Религиозная символика в современной моде
Автор: Федоров Иван Михайлович
Рубрика: 26. Культурология
Опубликовано в
XV международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, декабрь 2020)
Дата публикации: 01.12.2020
Статья просмотрена: 847 раз
Библиографическое описание:
Федоров, И. М. Религиозная символика в современной моде / И. М. Федоров. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XV Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 37-39. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/384/16220/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье рассматривается заимствование религиозной символики в европейской моде как феномена в пространстве культуры. Основываясь на социологии и культурологии, используя фактический материал и анализируя коллекции дизайнеров, автор заключает: бренды выражают свои концепции и следуют за предпочтениями потребителей, заимствуя религиозные символы, используя их в коллекциях одежды. Использование религиозной символики становится частью процесса контрсекуляризации современного общества (форма адаптации традиций) или же становится предметом использования массовой, суб- и контркультурами в авангардных формах презентации, когда проявляется процесс десакрализации, приводящий к профанации религиозных символов.
Ключевые слова: религиозная символика, символ, европейская мода, модельер, религия.
Встреча моды и религии вызывает научный интерес у исследователей, особенно в период с конца ХХ по первое двадцатилетие XXI века, когда частота появления религиозных символов на подиуме ощутимо увеличилось по сравнению с предыдущими годами. Это связано с уникальностью феномена моды как социально значимого и системного явления, включающего в себя не только саму одежду и костюм, а еще и рыночные отношения, без которых современная модная индустрия немыслима как общественный институт. Считается, что религиозный костюм и религиозная символика являются частью системы моды в целом и имеют отношение к обычаям, и традициям, но не является конкретным ответвлением моды, о чем говорится в трудах классиков социологии Г. Спенсера, Ж.-Г. Тарда, В. Зомбарта [см.: 3, с. 68; 1].
Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что использование религиозных символов в коллекциях дизайнеров европейской моды становится явлением массовой культуры, и перед исследователями встают вопросы понимания этих процессов. Новизна исследования заключается в авторском понимании процессов заимствования модельерами религиозных символов и позиции религиозных общин к заимствованию.
Следовательно, цель исследования — рассмотреть явление религиозной символики в моде как культурный феномен. Задачи исследования: проанализировать представленность религиозной символики в современной моде; показать позицию религиозных общин и дизайнеров к заимствованию религиозной символике в коллекциях одежды брендов европейской моды. Методами исследования были выбраны герменевтический и эмпирический анализ.
Заимствование религиозных символов в модных коллекциях не ново. Европейская мода полна разнообразных примеров использования религиозных символов на протяжении всего ХХ века. В конце 1920-х гг. французский модельер Коко Шанель вместе с итальянским ювелиром и художником, герцогом Фулько ди Вердурой разработали дизайн украшения в виде мальтийского креста. Парижский модельер и дизайнер Эльза Скиапарелли в 1930-х годах выпустила платье с вышивкой, напоминающей по форме ключи апостола Петра. Заимствование религиозной символики продолжила целая плеяда всемирно известных модельеров ХХ века. Например, французский модельер Кристиан Лакруа в 1988 г. создал черный жакет с вышитым на груди огромным крестом, украшенным разноцветными камнями. Дом моды Chanel в 1994 г. использовал в коллекции одежды в виде узоров строчки из Корана, которые были помещены на платье-бюстье. Продемонстрировать наряд на подиум вышла топ-модель Клаудиа Шиффер. Мусульманская община расценила наряд как «сатанинский», и креативный директор Карл Лагерфельд согласился его сжечь и принес публичные извинения [4]. Дизайнер из Великобритании киприотского происхождения Хуссейн Чалаян в коллекции бренда Chalayan « Весна–лето 1998 » продемонстрировал осмысление положения женщин в мусульманском обществе. На подиум вышел ряд моделей, на всех была надета чадра, и у каждой последующей манекенщицы будто отрезали от подола по 20 см ткани. Последняя предстала перед зрителями абсолютно без одежды, но с подобием «маски» на лице [6].
