Прожиточный минимум и минимальный размер оплаты труда в 2021 году: система расчета новая, проблема старая? | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 января, печатный экземпляр отправим 3 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: 19. Государство и право

Опубликовано в

XV международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, декабрь 2020)

Дата публикации: 30.11.2020

Статья просмотрена: 34 раза

Библиографическое описание:

Гнездилова, В. С. Прожиточный минимум и минимальный размер оплаты труда в 2021 году: система расчета новая, проблема старая? / В. С. Гнездилова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XV Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 56-59. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/384/16214/ (дата обращения: 16.01.2021).



В данной статье авторы исследуют прожиточный минимум и минимальный размер оплаты труда. Анализируют порядок установления указанных величин, в том числе с учетом новой методики расчета с 2021 года, предлагаемой Министерством труда и социальной защиты РФ.

Ключевые слова: бедность, прожиточный минимум, МРОТ, медианный среднедушевой доход, медианная заработная плата.

На протяжении достаточно длительного времени низкий уровень жизни граждан остается одной из насущных проблем российской действительности. При этом Конституцией РФ более двадцати пяти лет назад в ч.1 ст. 7 было определено, что Российская Федерация — это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [1].

Универсальным критерием оценки уровня достойной жизни был выбран прожиточный минимум, легальное определение которого закреплено в ст. 1 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» [2]. Согласно этому закону, прожиточный минимум — это стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Что касается понятия «потребительская корзина», то она определена как необходимый для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания.

Стоимостная оценка потребительской корзины в целом по Российской Федерации осуществляется на основании Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» (с учетом изменений) и данных Росстата об уровне потребительских цен на продукты питания и индексах потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги.

В новой редакции Конституции РФ, в п.5 ст. 75 закреплено: «…Государством гарантируется минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации» [1].

Следует отметить, что в Трудовом кодексе РФ [3] было закреплено правило, согласно которому МРОТ устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (ст. 133 ТК РФ); одновременно было определено, что порядок и сроки поэтапного повышения МРОТ до размера, предусмотренного ч. 1 ст. 133 ТК РФ, прописываются в федеральном законе (ст. 421 ТК РФ). Такой закон был подписан только спустя 16 лет президентом РФ Владимиром Путиным 28 декабря 2017 г., и с 1 января 2018 г. минимальный размер оплаты труда (МРОТ) был повышен до уровня прожиточного минимума и предусмотрел ежегодное с 1 января установление МРОТ в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года.

Таким образом, норма, прописанная в ТК, стала реализовываться с 2018 года, а с 2021 г. это теперь конституционное закрепление.

Если обратиться к истории исследуемого вопроса, то следует отметить, что ещё до распада СССР, в мае 1991 г. Президентом СССР М. С. Горбачевым был подписан Указ «О минимальном потребительском бюджете». Фактически это означало, что в стране устанавливалась черта дохода, ниже которой граждане признавались бедными. По оценкам экспертов, в это время количество людей, оказавшихся за такой чертой в целом по стране, составляло 25 % (15 %–20 %— по РСФСР) [4].

Новая Россия не могла применить советскую «черту бедности». В том числе и потому, что количество малообеспеченных людей в начале 1992 года подскочило до 60–70 % от численности всего населения. В 1992–1999 гг. расчеты величины прожиточного минимума производились на основе методических рекомендаций Минтруда России от 10 ноября 1992 г., разработанных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 1992 г. № 210 «О системе минимальных потребительских бюджетов населения Российской Федерации».

С 2000 г. величина прожиточного минимума определяется ежеквартально в среднем на душу населения, а также для трех социально-демографических групп населения (трудоспособные, пенсионеры, дети), и устанавливается Правительством РФ — в целом по Российской Федерации, в порядке, установленном законами субъектов РФ, — в субъектах Российской Федерации [5].

Как отмечалось в научной литературе, «ежегодно на федеральном и региональном уровнях устанавливается прожиточный минимум: с 2010 г. — в целях установления социальной доплаты к пенсии малоимущим неработающим пенсионерам; с 2013 г.– в целях предоставления ежемесячной денежной выплаты на третьего или последующих детей. При этом в одних случаях используется одна величина прожиточного минимума, а в других — другая. Это приводит, во-первых, к путанице граждан при проверке своего права на меры государственной поддержки, во-вторых, создает иллюзию «двойных» стандартов социального обеспечения» [6, с. 633].

Анализ информационных баз показал, что ПМ устанавливаются в целом по РФ и в каждом субъекте РФ, ежеквартально — в целях установления государственной социальной помощи малоимущим гражданам и региональных пособий на детей, ежегодно — для ежемесячных выплат на детей и социальной доплаты к пенсии малоимущим пенсионерам. Право на эти выплаты напрямую зависят то места проживания, поскольку в каждом регионе свой подход к определению ПМ.

Так, например, в целях установления социальной доплаты к пенсии, в каждом субъекте РФ ежегодно устанавливается свой прожиточный минимум, до величины которого и производится доплата к пенсии неработающим пенсионерам. Рассмотрим эти величины на примере Южного федерального округа, табл. 1.

Таблица 1

Величина прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации (составлена по данным ПФР http://www.pfrf.ru/)

1.2.png

Как видно из таблицы, даже в рамках одного федерального округа размеры ПМ отличаются. А. О..Котяков, Министр труда и социальной защиты РФ, в обоснование новой методики исчисления ПМ на расширенном заседании комитета Совета Федерации по социальной политике заявил, что в определении величины ПМ, есть региональный перекос: «В 61 регионе ПМ занижен — на величину от 5 до 36 %. Такая дифференциация формирует абсолютное социальное неравенство. В отдельных регионах мы людям недофинансируем даже минимальный набор, который они должны иметь для обеспечения своей жизни» [7].

