Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Образ времени профессионалов с разным уровнем эмоционального выгорания

23. Психология
2
Поделиться
Библиографическое описание
Соболева, М. Ю. Образ времени профессионалов с разным уровнем эмоционального выгорания / М. Ю. Соболева. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/386/15935.


Проблема связи принадлежности к профессиональной деятельности с образом мира и жизни профессионала не раз упоминается отечественными психологами, такими как В. П. Серкин, Ю. К. Стрелков, Е. А. Климов, и др. Профессионал в своем личном опыте запечатлевает структуру своей профессии, в особенности временные аспекты, что в общем отражается в образе мира профессионала. Именно измерение времени выступает как основа для множества различных профессий: организационная и содержательная характеристики временного аспекта процесса профессиональной деятельности накладывает определенный отпечаток на основные характеристики образа мира и жизни профессионала. Большинство авторов указывают на то, что само представление о времени, организация своего времени в профессиональной деятельности, отношение субъекта труда ко времени, которые реализуются в определенных условиях деятельности, специфичны в различных профессиях. Так, изучению временных особенностей образа мира профессионалов посвящено пока немного исследований в психологии труда, а исследований связи образа времени и эмоционального выгорания на сегодняшний день нет.

Именно поэтому исследование социально-психологических аспектов эмоциональных состояний специалистов помогающих профессий или «Человек-Человек» по Е. А. Климову, поиск средств и методов профилактики их эмоционального самочувствия, укрепления психологического здоровья, выявление зависимости представлений об образе времени и уровней эмоционального выгорания, считается одной из актуальных.

Американский психолог К. Левин описал взаимосвязь между прошлым, настоящим и будущим. Он отмечал, что человек переживает свое настоящее положение, которое связывается с его собственными желаниями, ожиданиями и представлениями о будущем и прошлом. Данное принятие, как и будущего, так и прошлого жизни личности в контекст настоящего автор назвал временной перспективой.

Последователи школы Курта Левина о временной перспективе, Филипп Зимбардо и его соавторы говорят о временной перспективе личности, как об отражении установок индивида, его ценностей и убеждений, связанных определенным образом со временем. Данное отражение включает в себя три составляющие, такие как когнитивная, эмоциональная и социальная.

Ф. Зимбардо утверждает, что временную перспективу личности как установки и ориентации, а именно прошлое, настоящее и будущее, можно определять, как устойчивые черты личности. Так автор рассматривает несколько главных временных ориентаций личности: негативное прошлое (отношение к прошлым ситуациям в пессимистическом ключе), позитивное прошлое (отношение к прошлому с теплотой), гедонистическое настоящее (ориентация личности на удовольствие в данный момент), будущее и фаталистическое настоящее (отражение беспомощного отношения к будущему и в общем к жизни, фатальность событий).

Понимание временного аспекта своей жизни является неотъемлемой частью осознания собственной идентичности. Так, говоря об отождествлении себя с определенной сферой личности, необходимо и учитывать временной промежуток. А. А. Кроник утверждает, что у человека в сознании формируется определенная система обобщенных представлений о времени, которую можно назвать «концепцией времени личности в масштабах ее жизни».

Определенное профессиональное отношение к средствам и предметам деятельности профессионала, Е. Ю. Артемьева определила, как мир профессии. Так, в образе мира профессионала свойственна определенная специфичность, образуется функциональная подструктура образа мира субъекта профессиональной деятельности. Время как основная характеристика образа мира профессионала обеспечивает взаимосвязь объектов мира. Время непосредственно присутствует в каждом психическом процессе и жизнедеятельности. Именно поэтому анализ трудовой деятельности немыслим без привлечения категории времени.

При изучении субъективных причин, способствующих эмоциональному выгоранию, необходимо обратиться в качестве опоры к основному понятию «образа мира», которое, по мнению А. Н. Леонтьева, выступает как интегральная характеристика всего психического, т. к. «всякое актуальное воздействие вписывается в образ мира, т. е. в некоторое целое».

Данное понятие «образ мира» представляет собой всеобщее понятие для представления всей феноменологии восприятия мира. Так, образ мира человека образуется в реальной жизни, во всех проявлениях жизнедеятельности субъекта. Данное понятие, с точки зрения его функциональной модели, включает три слоя: перцептивный мир, картина мира (семантический мир), ядерный слой. Основой ядерного слоя представляются личностные смыслы. Ядерный слой определяется как совокупность целей и мотивов, которая представляет собой не только мотивацию, но и общие принципы и критерии отношений, основы эталонных систем.

Синдром эмоционального выгорания, по мнению Н. Е. Водопьянова, это комплекс негативных симптомов, проявляющихся в заниженной оценке личных профессиональных достижений, хронической усталости и утрате ценности личных контактов в профессии.

В. Е. Орел утверждает, что эмоциональное выгорание оказывает негативное влияние как на личность в целом, так и на определенные показатели трудовой деятельности, и влияет непосредственно на другие сферы жизнедеятельности субъекта, то есть выступает как феномен, включенный в подсистему профессиональных деструкций. Тем не менее наряду с другими профессиональными феноменами, схожими по своему влиянию на личность, эмоциональное выгорание в большинстве случаев несет необратимый характер. Так, выгорание нередко соотносят с регрессом профессионального развития, который, в свою очередь, оказывает влияние на все подструктуры субъекта труда, что отражается на показателях профессиональной эффективности.

