Европейский союз и проблемы интеграции | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 21. Политология

Опубликовано в

XVI международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, январь 2021)

Дата публикации: 30.12.2020

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Кованова, М. С. Европейский союз и проблемы интеграции / М. С. Кованова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 57-59. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/386/16304/ (дата обращения: 28.02.2021).



Европейский союз представляет собой прочное содружество держав объединенных общей политической системой, экономикой. Однако так было не всегда. Многие десятилетия страны пытались прийти к такой форме интеграции, который мы видим сейчас. Данная статья показывает историю начала интеграции государств Европы, основные проблемы с которыми с которыми столкнулись государства вступив в союз.

Ключевые слова: Европа, Европейский союз, интеграция, план, проблемы.

Интеграция стран обычно начинается в экономической сфере: образуется зона свободной торговли, ликвидируются торговые барьеры между государствами-членами. После того, как экономической интеграции между странами оказывается мало, то страны могут двигаться в сторону создания таможенного союза, создавать таможенную границу и определяют единый уровень тарифов. Дальше от таможенного союза они переходят к единому экономическому пространству. Именно такой схемой интеграции и пользовались в Европейском союзе.

История идеи объединения Европейских стран

Уже в Средние века в Европе, которая постоянно находилась в конфликтах и войнах, возникла идея о том, чтобы создать некую общую структуру между государствами. Она должна была представлять собой некую систему постоянных договоренностей между суверенами Европы, чтобы избежать в дальнейшем конфликтов. Мотив мира был доминирующим на этом этапе исторического развития.

В XVI в. герцогом Сюлли был представлен так называемый «великий проект» объединения европейских стран, и в котором ведущая роль отдавалась Франции. В подобных проектах авторы зачастую отдавали приоритет своей стране, что сказывалось на восприятии инициатив в других державах.

Век спустя началось постепенное движение в сторону составления более подробного плана и структуры общеевропейской организации. Одним из самых значимых проектов был выдвинут Уильямом Пенном, согласно которому будет создана парламентская ассамблея с разными институциональными структурами. Еще в течение долгого времени будет описываться структура будущей организации, создаваться планы, но окончательный вариант начнет сформировываться только в начале ХХ в.

Австрийский граф Рихард Куденхове-Калери, являющийся одним из сторонников идеи об объединении стран в единый союз, который предотвратит последующие войны, активно общался с политиками по всей Европе и пытался доказать, что идея панъевропейства имеет смысл, однако так и не нашел единомышленников среди правительств стран. Идея вновь была отложена.

Когда в 1940-м г. Франция оказалась под ударом со стороны немецкой Германии, премьер-министр Великобритании Черчилль предложил создать объединение между Францией и Великобританией для совместного ведения обороны от нацистов. Во время второй мировой войны уже другие страны Европы заявили о необходимости прийти к форме мирного взаимодействия между странами и в 1949 г. был создан Совет Европы, который представлял собой международную организацию, содействующую сотрудничеству между ее государствами-участницами в различных сферах.

С появлением Совета, который носил сугубо формальный характер, Черчилль и другие идеологи, которые заявляли о необходимости начать интеграцию с политики, появились и те, кто считал, что интеграцию стран необходимо начать от конкретных форм экономической деятельности, что постепенно позволит выйти на полноценную интеграцию. Представителем данного направления был Жан Монне, французский предприниматель политический деятель, и именно данное направление получило наибольшую популярность среди политиков и привело к созданию Европейского объединения угля и стали в 1952 г. В него вошли 6 стран: Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция и ФРГ. Началась выстраиваться логика, по которой будет строиться будущий союз. Отталкиваясь от общей экономики, интеграция будет распространяться на другие сферы в тех ситуациях, когда это будет возможным и желательным: политическая сфера, социальная и военная.

Холодная война снова приостановила процесс объединения стран поскольку возможность политической интеграции была очень ограничена, а вопросы безопасности оставались прерогативой НАТО. Соответственно ни о каком расширении в данный момент не могло идти речи из-за противостояния двух блоков. Только после того, как ограничения были сняты, процесс интеграции получил новый толчок и уже в 1993 г. был сформирован Европейский союз. Теперь помимо общей экономической модели, страны начали взаимодействие в области правосудия, внутренних дел и внешней политики.

