Анализ нормативно-правового регулирования экспортной деятельности в сфере деревообработки и производства топливных брикетов в Российской Федерации | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 февраля, печатный экземпляр отправим 10 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 15. Экономика

Опубликовано в

XVI международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, январь 2021)

Дата публикации: 29.12.2020

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Цыганенко, Д. С. Анализ нормативно-правового регулирования экспортной деятельности в сфере деревообработки и производства топливных брикетов в Российской Федерации / Д. С. Цыганенко. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 11-14. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/386/16295/ (дата обращения: 24.01.2021).



В статье автор пытается оценить экспортный потенциал рынка биотоплива, в том числе производства топливных брикетов, а также выделить предложения по совершенствованию системы нормативно-правового регулирования экспортной деятельности в сфере деревообработки Российской Федерации,

Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, внешнеторговая деятельность, возобновляемый источник энергии, государственное регулирование, биотопливо.

По оценкам экспертов, в мире осталось 1047 миллиарда баррелей нефти, которых хватит примерно на 40–50 лет активной эксплуатации [1]. По оценкам Международного энергетического агентства (МЭА; International Energy Agency, IEA), потребление биотоплива в ведущих странах мира к 2040 году утроится с 1,3 до 4,1 миллиона баррелей в сутки. Негативное воздействие высокого энергопотребления на окружающую среду также возрастает, и ежегодные выбросы CO2 составляют более 20 миллиардов тонн. Мировое сообщество видит альтернативу увеличению потребления ископаемых видов топлива в использовании чистых возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Учитывая экологические проблемы, практически каждая страна устанавливает стимулы, льготы, субсидии и квоты на использование биотоплива.

Биоэнергетика является одним из ключевых направлений ВИЭ, в котором множественные виды органической биомассы используются для выработки возобновляемой энергии. Биоэнергетика — фундаментальная и прикладная междисциплинарная дисциплина, изучающая и разрабатывающая современные технологии биологического и термохимического преобразования органической биомассы любого вида (твердой, жидкой, газообразной) в экологически чистую «зеленую» энергию для производства тепла, электричества, транспортного биотоплива. В твердом состоянии это традиционные дрова (часто в виде древесных отходов) и топливные гранулы, брикеты (прессованные мелкие остатки деревообработки). Значительный потенциал развития биоэнергетики может быть реализован за счет использования отходов лесопромышленного комплекса.

По оценкам экспертов, Россия ежегодно производит до 14–15 млрд тонн биомассы, что эквивалентно примерно 8 млрд тонн топливного эквивалента. Ежегодно на энергетические цели может быть использовано до 800 млн тонн древесной биомассы, до 500 млн тонн (в сухом веществе) органических отходов сельскохозяйственного производства, до 70 млн тонн — лесного хозяйства и деревообрабатывающей промышленности, до 60 млн тонн твердых бытовых отходов и до 100 млн тонн осадков сточных вод.

Одной из главных стратегических задач России и других стран является создание организационно-правовой базы для формирования новых рынков биотехнологической продукции, в частности биотоплива. Наиболее существенным препятствием для развития биоэнергетики в России является отсутствие достаточных, последовательных и взаимосвязанных мер политической, законодательной и прямой финансовой поддержки, которые были апробированы и показали свою эффективность в мире.

Основы развития использования возобновляемых источников энергии заложены Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», определяющим основные направления, принципы и методы поддержки возобновляемых источников энергии. Статья 21 этого Закона предусматривает механизм финансовой поддержки производителей зеленой энергии. Субсидии предоставляются из федерального бюджета на компенсацию затрат на технологическое присоединение генерирующих объектов установленной мощностью не более 25 МВт, функционирующих на базе ВИЭ. Такая государственная поддержка делает производство возобновляемой энергии прибыльным.

Особое значение для развития использования биотоплива имеет Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», в котором предлагается комплекс мер, направленный на расширение использования ВИЭ и биотоплива в теплоснабжении. На федеральном, региональном и местном уровнях принимаются определенные меры по развитию возобновляемых источников энергии и энергоресурсосбережению. Однако в России в целом до сих пор не сформирована целостная система управления этим энергетическим сектором. Развитию этого сектора препятствует отсутствие эффективной стратегии, системы целей развития возобновляемых источников энергии, создания конкретных программ стимулирования и систем поддержки, необходимых механизмов статистического мониторинга и контроля. Не сформирована соответствующая нормативно-правовая база.