Череду заимствований религиозной символики в XXI веке продолжил модельер Джон Гальяно, который в 2001 г. выпустил линию футболок, на которых было написано «Иисус 5», по аналогии с «Роналду 7» (Криштиану Роналду — футболист и культовая фигура итальянского клуба «Ювентус» — играл под номером семь), а на шортах можно было увидеть надпись «Религия Гальяно». Итальянский бренд Roberto Cavalli использовал изображения богов Вишну и Рамы на нижнем белье, что вызвало негодование со стороны индуистской общины. Индусы Великобритании готовы были выйти на демонстрацию к магазинам, где будет продаваться белье, но затем коллекцию ликвидировали. Модельер Жан-Поль Готье в 2007 г. в кутюрной весенне-летней коллекции представил на моделях собранный из золотых лучей нимб, дополненный короной. Во втором десятилетии ХХI века христианские образы продолжают влиять на воображение европейских модельеров. Например, Карл Лагерфельд на создание коллекции для Chanel Pre-Fall 2011 вдохновили византийские мозаики в базилике Сант-Аполлинаре-Нуово [2; 4].
Чтобы наиболее полно раскрыть феномен заимствования модой религиозных символов, необходимо учесть, что религия, мода и рынок находятся в пространстве культуры, которое мы определяем в иносказательном смысле как сообщество людей, среди которых распространена региональная (или локальная) культура или субкультура. Это пространство социальной культуры, этнической, религиозной и иной культуры [5].
Таким образом, если проследить историю создания и продвижения модных коллекций с религиозными символами, то можно увидеть, что в одних случаях дизайнеры испытывают к ним почтение, а в других символы религий используются в авангардной интерпретации, вызывающей неодобрительное отношение религиозных общин. Вполне понятной представляется ситуация, когда религиозные символы используются и демонстрируются на подиуме и в рекламном сообщении потому, что бренды выражают через них свои концепции или следуют за предпочтениями потребителей. Индустрия моды отвечает на спрос рынка модными товарами и услугами, реализует маркетинговые стратегии, повышающие рост продаж одежды и аксессуаров религиозного содержания. Одновременно с рыночными процессами посредством религиозной символики общество возвращается к сакральному — утверждая традиции в современных социальных условиях на пути к новым формам религиозности.
В заключение отметим, что со стороны рынка производство и продажа товаров, включающих в себя религиозную символику, — это маркетинговый прием. Со стороны религии использование религиозной символики в модной одежде — это часть процесса десекуляризации (или контрсекуляризации) современного общества. Со стороны моды религиозные символы, аксессуары, одежда предстают как традиционная форма культуры или современная форма адаптации традиций в новом религиозном формате, или же как предмет использования массовой, суб- и контркультурами в авангардных формах презентации, когда проявляется процесс десакрализации, приводящий к профанации религиозных символов.
Литература:
- Зомбарт, В. Избранные работы / В. Зомбарт. — Москва: Территория будущего, 2005. — 344 c. — Текст: непосредственный.
- Кто и как интерпретировал католические символы в моде? 21.04.2018. — Текст: электронный. — URL: https://theblueprint.ru/fashion/catholic-symbols (дата обращения: 03.02.2020).
- Михалева, К. Ю. Концепции моды в классической социологической теории: часть первая (Г. Спенсер, Г. Зиммель, Ж.-Г. Тард) / К. Ю. Михалева. — Текст: непосредственный // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. — 2011. — № 3. — С. 68–86.
- Мода и религия: краткая история сложных взаимоотношений. 2020. — Текст: электронный. — URL: https://www.lofficielrussia.ru/moda/moda-i-religiya (дата обращения: 03.02.2020).
- Флиер, А. Я. Культурология для культурологов: учебное пособие для магистрантов, аспирантов и соискателей / А. Я. Флиер. — Москва: Согласие, 2015. — 672 c. — Текст: непосредственный.
- You've landed on our old Fashion site. — Текст: электронный. — URL: http://fashion.telegraph.co.uk/galleries/TMG8459042/1/In-pictures-Hussein-Chalayan.html (дата обращения: 03.02.2020).
Похожие статьи
Татуировки как символ социальной идентичности и культуры
Автор статьи поднимает проблему использования татуировки в качестве символа социальной идентичности и культуры. Прежде всего, автор обращается к генезису формирования спектра функций татуировки, где потребность в социальной идентификации на визуально...
Вербальная репрезентация осознанности в медийном дискурсе (на примере российских и американских журналов)
В данной статье рассматривается вербальная репрезентация концепции осознанности в медийном дискурсе, особое внимание уделяется журналам в российской и американской культурах. Концепт осознанности, уходящий корнями в буддийские традиции, привлек значи...
Инструменты создания рекламного текста в эпоху метамодерна
Начало XXI века ознаменовало изменения в обществе: в культуре и искусстве, в политике и философии. Само сознание человека, его восприятие мира и себя в нем изменилось — на смену иронии и цинизму постмодерна пришел метамодерн со своей «новой искреннос...