Проблемы интеграции

Европейский интеграционный процесс никогда не был прост. Он углублялся и расширялся, постоянно преодолевая возникающие проблемы. Усложнение задач и постановка амбициозных целей, которые иногда вступали в противоречие с возможностями союза, стали проявляться глобальные кризисы, которые приобретали системный и все более серьезный характер.

Основными противоречиями, с которыми столкнули страны, были:

– Государства-участники союза желают сохранить национальный суверенитет в наиболее чувствительных и значимых сферах

– Неготовность стран жертвовать своими национальными интересами

– Разделение общества на два лагеря: еврооптимисты (сторонники более сильного политического нарастания Европы) и евроскептики (те, кто не хочет превращения ЕС в федеративное государство)

– Попытки стран с более сильной политикой и экономикой диктовать правила малым и средним странам

– Состязательная патерналистская система ЕС и состязательная политическая система стран-членов, между дефицитом демократии в Евросоюзе и приверженностью принципам демократического государства на национальном уровне

Несмотря на то, что Европейский союз существует почти 30 лет, его система до сих пор является незавершенной. Многие исследователи считают, что решения, принятые Европейским союзом, являются не только провальными, но и серьезными ошибками в их политической стратегии. Одна из них — это пакетный прием 2004 и 2007 гг., согласно которому новые члены ЕС не только не получили должного экономического развития, но даже ухудшили свое социально-экономическое положение. Стоит так же вспомнить Грецию, которая, став членом Европейского союза в 1981 г., потерпела крах своей экономики в ходе мирового кризиса. Вступив в ЕС, страна отказалась от самообеспечения, она установила жесткие квоты на производство некоторых товаров из-за чего вскоре пострадала сельскохозяйственная промышленность (напомним, что Греция является индустриально-аграрной страной, а это значит, что с/х является важным сегментом ее экономики). Однако Греция не единственная страна, которая стала жертвой жестких экономических законов Европы, к ним можно отнести Кипр и Португалию.

Одной не маловажной проблемой, которая актуально до сих пор это проблема беженцев и мигрантов. С 2014 г. на территорию Европы наблюдается резкое увеличение мигрантов из Сирии, Ирака, Ливана и других стран. Отсутствие четкого плана действий и различная политика относительно приема беженцев спровоцировало продолжение раскола в европейском обществе, страны стали восстанавливать свои внутренние шенгенские границы, чтобы отгородиться от соседей и остановить поток мигрантов на территорию своих стран. На данный момент проблема беженцев — это горькая реальность с которой пришлось столкнуться большинству европейских стран. Без кардинального решения всего комплекса соответствующих задач, включающих введение жесткого паспортного контроля, эффективной адаптации вновь прибывших, принятия широких мер законодательного и социально-гуманитарного характера, эту проблему не преодолеть.

Европейский союз — это развитая и сложная система, которая сталкивается с множеством вызовов, часть которых была описана в статье. На данный момент уже достигнуты определенные успехи развития экономических и политических отношений стран, однако все еще существует ряд проблем, которые не позволяют говорить о завершении интеграции всего европейского общества и только слаженная совместная работа всех государств-членов поможет в решении актуальных проблем и завершит процесс интеграции во всех сферах.

Литература:

  1. Кондратьева Н. Б. Проблема сближения уровней социально-экономического развития стран ЕС на пороге XXI века. Дис. … канд. экон. наук: 08. 00. 14: Москва, 2000. С.7.
  2. Никитенко Алексей Иванович Европейский Союз: проблемы внутренней интеграции // Среднерусский вестник общественных наук. 2009. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evropeyskiy-soyuz-problemy-vnutrenney-integratsii (дата обращения: 29.12.2020).
  3. Уткин С. Европейский союз и проблемы интеграции. — URL: https://postnauka.ru/longreads/49847. — Текст: электронный. (Дата обращения: 20.12.2020)
  4. Чурбанов В. Культурная интеграция Европы: образец для прагматиков и предостережения для простаков: М., 2007.