Специфика работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 24. Педагогика

Опубликовано в

XVI международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, январь 2021)

Дата публикации: 31.12.2020

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Агаркова, А. Б. Специфика работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья / А. Б. Агаркова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 70-72. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/386/16299/ (дата обращения: 28.02.2021).



В статье представлен авторский взгляд на особенности коррекционной работы учителя-дефектолога с детьми, имеющими особые возможности здоровья. Дано описание основных этапов проведения работы, а также раскрыты основные методики по предъявлению коррекционного материала.

Ключевые слова: адаптация, психические процессы, дети с ограниченными возможностями здоровья, коррекция.

The article presents the authors view on the features of corrective work of a defectologist teacher with children with limited health opportunities. A description of the main stages of the work is given. As well as the main methods for presenting the correction material are disclosed.

Keywords: adaptation, mental processes, children with disabilities, correction.

В настоящее время накоплен конструктивный практический опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в центре «Планета Я» г. Красноармейска, Московской области, где они проявляют и реализовывают себя, посредством занятий с педагогами и дефектологами, психологами и другими специалистами. Основной целью занятий, проводимых в центре, является коррекция, развитие возможностей, адаптация в коллективе и раскрепощение детей, формирование у них уверенности в своих силах [3].

Работа учителя-дефектолога в центре Планета Я ведется со следующими категориями детей: с детьми, имеющими задержку психического развития, школьниками, у которых диагностированы дислексические и дисграфические нарушения и детьми с расстройствами аутистического спектра. В нашей педагогической практике также встречались дети с сочетанными нарушениями, с нарушениями слуха, зрения, детским церебральным параличом, тяжелыми нарушениями речи и другими категориями детей.

Перед началом обучения у специалиста центра, каждый ребенок проходит медико-психолого-педагогическое обследование, на котором выявляется вид и степень нарушения, уточняется состояние основных психических функций, особенности познавательных процессов, степень развития основных мыслительных операций, уровень речевого развития. Специалист, который будет работать непосредственно с ребенком проводит более развернутую входящую диагностику, заполняет диагностические карты, составляет индивидуальную программу развития, заполняет необходимую документацию.

Одной из основных целей коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ являются формирование и развитие социальных представлений. Такого ребенка, прежде всего, необходимо социализировать как среди сверстников, так и среди взрослых. К сожалению, часто эти дети не посещают дошкольных образовательных учреждений, поэтому к школьному возрасту испытывают еще большие затруднения при адаптации. Сфера общения практически выпадает из их развития, потому что в силу особенностей ребенка, родители обычно стесняются выходить с ними на детские площадки или приглашать в гости других детей. Следовательно, такие дети не имеют даже элементарных навыков общения. Специалисту необходимо доносить до родителей степень важности данного аспекта, а также обучать ребенка различным формам и приемам общения и взаимодействия [2].

Основу дефекта при задержке психического развития составляет недоразвитие всех сторон познавательной деятельности. Такте дети в подавляющем большинстве адекватно воспринимают окружающий мир, однако сам процесс восприятия мира малоактивен.

Особенности их памяти вызывают значительные трудности при изучении нового материала, появляется необходимость многократного повторения пройденного материала. Незначительные детали и второстепенные признаки предметов и явлений фиксируются плохо или совсем проходят мимо внимания таких детей.

Основная коррекционная работа ведется по развитию высших психических функций, формированию познавательного интереса и познавательной активности, развитию речи, формированию пространственно-временных, величинных и количественных представлений и много другое. Эта работа объемная и долгосрочная, обычно дети с особенными возможностями здоровья требуют сопровождающей помощи специалиста на протяжении всего периода школьного обучения.

Еще одно направление работы — коррекция проявлений дислексии и дисграфии. Применительно к младшим школьникам правильнее говорить не о расстройстве, а о трудностях овладения письменной речью. В сложных психофизических процессах, которые представляют из себя чтение и письмо, участвуют и зрительный, и речедвигательный, и речеслуховой анализаторы. В процессе чтения и письма у детей с нормой устанавливается тесная связь и взаимообусловленность между этими анализаторами, а при особенностях в развитии она нарушена.

Дислексия у детей с относительно сохранным интеллектом представляет собой парциальную задержку развития, для которой характерным я являются ряд особенностей: сочетание с психическим инфантилизмом, выраженная неравномерность психического развития, определенные особенности структуры интеллекта.

