Банкротство и санация кредитных организаций | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 ноября, печатный экземпляр отправим 10 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: 19. Государство и право

Опубликовано в

XVI международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, январь 2021)

Дата публикации: 12.12.2020

Статья просмотрена: 46 раз

Библиографическое описание:

Иванов, Д. В. Банкротство и санация кредитных организаций / Д. В. Иванов. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 27-29. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/386/16257/ (дата обращения: 24.10.2021).



В статье затрагиваются вопросы несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, особое внимание обращается на динамику банкротств банков за последние годы, а также выясняются особенности процедуры их санации.

Ключевые слова: банкротство, финансовое оздоровление, банковский сектор, санация, временная администрация.

The article touches upon the issues of insolvency (bankruptcy) of credit organizations, pays special attention to the dynamics of bank bankruptcies in recent years, and also clarifies the features of the procedure for their reorganization.

Key words: bankruptcy, financial recovery, banking sector, reorganization, temporary administration.

Кредитные организации являются составной частью банковской системы страны, представляя собой один из самых важных элементов экономики любого современного государства, которой оказывает огромное, разностороннее воздействие на жизнедеятельность общества в целом. От состояния банковской системы страны значительным образом зависит защищенность и устойчивость национальной валюты, в том числе ее покупательная способность и курс по отношению к иностранным валютам, что имеет ключевое значение для государственного суверенитета.

В последние годы мы наблюдаем постоянное снижение количества банков в России — это связано с проводимой Центральным банком России консолидации и «очистки» банковского сектора, в том числе с использованием процедуры слияний, присоединений и формированием банковских групп и холдингов, а также с большой конкуренцией и сложной экономической ситуацией. Большая часть работы по финансовому оздоровлению банковского сектора реализована, однако совершенно очевидно, что в предстоящем году число банков продолжит уменьшаться, и прежде всего за счёт небольших игроков, которым не удалось увеличить объём и повысить эффективность. При этом для обычных клиентов банков в такой ситуации возникают очевидные негативные последствия. Причинами, по которым банк становится банкротом, являются, по мнению многих ученых, кризис в банковской сфере, невозврат ссуды, потеря стоимости активов и убытки от деятельности. Каждая из перечисленных причин ведет к тому, что собственный капитал банка уменьшается. Если он становится ниже нуля, то банк признается неплатежеспособным, а это способствует тому, что пассивы станут превосходить активы кредитного рынка.

По информации, представленной на официальном сайте государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» (далее — АСВ), по состоянию на 31.12.2019 года в процессе ликвидации находится 354 российские кредитные организации [2], при этом, 340 кредитных организаций проходит данную процедуру в связи с признанием ее несостоятельной (банкротом). По состоянию на 01.07.2020 года количество ликвидируемых кредитных организаций составляет 382, а проходящих процедуру банкротства — 345 [3]. Указанная информация является показательной в связи с тем, что именно АСВ на данный момент выполняет функции конкурсного управляющего в случаях банкротства кредитных организаций, если имелась лицензия на привлечение средств во вклады физических лиц.

Процедура банкротства и физических, и юридических лиц регламентирована Федеральным законом от 26.10.2002 № 127 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» [1] (далее — Закон о банкротстве), действие которого распространяется и на кредитные организации, с учетом особенностей, установленных отдельной главой 4.1, которая регулирует процедуру несостоятельности (банкротства) кредитных организаций. В ней прописано правовое регулирование процесса, обязанности руководителей юридического лица, меры по финансовому оздоровлению, основания для назначения временной администрации, последствия открытия конкурсного производства и т. д.

Необходимость особого правового регулирования отношений, связанных с банкротством кредитных организаций, обусловлена тем, что в отличие от большинства других коммерческих организаций кредитные организации наделены частично ограниченной специальной правоспособностью, в рамках которой они могут совершать предусмотренные лицензией банковские операции, как исключительный вид деятельности, сопутствующие им виды деятельности, а также деятельность на фондовом рынке.

Законодательная база, регулирующая вопросы банкротства кредитных организаций, помимо Закона о банкротстве, включает Федеральный закон «О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов в банках Российской Федерации» от 29.07.2004 N 96-ФЗ, Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 N 395–1, Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 10.07.2002 N 86-ФЗ и другие.

По общему правилу в соответствии со ст. 2 Закона о банкротстве «несостоятельность (банкротство) — признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей». Указанные обязательства, как предусмотрено п. 2 ст. 3 Закона о банкротстве, не должны быть исполнены в течение трех месяцев, а их сумма согласно п. 2 ст. 6 этого же Закона должна составлять не менее трёхсот тысяч рублей. Относительно же банкротства кредитных организаций статья 189.8 Закона о банкротстве определяет достаточным срок неисполнения соответствующих обязательств в 14 дней. Кроме того, основанием для признания кредитных организаций несостоятельными может послужить тот факт, что стоимость их активов является недостаточной для исполнения обязательств перед кредиторами либо обязанности по уплате обязательных платежей.

На данный момент законодателем предусмотрена возможность предупреждения банкротства кредитных организаций, которая, при этом, может применяться лишь в тех случаях, если у организаций не были отозваны лицензии на осуществление банковских операций.