До настоящего времени, все попытки минимизировать обнищание граждан, в том числе и работающих, не увенчалось успехом. Количество бедных в нашей стране продолжает расти. На наш взгляд, необходимо искать новые методы в проводимой политике государства в целях сокращения малоимущих граждан, а в перспективе полной ликвидации бедных. Проанализируем численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации на примере Южного федерального округа (значение показателя в % за год) в табл. 2.

Таблица 2

Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, установленной в субъекте Российской Федерации [8]

1.png

Как видим, показатели достаточно высоки. И это при нынешнем порядке определения малоимущих граждан и без учета 2020 года. По данным Росстата, в 2019 г. бедных в России было 18,1 млн человек (12,3 % населения), а в I квартале 2020 г. — 18,6 млн человек (12,6 % населения) I квартале [9]. На момент написания статьи более свежие данные Росстатом не были опубликованы. Численность населения России на фоне пандемии по итогам 2020 года, согласно предварительным оценкам, сократится на 158 тыс. человек — это максимум за 14 лет. Об этом говорится в проекте единого плана правительства по достижению национальных целей развития России до 2024 года и на плановый период до 2030 года.

На этом фоне 31 декабря 2020 года истекает срок действия закона о потребительской корзине [10]. Правительство внесло на рассмотрение в Госдуму законопроект, в котором предлагается изменить систему расчета прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда (МРОТ).

Законопроект предлагает два главных изменения:

  1. ПМ будет рассчитываться по формуле, основанной на медианном среднедушевом доходе за предшествующий год. По мнению специалистов, это достаточно трудный способ расчета, но он позволит отказаться от потребительской корзины.
  2. В свою очередь МРОТ больше не будет зависеть от прожиточного минимума, его предлагают определять по медианной заработной плате.

В законопроекте с 2021 г. предлагается устанавливать ПМ на уровне 44,2 % медианного дохода. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) предлагается установить на уровне 42 % от медианной зарплаты.

Таким образом, вводятся новые измерители, которые, по мнению авторов законопроекта, позволят увеличить величины ПМ и МРОТ уже с 2021 года. Но так ли это?

Медианный среднедушевой доход — это величина, относительно которой у половины населения размер среднедушевого доход ниже, у половины — выше. По данным Росстата, в 2019 году медианный среднедушевой доход составил 26 365,3 рубля.

Таким образом, прожиточный минимум на душу населения в 2021 году может составить 11 653 рубля (26 365,3х44,2 %).

Медианная зарплата — это, в свою очередь, тот размер зарплаты, относительно которой у половины населения заработок ниже, у половины — выше. По данным Росстата, в 2019 году ее показатель составил 34 335 рублей. Таким образом, МРОТ с 2021 г. может составить 14 420,7 рублей (34 335х42 %).

Но Минтруд РФ предложил установить минимальный размер оплаты труда в размере 12 792 рублей. По сравнению с действующим минимальным размером оплаты труда (12 130 рублей) он вырастет на 5,5 %.

Проблема, на наш взгляд, состоит в том, что данные учитываются исключительно по работникам крупных и средних предприятий, а по работникам, например, у индивидуальных предпринимателей, в показателе не участвуют. На фоне пандемии COVID-19 идет снижение заработной платы, и это может сказаться на итоговых статистических показателях не в пользу новой методики. Другими словами, новые расчеты могут сохранить старые проблемы, и «борьба» с бедностью останется актуальной на долгую перспективу. Время покажет. Уже в декабре 2020 г. должен быть принят нормативный акт, определяющий новый порядок расчета МРОТ и ПМ.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). — URL.: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 27.11.2020).
  2. Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 24.10.1997 № 134-ФЗ (последняя редакция) — URL.: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16565/ (дата обращения: 27.11.2020).
  3. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 09.11.2020) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ (дата обращения: 27.11.2020).
  4. Гонтмахер Е. Ш. Бедная моя страна [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://www.mk.ru/social/2015/03/16/bednaya-moya-strana.html (дата обращения: 27.11.2020).
  5. Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://rosstat.gov.ru/free_doc/new_site/population/urov/murov4.htm (дата обращения: 27.11.2020).
  6. Карданова И. В. К вопросу о конституционных гарантиях социального обеспечения. / Научные труды. Российская академия юридических наук. Выпуск 19. М.: ООО «Издательство «Юрист», 2019. 862с.
  7. Российская Газета. Официальный сайт. МРОТ с 2021 года будет расти быстрее прожиточного минимума. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://rg.ru/2020/10/06/mrot-s-2021-goda-budet-rasti-bystree-prozhitochnogo-minimuma.html (дата обращения: 27.11.2020).
  8. ЕМИСС государственная статистика. Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, установленной в субъекте Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://fedstat.ru/indicator/43713(дата обращения: 27.11.2020).
  9. О соотношении денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума и численности малоимущего населения в целом по Российской Федерации в I квартале 2020 года — Режим доступа: URL: https://rosstat.gov.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d05/132.htm (дата обращения: 27.11.2020).
  10. Федеральный закон «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» от 03.12.2012 № 227-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_138547/ (дата обращения: 27.11.2020).

Ключевые слова

прожиточный минимум, МРОТ, бедность, медианный среднедушевой доход, медианная заработная плата