Работа с детьми, имеющими нарушения письменной речи ведется по программе И. Н. Садовниковой «Нарушения письменной речи у младших школьников», которая включает в себя несколько этапов работы: коррекционная работа на фонетическом уровне, которая заключается в развитии звукового анализа слов, развитии фонематического восприятия (дифференциации фонем, имеющих сходные характеристики). В основе формирования звукового анализа положена постоянная опора на цифровой ряд, в которой ребенок соотносит по очереди буквы слова с цифрами; коррекционная работа на лексическом уровне, основными задачами которой являются: количественный рост словаря, качественное обогащение словаря, а также очищение словаря от искаженных, просторечных и жаргонных слов; коррекционная работа на синтаксическом уровне, где отрабатывается осознанное построение предложений, усвоение детьми сочетаемости слов, обогащение фразовой речи путем ознакомление детей с явлениями многозначности, синонимами, антонимами, омонимами [5, С.49].

На протяжении первых двух лет школьники упражняются в различных видах письма, каждый из которых имеет определенное значение для формирования навыков полноценной письменной речи (списывании как с рукописных, так и с печатных текстов, слуховых и графических диктантах). Во всех видах письма чтение выполняет функцию контроля. Вся работа не преследует цели обучить детей правописанию, а является одним из средств устранения аграмматизмов как в устной, так и в письменной речи учащихся.

Специфика обучения в ПМПС центре «Планета Я» детей с расстройствами аутистического спектра зависит от того, что дети проводят на занятиях короткий период времени. Но даже в таком сокращенном варианте необходимо создать условия для адаптации ребенка в среде, для его социализации и обеспечения развития по разным направлениям. Поэтому принципиально важно правильно распределить это время. Вся система образовательной работы выстраивается в соответствии с адаптированной индивидуальной программой и зависит от уровня тяжести расстройств аутистического спектра, так как без существенной развернутой поддержки взрослого организовать свою деятельность ребенок с РАС не в состоянии. По PEP диагностике (Psychoeducational Profile) определяется общий уровень развития ребенка, а также уровень дезадаптивных проявлений по шкале Вайнленда [4, С. 53].

Цель программ: коррекция дезадаптивного поведения, формирование социально — бытовых навыков и развитие навыков общения.

Постепенно вводится отработка полученных навыков в подгруппе, но основные элементы деятельности формируются индивидуально.

Методика организации занятий состоит из нескольких этапов. На начальном этапе специалист находится напротив ребенка. Для создания комфортной среды детям с РАС необходима обедненность окружающего пространства, отсутствие отвлекающих предметов. Все игрушки убраны, стоит ширма, пространство ограничено. Прежде всего, определяем возможности ребенка и уровень сформированности знаний, умений, навыков. Затем находим направление совместной деятельности, которая проходит без провокативно-деструктивных действий (рисование, штриховка, пение, манипулятивная деятельность с каким-то предметом). Эта деятельность и послужит началом процесса взаимодействия с педагогом и усвоения новых знаний, умений, навыков [1, С. 46]. Здесь все настолько индивидуально, что педагогу предстоит сложная задача. На начальных этапах работы с такими ребятами главное — научиться понимать их чувства, найти способы их выражения, научить этому детей. Карточки, написанные слова, при последующих этапах и более высоких уровнях развития детей — произносимые слова. Параллельно ведется работа над обогащением словаря детей.

Со всеми детьми ведется работа по нормализации поведения, устранению проявлений негативизма и агрессии, коррекции нежелательного поведения и формированию самоконтроля в различных видах деятельности.

Литература:

  1. Аршатская О. С. Психологическая помощь ребенку раннего возраста при формирующемся детском аутизме//Дефектология.2005. № 2. — с.46
  2. Бабаева Е. В., Ганьшина Г. В., Муравьева Ж. В. Организация досуга детей с ограниченными возможностями здоровья средствами социально-культурной анимации // Современные проблемы науки и образования. 2016.№ 6; URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=25544
  3. Ганьшина Г. В., Агаркова А. Б., Муравьева Ж. В. Формирование навыков технического творчества у детей с задержкой психического развития. Перспективы развития современной культурно-образовательной среды столичного мегаполиса: Материалы научно-практической конференции института культуры и искусств Московского городского педагогического университета. Под общей редакцией С. М. Низамутдиновой, 2018
  4. Лебединская К. С., Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма: начальные проявления. -М.: Просвещение, 2004. — с.53
  5. Садовникова И. Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. — М., 1995