Формирование условий для развития конкуренции в российской предпринимательской среде | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шафоростова, Н. И. Формирование условий для развития конкуренции в российской предпринимательской среде / Н. И. Шафоростова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 14-16. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/386/16292/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье рассматриваются конкурентные условия, в которых функционируют участники бизнеса, а также возможные пути стимулирования развития конкуренции и меры государственной поддержки предпринимателей в РФ.

Ключевые слова: предпринимательство, конкуренция, меры поддержки малого и среднего бизнеса, конкурентоспособность.

Формирование благоприятной среды для предпринимательской деятельности в современной российской экономике является очень важным пунктом в развитии страны. В первую очередь, для этого нужно создать благоприятные конкурентные условия, развивать конкуренцию. Меры конкурентной политики России в общих чертах направлены на:

– оптимизацию воздействия на рынок: снижение административных и внешнеторговых барьеров для того, чтобы облегчить вход новых участников в рыночную среду;

– эффективное выявление и пресечение нарушений антимонопольного законодательства: взаимодействие правоохранительного и антимонопольного органов;

– конкретизацию особенностей применения антимонопольного законодательства в некоторых сферах экономики (розничная торговля, распределение прав пользования природными ресурсами);

– создание системы эффективных действенных наказаний за нарушение антимонопольного законодательства;

– запрет на избирательное предоставление льгот и других преимуществ малым предприятиям со стороны органов власти, в том числе и органов местного самоуправления [1].

Очевидно, что государство заинтересовано в сильном предпринимательском секторе. Малое и среднее предпринимательство — хорошее подспорье для экономики любой страны; а для него важна конкуренция, так как это способствует обогащению страны, появлению новых технологий, развитию различных отраслей, снижению безработицы.

Чтобы более полно разобраться в важности развития конкуренции проведём небольшой анализ стандарта развития конкуренции [2]. Он был разработан с целью содействия формирования благоприятных условий для развития и защиты малого и среднего предпринимательства, повышения уровня их конкурентоспособности; а также минимизации влияния несовершенной конкуренции на уровень инфляции в стране.

Причем внедрение стандарта происходит под влиянием нескольких принципов:

– Ориентация на потребителя;

– системный подход;

– постоянное совершенствование и прозрачность деятельности.

Таблица 1

Рейтинг глобальной конкурентоспособности (2019) [ 3 ]

Рейтинг

Экономика

Индекс

1

Сингапур

84,8

2

Соединённые Штаты Америки

83,7

3

Гонконг

83,1

4

Нидерланды

82,4

5

Швейцария

82,3

42

Словакия

66,8

43

Россия

66,7

44

Кипр

66,4

Уровень развития конкуренции на российских рынках товаров и услуг, к сожалению, занимает далеко не лидирующие позиции, но постепенно улучшает свои позиции (с 53 до 43 позиции согласно рейтингу глобальной конкурентоспособности) (таблица 1).

Слабое развитие конкуренции приводит к завышенным ценам на товары и услуги. Наиболее существенными барьерами для ведения бизнеса являются:

– Высокая стоимость кредитов;

– высокие налоги;

– нестабильность законодательства в отношении регулирования бизнеса;

– коррупция;

– недостаток квалифицированных кадров;

– конкуренция со стороны теневого сектора;

– давление со стороны крупных фирм.

Согласно данным аналитического центра при правительстве РФ, значительная часть предпринимателей считает, что государство своими инициативами мешает развитию бизнеса и конкуренции, а поддержку со стороны государства чувствуют только крупные предприятия [4].

Тем не менее, предприниматели сами в состоянии повышать конкурентоспособность своей деятельности следующими возможными способами: сокращение затрат без снижения объёмов производства; обучение и переподготовка персонала; новые маркетинговые стратегии; приобретение более инновационного оборудования; выход на новые рынки; разработка каких-либо модификаций существующей продукции; расширение системы представительств; проведение НИОКР.

Ключевыми факторами конкурентоспособности любого бизнеса являются низкая цена, высокое качество, уникальность и доверие со стороны потребителя.

Российские производители всех сфер деятельности, как правило, проявляют довольно высокую активность в попытках повысить уровень конкурентоспособности производимой продукции, однако, доля фирм, не предпринимающих для этого никаких мер, составляет не больше 10 % [4].

Остаётся вопрос, что же нужно сделать государству, чтобы стимулировать развитие конкуренции? В первую очередь, это устранить различного рода барьеры, так как это основной и самый тормозящий фактор развития современной российской экономики.

Во-вторых, продолжить сокращение количества МУП и ГУП в конкурентных сферах экономики.

В-третьих, организовать максимально открытую и прозрачную работу органов власти по развитию конкуренции.

Таким образом, государство поддерживает конкуренцию и предпринимательство с помощью таких методов, как например, снижение административных и внешнеторговых барьеров, антимонопольного законодательства и льгот. Несмотря на это, сами предприниматели могут повысить конкурентоспособность своего бизнеса путем пересмотра своей политики, но и также меры государственной поддержки неидеальны.

Литература:

  1. Селиверстов А. С., Митрофанов Д. Е., Буцкая А. А., Евстратов А. Д., Николаева К. А. Конкуренция на экономических рынках [Текст] // Молодой ученый. — 2017. — № 6. — С. 291–293.
  2. Распоряжение Правительства РФ от 17.04.2019 № 768-р «Об утверждении стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации»//Собрание законодательства Российской Федерации.
  3. Рейтинг глобальной конкурентоспособности [Электронный ресурс] Режим доступа: https://gtmarket.ru
  4. Официальный сайт аналитического центра при правительстве Российской Федерации [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ac.gov.ru

Ключевые слова

конкурентоспособность, конкуренция, предпринимательство, меры поддержки малого и среднего бизнеса