На сегодняшний день не существует единой точки зрения на структуру эмоционального выгорания, однако, можно отметить, что выгорание определяется как личностная деформация в связи с высокой степенью эмоционально насыщенных и напряженных межличностных отношений. Последствия эмоционального выгорания приводят, в первую очередь, к психосоматическим нарушениям личности, так и к психологическим нарушениям личности, в частности когнитивным, эмоциональным и мотивационно-установочным. И те, и другие нарушения имеют огромное влияние на общее социальное и психосоматическое здоровье личности.

Факторов, способствующих развитию эмоционального выгорания, множество, авторы выделяют основные из них: ролевые, личностные и организационные. Последний из которых проявляются в: многочасовом характере работы, никак не оцениваемой должным образом; работа, имеющая трудноизмеримое содержание и т. п. Например, В. И. Ковальчук, среди организационных причин выделяет такие факторы эмоционального выгорания, как высокий уровень объема работы и напряжения, в особенности при сжатых сроках ее выполнения; монотонность работы; привнесение в профессиональную деятельность своих личностных ресурсов; также важным аспектом является непризнание и недостаток положительной оценки выполняемой работы; постоянная напряженность и конфликты в межличностных отношениях; эмоциональная насыщенность и когнитивная сложность коммуникации и др.

Профессиональная деятельность сотрудников государственных учреждений характеризуется большой интенсивностью коммуникации и взаимодействия с клиентами. Многофункциональный центр как государственное учреждение, образовалось в России в 2009 г. Данный центр предоставляет государственные и муниципальные услуги по принципу «одного окна» после однократного обращения заявителя с соответствующим запросом. Специалисты данного учреждения работают с большим объемом информации в определенных временных рамках, с разнообразными категориями заявителей, тем самым от специалиста требуются соответствующий эмоциональный тонус и постоянная вовлеченность в процесс взаимодействия с заявителем.

Так число обращений заявителей в Многофункциональный центр растет с каждым днем, именно поэтому проблема эмоционального выгорания данных специалистов в современном обществе приобретает особую актуальность. Профессия документовед Многофункционального центра имеет отличительные особенности: эмоциональная вовлеченность и взаимодействие с заявителем; работа с большим объемом информации; жесткие временные рамки предоставления услуги; сосредоточенность и внимательность при заполнении заявления; монотонность работы и усидчивость; многочасовой рабочий день под наблюдением камер; постоянное столкновение со стрессовыми ситуациями. Именно поэтому специалисты, работающие на приеме, и непосредственно взаимодействующие с заявителями, подвержены синдрому эмоционального выгорания. В связи с этим, снижается эффективность трудовой деятельности, ухудшение психологического, физического состояния сотрудников.

Синдром эмоционального выгорания ведет к потере смысла профессиональной деятельности, отсутствию надежды на будущее, ощущению тягостных ощущений в настоящем. Данные последствия не могут не повлиять на временную составляющую образа мира профессионала. Негативные последствия в виде равнодушия к своей профессиональной деятельности, нарушений в трудовой мотивации проявляются в ядерном слое образа мира профессионала, тем самым непосредственно влияя на общую картину мира, в особенности, на его временную составляющую. Выявление содержательной стороны этих изменений и коррекция нарушенных временных характеристик образа мира может являться важным условием возвращения субъекта труда к нормальной профессиональной деятельности. Психологическое прошлое, настоящее и будущее выполняют различные функции и находятся между собой в сложном взаимодействии, собственно и образующие жизненное поле личности. Временная перспектива воздействует на восприятие человеком всего мира, на видение им своей жизни, и в том числе на межличностное взаимодействие. Поэтому жизнедеятельность человека становится продуктивной и гармоничной у тех, кто, живет в настоящем моменте, позитивно оценивает свое прошлое, а также уверен в благоприятном будущем и стремится сделать его именно таким.

Литература:

  1. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е.Водопьянова, Е. С. Старченкова // СПб.: Питер, 2008. — с. 113.
  2. Денисова Т. Н. Время в образе мира профессионалов типов «человек-человек» и «человек-знак» // Психологический журнал, 2016. — № 6. — С. 153–156.
  3. Дерябина А. С. Теоретический анализ проблемы времени в психологии // Молодой ученый. — 2010. — № 12. — Т.2. — С. 74–88.
  4. Жаппар А. Т. Временная компетентность и восприятие рабочего времени банковских менеджеров // Научное мнение, 2015. — № 9–2. — С.132–140.
  5. Матвеева Т. Н. Проблема профессионального выгорания преподавателей высших учебных заведений // Международный научный альманах / Под ред. М. В. Воронцовой, А. А. Калюжного. — Таганрог-Актюбинск, 2016. — № 10. — С. 130- 138.
  6. Прокохина М. И. Исследование формирования синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности социальных работников // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки», 2017. — № 1. — С. 281–288.
  7. Серкин В. П. Структура и функции образа мира в практической деятельности. Дисс... докт. психол. наук. М., 2005. − 356 с.
  8. Стрелков Ю. К. Временная форма профессионального опыта // Вестник Московского университета. Психология. — 2010. — № 2. — С. 23–31.
  9. Сушко Н. Г., Колобова Н. А. Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности социальных работников // Ученые заметки ТОГУ, 2018. — Т. 9. — № 2. — С. 213.
  10. Molero Jurado MdM, Perez-Fuentes MdC. Burnout in Health Professionals According to Their Self-Esteem, Social Support and Empathy Profile // Frontiers in Psychology, 2018. — Vol. 9. — P. 1–6.
  11. Samra R. Empathy and Burnout in Medicine — Acknowledging Risks and Opportunities // Journal of General Internal Medicine, 2018. — V. 33. — № 10. — P. 991–993.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный