Правовое регулирование социального обслуживания граждан в субъектах РФ (на примере Краснодарского края и Республики Адыгея) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Карданова, И. В. Правовое регулирование социального обслуживания граждан в субъектах РФ (на примере Краснодарского края и Республики Адыгея) / И. В. Карданова, Д. Р. Хуако. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 29-33. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/386/16273/ (дата обращения: 19.04.2024).



В данной статье авторы рассматривают особенности предоставления социальных услуг в субъектах РФ в условиях реформирования социального обслуживания граждан. Анализируя региональное законодательство, авторы пришли к выводу, что современный подход законодателя противоречит ст. 19 Конституции РФ.

Ключевые слова: Российская Федерация, социальное обслуживание, услуга, Краснодарский край, Республика Адыгея, предельная величина.

Ни для кого не секрет, что в обществе есть люди, которые, в силу естественных причин, нуждаются в социальных услугах, поскольку самостоятельно не могут себя обслуживать в силу возраста.

Конституция РФ, в ч. 1 ст. 7 закрепила положения о том, что Российская Федерация, как социальное государство, своей политикой призвано обеспечивать развитие системы социальных служб, установление различных гарантий социальной защиты, реализацию права на охрану здоровья и медицинскую помощь [1].

Российская Федерация в 1996 г., подписала и ратифицировала Европейскую социальную хартию [2], которая в качестве целей эффективного осуществления прав на социальное обслуживание обозначила содействие деятельности и создание соответствующих служб.

Таким образом, международными усилиями создан свод международных социальных стандартов в сфере социального обеспечения, и их содержание — это концентрированное выражение опыта многих стран [3, с. 43]. В регулировании социального обеспечения в России, в частности, социального обслуживания, Россия опирается на мировой опыт.

В развитие указанных положений, распоряжением Правительства РФ от 5 февраля 2016 г. № 164-р [4], была утверждена Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года. В указанной Стратегии отмечалось, что по состоянию на 1 января 2015 г. в Российской Федерации насчитывалось свыше 3,7 тыс. организаций социального обслуживания для граждан старшего поколения и инвалидов различного профиля. В системе стационарных организаций социального обслуживания граждан старшего поколения с постоянным проживанием (домах-интернатах, геронтологических центрах, специальных домах для пожилых людей и др.) социальные услуги получали свыше 247 тыс. граждан. Дополнительно ежегодно на дому получают социальные услуги 1,2 млн. человек.

Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ вопросы социального обслуживания находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов [1].

В 2013 году, после реформ пенсионной системы, «монетизации» льгот, была проведена реформа в области социального обслуживания граждан. Принятие основ социального обслуживания, повлекло за собой обновление нормативного правового массива в области социального обслуживания не только на уровне Российской Федерации, но и в ее субъектах.

1 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [5]. Основы определяют социальное обслуживание как деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам (ст. 3), а также дает перечень критериев (обстоятельств), при наличии которых гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании (ст. 15). Среди прочих, к таким обстоятельствам, в частности, относится полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности.

Закон о социальном обслуживании 2013 г. является рамочным законом, который устанавливает основы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере социального обслуживания, а также осуществление федерального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания. Федеральный закон конкретизирует полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в сфере социального обслуживания. При этом, на уровне Федерации значительное число норм носят рекомендательный характер, реализация которых осуществляется путем принятия законодательства в субъектах Российской Федерации.

Сравнительный анализ полномочий федеральных и региональных органов государственной власти

Рис. 1. Сравнительный анализ полномочий федеральных и региональных органов государственной власти

Рассмотрим, каким образом проходит реализация положений Закона о социальном обслуживании 2013 г. и насколько проявляется указанная дифференциация в Краснодарском крае и Республике Адыгея. В каждом из указанных субъектов в развитие федерального законодательства были приняты региональные Законы о социальном обслуживании: Закон Краснодарского края от 05 ноября 2014 г. № 3051-КЗ «О социальном обслуживании населения на территории Краснодарского края» [6] и Закон Республики Адыгея от 30 июля 2014 года № 332 «О регулировании отдельных вопросов в сфере социального обслуживания граждан» [7].

В указанных нормативных правовых актах, рассматриваемые субъекты РФ определяют полномочия законодательных и исполнительных органов государственной власти в регионе; перечень социальных услуг по видам социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг; размер предельной величины среднедушевого дохода получателя социальных услуг для предоставления социальных услуг бесплатно.

Сравнительный анализ положений регионального законодательства

Рис. 2. Сравнительный анализ положений регионального законодательства

Из приведенного выше сравнительного анализа, можно сделать вывод о том, что категории граждан, которым федеральное законодательство устанавливает право бесплатного получения услуг, продублированы в региональном законодательстве.

Согласно п. 5 ст. 31 Федерального закона, размера предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно должен устанавливаться законами субъектов РФ. На федеральном уровне установлен только ограничительный порог такого размера — не ниже полуторной величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ для основных социально-демографических групп. Анализ указанного регионального законодательства подтвердил, что ни один из рассматриваемых субъектов РФ не предусматривает превышения этого минимального порога.

Сравнительный анализ величин прожиточного минимума за III квартал 2020 г.

Рис. 3 Сравнительный анализ величин прожиточного минимума за III квартал 2020 г.

Из приведенных данных по величине прожиточного минимума, можно сделать вывод, что даже между соседними регионами суммы прожиточных минимумов отличаются, а в масштабах всей страны, эта разница ещё заметнее. Такой подход законодателя противоречит ст. 19 Конституции РФ, согласно которой гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина независимо места жительства и других обстоятельств [1].

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL.: http://www.pravo.gov.ru (18.12.2020).
  2. Европейская социальная хартия (пересмотренная) (принята в г. Страсбурге 03.05.1996) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL.: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120807/ (18.12.2020).
  3. Адриановская, Т. Л. Право социального обеспечения. Институт пособий и компенсационных выплат: учебно-практическое пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Т. Л. Адриановская, И. В. Карданова. — Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. — 455 c.
  4. Распоряжение Правительства РФ от 05.02.2016 № 164-р «Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL.: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_193464/ (18.12.2020).
  5. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558/ (18.12.2020).
  6. Закон Краснодарского края от 05 ноября 2014 г. № 3051-КЗ «О социальном обслуживании населения на территории Краснодарского края» // Официальный сайт администрации Краснодарского края [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://admkrai.krasnodar.ru (17.12.2020).
  7. Закон Республики Адыгея от 30 июля 2014 года № 332 «О регулировании отдельных вопросов в сфере социального обслуживания граждан» [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: Российская Газета официальный сайт https://rg.ru/2014/09/15/adigeya-zakon332-reg-dok.html (18.12.2020).

Ключевые слова

услуга, Российская Федерация, социальное обслуживание, краснодарский край, Республика Адыгея, предельная величина