опыт человечества. Именно литература и искусство, создавая нравственно-психологический идеал, с...