Проблема доверия населения к органам власти в России | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 февраля, печатный экземпляр отправим 10 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Глебов, Н. А. Проблема доверия населения к органам власти в России / Н. А. Глебов, С. М. Некрасова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 59-62. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/386/16288/ (дата обращения: 24.01.2021).



Статья посвящена рассмотрению важного феномена — доверия населения к власти. В работе также оценивается уровень доверия к органам власти в России и определяется проблематика в данной сфере.

Ключевые слова: доверие, власть, население, политика.

Без доверия к власти в современном мире выстроить процветающую экономику трудно. Именно доверие обеспечивает привлечение инвестиций в регион, формирует экономическую социальную стабильность общества, повышает культуру ведения бизнеса и его социальную ответственность, обеспечивает обратную связь с населением. Но и в советское время, и в постсоветской России культура доверия к власти не сложилась — потому что доверие неоднократно подрывалось самим государством.

В словаре Ожегова доверие определяется как уверенность в чьей-нибудь добросовестности, искренности, в правильности чего-нибудь и основанное на этом отношение к кому- или чему-либо. Доверие формируется в результате длительного процесса, основу которого составляют искренность, добросовестность и честность представителя власти. Кроме этого, обязательно необходимо знание, поскольку отношение к кому- или чему-либо формируется только на основании знания, то есть любым способом полученной и затем упорядоченной информации. А весь процесс формирования доверия строится на коммуникациях с целевой общественностью, в результате которых поэтапно формируется знание, складывается отношение и наконец возникает доверие.

Итак, под доверием к власти стоит понимать оценку соотношения ожиданий тех или иных действий (решений) группы людей (власти) с их реальными действиями. При этом необходимо выделить две составляющие доверия: объективную (рациональную) и эмоциональную. К рациональной относится реальная способность и возможность совершить то или иное ожидаемое действие, а к эмоциональной — оценка доброжелательности этих действий (решений).

Данная проблема в политике и в целом до недавнего времени не была объектом специальных исследований. Данный аспект малоизучен и поэтому остается перспективной областью исследования с целью решения вопроса политической практики доверия.

За более чем двадцать лет экономических реформ доверие населения к власти так и не было восстановлено. Так, например, бизнес по-прежнему предпочитает серую зону, чтобы уйти от налогов.

Проблема доверия населения к органам власти напрямую влияет на уровень ВВП страны. По уровню доверия России отстает от развитых стран.

Проведем оценку доверия населения к власти на основе социологических данных Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

ВЦИОМ — старейший российский исследовательский институт в сфере социальных, политических и маркетинговых опросов и работает вот уже 30 лет начиная с 1987 г. Деятельность компании направлена на получение, анализ и распространение достоверной информации о состоянии и динамике социального развития, общественного мнения, массового сознания и поведения, характерных для различных социальных групп населения и территориальных общностей. [5]

Согласно данным ВЦИОМ, среди опрошенных сократилось число людей, выразивших доверие наиболее известным политикам: президенту, председателю правительства, лидерам действующих политических партий. И все же наибольшей популярностью пользуется Путин В. В. На протяжении многих лет доверие населения к нему остается стабильным и наибольшим среди остальных политиков.

Снижение доверия властям связано с экономическим кризисом и запросом на социальную справедливость, поправкам в Конституцию РФ, пенсионной реформой, пандемия COVID-19.

Индекс доверия населения органам власти в нашей стране низкий и сильно сократился за нынешний год, что отражено на Рис.1.

Индекс доверия [5]

Рис. 1. Индекс доверия [5]

Индекс доверия президенту с марта 2020 года сократился на 9 пунктов. Самый низкий показатель доверия у Медведева Д. А.

Восстановить доверие можно путём выполнения поставленных целей и обещаний: пока что многие решения, которые существовали в последние несколько лет в виде указов президента, не были достигнуты, а причины отсутствия результата не обсуждаются.

Очевидно, что для формирования высокого уровня доверия власти следует настроиться на постоянную информационную работу органов государственного управления на всех уровнях, раскрывающую все сферы деятельности органов государственной власти и необходимую для повышения культуры доверия в стране.

Теперь рассмотрим, как оценивают опрошенные граждане работу органов власти, используя индекс удовлетворенности политикой (рис. 2). Индекс показывает, насколько россияне в целом согласны с курсом внутренней/ внешней/ экономической/ социальной политики властей страны. Индексы по каждому из рассматриваемых индикаторов рассчитываются как разница между суммой положительных и средних оценок и долей отрицательных оценок.

Оценка проведения внутренней политики [5]

Рис. 2. Оценка проведения внутренней политики [5]

В 2019 году наблюдается спад индекса удовлетворения работой органов власти. В ноябре 2020 года индекс составил 21 %, это самый низкий показатель за весь год.

Согласно исследованию Edelman Trust Barometer 2020, которое охватывает 26 стран, Россия — государство с самым низким совокупным уровнем доверия людей к медиа, государству, бизнесу и негосударственным организациям.

В 2020 году Индекс потребительского доверия в России, который складывается из трех компонентов — оценки потребителями перспектив на рынке труда, уровня финансового благополучия и готовности тратить деньги, — достиг минимума за 15 лет наблюдений, говорится в исследовании The Conference Board и Nielsen. Россия и по этому показателю опять занимает одно из последних мест в мире — 61 из 68. [1]

Таким образом, стоит сделать вывод о критической ситуации в сфере доверия населения к органам власти. Ситуация только ухудшается и необходимо разрабатывать меры для поднятия индексов доверия и удовлетворенности властью.

На данном этапе развития нашей страны можно выделить следующие пути повышения доверия населения к власти:

1) Более четкое разграничение полномочий и ответственности между различными уровнями власти путем совершенствования законодательной базы.

2) Работа над таким явлением, как «открытость деятельности властей».

3) Повышения уровня компетентности, профессионализма и развития ПВК государственных служащих. Стили, методы и навыки работы с населением.

4) Решение «кадрового вопроса», работа над повышением доверия к конкретным политикам и лицам, замещающим государственные должности.

Литература:

  1. Куреневский, А. С. Доверие населения к власти как фактор развития государства / А. С. Куреневский, М. Р. Дряев. — Текст: непосредственный // Исследования молодых ученых: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2019 г.). — Казань: Молодой ученый, 2019. — С. 61–63.
  2. Куркова Д. В. Прогнозирование уровня доверия населения к органам государственной власти в РФ // Психология, социология и педагогика. 2016. № 8.
  3. Мерсиянова И. В., Якимец В. Н., Пахомова Е. И. Доверие граждан к деятельности государственных служащих / Вопросы государственного и муниципального управления. 2012 № 4.
  4. Радченко Д. Б. Роль социально-коммуникативной технологии в формировании доверия к органам государственной власти // Коммуникология: электронный научный журнал. 2017. № 3.
  5. Официальный сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ): https://wciom.ru/.