Модный показ как новый вид искусства
Данная статья рассматривает модный показ и как средство демонстрации трендов, и как сложноорганизованный художественный процесс с собственной образной системой и методами воспроизведения. Затрагивается следующий вопрос: можно ли считать дефиле новым ...
Медиакультура как современный социальный феномен
Растущая роль медиакультуры и информационно-коммуникационных технологий, воспринимаемая как фактор, влияющий на общество и личную психологию, политику, экономику и систему государственного управления. Это создает новые проблемы для медиа исследований...
Особенности современной моды
Статья затрагивает актуальную на сегодняшний день тему современной моды. Основное внимание обращается на развитие данного явления как социокультурного. Основу модного направления составляют различные стили, образы, которые способствуют самовыражению ...
Манипуляция сознанием в массовой культуре
В данной статье рассматривается проблема манипуляции сознанием, анализируются способы манипуляции, а также ее последствия. Оценивается роль массовой культуры, как фактора формирования данного явления. Затрагивается проблема коммерциализации культуры,...
Символизация в политике как элемент современной действительности
Статья затрагивает один из особых видов восприятия политики — посредством символов. Символика позволяет создать прочные невербальные связи в осознании и обеспечивает считывание контекста, создавая невидимую и прочную модель коммуникации.
Политейнмент в контексте медиатизации политики
Рассмотрен феномен политейнмента как проявление общемировой тенденции медиатизации политики. Политейнмент представлен как процесс сращения политики, журналистики и развлечений, нацеленный на завоевание внимания аудитории под влиянием эмоционального в...
Гуманистический маркетинг как новый этап развития общества
В статье выявлен новый этап становления маркетинговых реалий, обусловленный глобальными изменениями существующего общества. Автор рассматривает становление гуманистического маркетинга на примере тренда бодипозитива и его использования в рекламных кам...
Похожие статьи
Татуировки как символ социальной идентичности и культуры
Автор статьи поднимает проблему использования татуировки в качестве символа социальной идентичности и культуры. Прежде всего, автор обращается к генезису формирования спектра функций татуировки, где потребность в социальной идентификации на визуально...
Вербальная репрезентация осознанности в медийном дискурсе (на примере российских и американских журналов)
В данной статье рассматривается вербальная репрезентация концепции осознанности в медийном дискурсе, особое внимание уделяется журналам в российской и американской культурах. Концепт осознанности, уходящий корнями в буддийские традиции, привлек значи...
Инструменты создания рекламного текста в эпоху метамодерна
Начало XXI века ознаменовало изменения в обществе: в культуре и искусстве, в политике и философии. Само сознание человека, его восприятие мира и себя в нем изменилось — на смену иронии и цинизму постмодерна пришел метамодерн со своей «новой искреннос...
Модный показ как новый вид искусства
Данная статья рассматривает модный показ и как средство демонстрации трендов, и как сложноорганизованный художественный процесс с собственной образной системой и методами воспроизведения. Затрагивается следующий вопрос: можно ли считать дефиле новым ...
Медиакультура как современный социальный феномен
Растущая роль медиакультуры и информационно-коммуникационных технологий, воспринимаемая как фактор, влияющий на общество и личную психологию, политику, экономику и систему государственного управления. Это создает новые проблемы для медиа исследований...
Особенности современной моды
Статья затрагивает актуальную на сегодняшний день тему современной моды. Основное внимание обращается на развитие данного явления как социокультурного. Основу модного направления составляют различные стили, образы, которые способствуют самовыражению ...
Манипуляция сознанием в массовой культуре
В данной статье рассматривается проблема манипуляции сознанием, анализируются способы манипуляции, а также ее последствия. Оценивается роль массовой культуры, как фактора формирования данного явления. Затрагивается проблема коммерциализации культуры,...
Символизация в политике как элемент современной действительности
Статья затрагивает один из особых видов восприятия политики — посредством символов. Символика позволяет создать прочные невербальные связи в осознании и обеспечивает считывание контекста, создавая невидимую и прочную модель коммуникации.
Политейнмент в контексте медиатизации политики
Рассмотрен феномен политейнмента как проявление общемировой тенденции медиатизации политики. Политейнмент представлен как процесс сращения политики, журналистики и развлечений, нацеленный на завоевание внимания аудитории под влиянием эмоционального в...
Гуманистический маркетинг как новый этап развития общества
В статье выявлен новый этап становления маркетинговых реалий, обусловленный глобальными изменениями существующего общества. Автор рассматривает становление гуманистического маркетинга на примере тренда бодипозитива и его использования в рекламных кам...