В связи с тем, что из всех видов биотоплива в России рынок формируется в большей степени в сегменте твердого биотоплива (топливные пеллеты и брикеты, торфяные брикеты и др.), значительная часть которого (до 90 % пеллет/брикетов) экспортируется за рубеж, рассмотрим некоторые нормативные правовые акты, регламентирующие внешнеэкономическую деятельность в Российской Федерации:

  1. Федеральный закон от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

Определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов Российской Федерации. Он применяется к отношениям в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности, а также к отношениям, непосредственно связанным с такой деятельностью [3].

  1. «Таможенный кодекс Таможенного союза» (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17).

Регулирует отношения по поводу перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза. Заменил собой таможенные кодексы стран участниц Таможенного союза.

  1. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Определяет принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства.

  1. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
  2. Федеральный закон от 18.07.1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле».

Устанавливает принципы осуществления государственной политики, правовые основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области экспортного контроля, а также определяет права, обязанности и ответственность участников внешнеэкономической деятельности.

  1. Закон РФ от 21.05.1993 № 5003–1 «О таможенном тарифе».

Раскрывает содержание основных терминов и определений, таких как таможенная пошлина. Устанавливает право Правительства Российской Федерации назначать размер ставок ввозных и вывозных таможенных пошлин, а также порядок их расчета и исчисления. В Законе встречаются положения, не нашедшие отражения в иных нормативно-правовых актах федерального и союзного таможенного законодательства (возможно, временно). Например, об особых и временных (сезонных) таможенных тарифах.

  1. Федеральный закон от 04.01.1999 № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации».
  2. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 605 «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации».
  3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2003 г. № 1493-р «О концепции развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции в Российской Федерации». [Перм экспорт]

Кроме того, многие законодательные положения, касающиеся государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, рассредоточены в различных федеральных законах, предмет которых прямо или косвенно связан с внешнеэкономическими вопросами. Такие нормы можно найти, например, в Налоговом кодексе РФ, Гражданском кодексе РФ, Федеральных законах: от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации, от 7 июля 1993 г. № 5340–1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации», от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» и др. Количество федеральных законов в нормативно-правовом массиве, регулирующем внешнеэкономическую деятельность, значительно возрастает за счет законов, содержащих специальные разделы (главы, статьи), устанавливающие порядок совершения экспортно-импортных операций с отдельными товарами (группами товаров).

Таким образом, анализируя вышеизложенную информацию, в целях совершенствования системы нормативно-правового регулирования экспортной деятельности в сфере деревообработки и производства топливных брикетов в Российской Федерации и систематизации законодательства в этой области необходимо:

1) активизировать законодательную работу, направленную на развитие и поддержку сектора возобновляемых источников энергии, в частности производства твердого биотоплива;

2) разработать эффективную стратегию выхода на рынки других стран, систему целей развития энергетики на основе ВИЭ, создать конкретные программы стимулирования и поддержки бизнеса, необходимые механизмы статистического мониторинга и контроля, для увеличения экспорта топливных брикетов в РФ;

3) привести в соответствие с международными правилами и стандартами нормы российского законодательства.

Литература:

  1. Василов, Р. Г. Дорожная карта развития биоэнергетики технологической платформы «биоэнергетика» на период 2019–2030 / Р. Г. Василов. — Текст: электронный // Технологическая платформа БИОЭНЕРГЕТИКА: [сайт]. — URL: http://tp-bioenergy.ru/upload/file/dorozhnaya_karta_tp_bioehnergetika.pdf (дата обращения: 28.12.2020).
  2. Кузьменко, В. С. Оценка нормативно-правового регулирования внешнеэкономической деятельности регионов (на примере Краснодарского края) / В. С. Кузьменко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 21 (259). — С. 209–212. — URL: https://moluch.ru/archive/259/59698/ (дата обращения: 28.12.2020).
  3. Основные нормативные акты, регулирующие внешнеэкономическую деятельность. — Текст: электронный // Мой бизнес: [сайт]. — URL: https://perm-export.ru/spravochnik-eksportyera/osnovnye-normativnye-akty-reguliruyushchie-vneshneekonomicheskuyu-deyatelnost/ (дата обращения: 28.12.2020).