Санация — это система проведенных мероприятий, которые направлены на улучшение финансового положения банка, с целью предотвращения банкротства кредитной организации или повышения ее конкуренции. На начальном этапе руководством кредитного учреждения устанавливаются сроки намеченной процедуры санации. Далее следует план реализации мер по предотвращению потери платежеспособности и обеспечению финансового оздоровления. Выполняются организационные и экономические преобразования. Чаще всего применяются следующие мероприятия:

— структурная реформа управления;

— привлечение финансовой помощи со стороны учредителей и других организаций;

— привлечение финансирования через выпуск ценных бумаг организации.

В процедуре санации банка управление осуществляется временной администрацией. Проводить финансовое оздоровление может как сама кредитная организация, так и обладающее такими полномочиями агентство по страхованию вкладов.

По состоянию на 1 ноября 2020 года Агентство осуществляет участие в финансовом оздоровлении 15 банков, санация которых осуществляется с привлечением инвесторов. Во втором полугодии 2017 года Банк России кардинальным образом изменил действовавшую схему санации, исключив из неё банки-партнёры. В соответствии со ст. 76.10 Федерального закона от 10 июля 2002г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» ЦБ РФ (в качестве единственного участника) учредил ООО «Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора» (далее — ФКБС) для реализации от его имени мер по предупреждению банкротства кредитных организаций. Финансирование всех процедур будет осуществляться также за счёт Банка России. Позиция Центрального банка заключается в том, что после проведения реструктуризации, акции санированных банков будут реализовываться на открытом рынке [5].

В качестве примера санации кредитной организации можно привести ситуацию с АО «Азиатско-Тихоокеанский банк», являющимся одним из крупнейших игроков банковского рынка. C 26 апреля 2018 года с помощью ФКБС началась санация Азиатско-Тихоокеанского банка (далее — АТБ). Проблемы у него начались после отзыва лицензии у дочернего ПАО «М2М Прайвет банка». Регулятор докапитализировал банк на 9 млрд руб. и направил еще около 5,2 млрд на погашение обязательств и выкуп требований по сомнительным сделкам, которые совершали бывшие акционеры АТБ, что позволило АТБ привлечь денежные средства и тем самым соблюсти все нормативы, установленные для кредитных организаций [4].

Тем не менее, стоит отметить, что процедура санации не всегда оказывается эффективной — об этом свидетельствуют данные приведенной статистики о количестве ликвидируемых кредитных организаций, отражающей рост количества дел об их банкротстве. Естественно, что для государства целесообразнее проводить санацию банков, т. е. выводить их из кризисного состояния, что позволяет работать им и дальше. Это связано с вышеуказанной экономическо-правовой спецификой их деятельности, поскольку, в первую очередь, при банкротстве кредитных организаций страдают их вкладчики-обычные физические лица. Санирование выгодно и физическим, и юридическим лицам, находящимся на обслуживании в банке. Физические лица получают возможность сохранить свои сбережения в полном объеме. Юридические лица в случае санации банка также сберегут средства на своих счетах и смогут продолжить обслуживаться в финансовом учреждении.

В условиях рыночной экономики санация кредитных организаций имеет значительный экономический потенциал, является важным инструментом регулирования структурных изменений и входит в систему наиболее действенных механизмов финансовой стабилизации предприятий. В тоже время, если активы банка преимущественно нежизнеспособны, ни финансовая значимость банка, ни его размер, не должны стать поводом для принятия решения о финансовом оздоровлении за счет государственных средств.

Подводя итоги, необходимо еще раз отметить особую значимость кредитных организаций как субъектов рынка, в связи с чем Центральный Банк Российской Федерации должен комплексно подходить к проблемам санации их финансового состояния, а также недопущения введения крайней меры — конкурсного производства. При этом необходимо дальнейшее развитие законодательства о предупреждении банкротства и санации кредитных организаций [6]: внедрение действенных гарантий возврата государственных средств, выделяемых на мероприятия по санации банков, а также закрепление закрытого перечня оснований для инициирования мер по предупреждению банкротства вместе с критериями отбора тех кредитных организаций, в отношении которых подобные меры применять целесообразно.

Литература:

  1. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О несостоятельности (банкротстве)" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2020).
  2. Официальный сайт Агентства по страхованию вкладов URL: https://www.asv.org.ru/agency/statistics?group=®ions= (дата обращения: 07.12.2020).
  3. Официальный сайт Центрального Банка России https://cbr.ru/banking_sector/likvidbase/ (дата обращения: 08.12.2020).
  4. Официальный сайт Центрального Банка России https://cbr.ru/press/pr/?file=19092018_184216ik2018–09–19T18_32_35.htm (дата обращения: 07.12.2020)
  5. Андрюшин С. А., Кузнецова В. В. Консолидация банковского сектора и новый механизм санации Банка России // Бизнес и банки. 2017. № 2. с. 1–7.
  6. Лаутс Е. Б. Новые банковские технологии и антикризисное регулирование рынка банковских услуг // Банковское право. 2017. № 4. С. 36–44.