Особенности развития личности в юношеском возрасте в контексте процессов социализации и индивидуализации | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Чернова, А. Д. Особенности развития личности в юношеском возрасте в контексте процессов социализации и индивидуализации / А. Д. Чернова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 68-70. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/386/16259/ (дата обращения: 27.02.2021).



В статье рассматривается период юношества с точки зрения развития личности. Обозначены основные закономерности развития, итоги социализации и индивидуализации в изучаемом возрастном периоде.

Ключевые слова: юность, развитие, развитие личности, социализация, индивидуализация.

Период становления взрослого человека проходит несколько стадий, захватывая и отрочество и юношество. На каждом из возрастных этапов есть свои новообразования, социальная ситуация развития, задачи развития и прочее. Особого внимания заслуживает период юности, так как именно в этот период начинает происходить осознанное самоопределение, обособление от взрослого, формирование мировоззрения и ценностей и так далее. Многие из исследователей говорят о том, что ведущей деятельностью в ранней юности является профессиональное самоопределение. Психологическую базу для самоопределения в ранней юности составляет потребность юноши занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире. Д. И. Фельдштейн справедливо считает, что в юношеском возрасте процесс развития определяется трудом и учением. А также являются основным видом деятельности [4].

Мухина В. С. считает, что в период юношества перед человеком возникает проблема выбора жизненных ценностей. Происходит формирование внутренней позиции по отношению к себе, к другим людям и к моральным ценностям. Безусловно, это является сложной и трудной духовной работой. Данное явление происходит путем принятия или отклонения исторически обусловленных норм и правил, ценностей, которые предшествовали развитию в период отрочества. Это достигается с помощью анализа и сопоставления общих норм и ценностей, и своих, собственных ценностных ориентаций. Таким образом, юноша выбирает для себя единственную приемлемую и верную для него жизненную позицию [1].

Помимо этого к периоду поздней юности человек начинает овладевать своими защитными механизмами, которые не только укрепляют его, но и защищают. Также в данном возрастном этапе имеет место быть рефлексия, которая позволяет предугадать возможное поведение другого человека и подготовить встречные действия. Не стоит забывать и о том, что юность в некоторых периодизациях является и ранней молодостью. Это связано с процессом социализации, то есть человек, пройдя путь онтогенетической идентификации с другими людьми, перенимает наиболее важные и необходимые для зрелой личности социальные качества, а также правила поведения в обществе.

А также в юношеский период немного по-иному развивается механизм идентификации — обособления как противоположных тенденций социализации личности. Это можно обозначить с двух противоположных сторон. То есть в первом случае, способность переживать любые эмоциональные переживания, будь они своими или других людей, находится в стадии обострения. Результатом этого является процесс идентификации ее последствия, то есть идентификация делает человека не только богаче духовно, но и ранимее. Во втором случае, в стадии обострения находится потребность к обособлению. Это проявляется в стремлении сохранить свою индивидуальность и реализовать свои притязания на признание в обществе [2].

Следует отметить, что процесс идентификации — обособления имеет некоторые особенности. Так как в юности человек одновременно эмоциональнее и рациональнее, чем в других возрастных периодах. Возникает конфликт между стремлениями к социальности и индивидуальности. Его результатом является приобретение черт зрелой личности. К ним можно отнести следующие: независимость и понимание необходимости некоторой конформности, ответственность.

Фельдштейн Д. И. в своих известных трудах говорит о том, что юношеский период подразумевает под собой такое состояние, сущностью которого является процесс интеграции молодого человека в социальный строй общества, что предусматривает приобретение качеств зрелой личности. Само взросление, то есть переход от детства к взрослости, через юность, определяется реализацией освоения социального опыта, положительного или отрицательного. Человек выступает тут как активно действующий субъект, который в процессе овладевает культурой и нормами в отношениях, в взаимодействии, при этом объективно воспроизводя социальное. Следует отметить, что уровень, характер, степень присвоения этого социального, безусловно, зависят от достижений человечества и особенностей развития, функционирования конкретно-исторического общества, представителем которого является данный субъект, а также особенности этого субъекта [3].

Обратимся к понятиям социализации и индивидуализации и разведем их. Социализация — это присвоение общественных норм. Индивидуализация- понимание и утверждение себя, своего Я как субъекта. Сами процессы дают субъекту возможность освоения социального путем непрерывного изменения пространства его «социального созревания», при этом сохраняется тенденция увеличения степени свободы, роста и усложнения роли сознательного. Надо заметить, что субъект не только присваивает, но и воспроизводит это социальное в будущем при этом учитывает и свое отношение к нему, тем самым превращает социальное в индивидуальное. Безусловно, это развитие происходит по-разному из-за особенностей индивида и характеристик среды [4].

Социальное в его проявлении в индивидуальном представляет собой сублимацию. Человек, осознавая себя личностью, испытывает потребность реализации этой сублимированной сущности, пропуская её через себя и формируя свою собственную позицию — индивидуализируясь.

Таким образом, в процессе социализации и индивидуализации происходит осознание, присвоение и реализация социальных норм, принципов, отношений. Помимо этого происходит и присвоение и реализация нового уровня самосознания, тем самым человек воспроизводит в своей деятельности присвоенное социальное и обеспечивает соответствующие возможности в этом воспроизводстве и формировании новой социальной позиции. Благодаря этому и протекает социальное взросление и проявляется степень социальной зрелости личности.

Л. Кольберг говорит о том, что в юношеском возрасте преобладает групповой уровень идентичности, то есть оценивание поступка происходит исходя из мировоззренческих и поведенческих установок референтной группы, помимо этого юноши и девушки переходят на постконвенциальный уровень морального развития. Данный уровень характеризуется одновременной выраженностью индивидуально-личностного и общечеловеческого уровней идентичности [2].

Поливанова К. Н. выделяет два варианта соотношения процессов социализации и индивидуализации в юношеском возрасте. Первый случай характеризуется отказом личности от принятия собственных самостоятельных решений, ориентируясь на значимое социальное окружение. Причинами такого может служить давление социума, стремление быть лучшим для кого-то, несоответствие ожиданиям, доверие авторитетному окружению, низкая значимость важнейших жизненных выборов. Второй вариант характеризуется отвержением норм, правил и оценок социума, негативным отношение к нему, переживанием своей собственной исключительности, отказом от поиска собственного самоопределения, профессионального определения, борьбой с существующим мировоззрением и мироустройством [5].

Таким образом, подводя итог всему сказанному, следует отметить, что процессы социализации и индивидуализации являются основополагающими и развитии личности. Развитие личности в таком случае заключается в освоении социального и воспроизведение его в собственном индивидуальном опыте, формировании собственной позиции, реализация нового уровня самосознания.

Литература:

  1. Мухина В. С. Возрастная психология. С. 420–423.
  2. Фельдштейн Д. И. Взросление и развитие взрослого человека. // «Мир психологии и психология в мире». — 1999г. — № 2.
  3. Фельдштейн Д. И. Психология развития. С. 190–191.
  4. Фельдштейн Д. И. Социализация и индивидуализация — содержание процесса социального взросления. // «Мир психологии и психология в мире». — 1998г. — № 1.
  5. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. М.: Академия, 2000.