Буллинг в школьной среде: основные причины и условия возникновения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бабичева, К. С. Буллинг в школьной среде: основные причины и условия возникновения / К. С. Бабичева. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XV Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 101-102. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/384/16193/ (дата обращения: 20.04.2024).



В современное время в образовательной среде возникает такая проблема, как буллинг, то есть жестокое обращение сверстников друг с другом. В целом, буллинг возник относительно недавно, приблизительно в 20 веке. Впервые о нем заговорил норвежский психолог Дан Ольвеус, который подробно изложил причины его возникновения в своей книге «Буллинг в школе».

Под буллингом понимаются агрессивные действия детей против других детей, чаще всего связанные с насилием, где дети примеряют на себя роль агрессора и жертвы, тем самым показывая неравное положение, ущемляют права друг друга. В связи с чем, повышается риск суицида среди учеников, происходят насильственные действия, которые приводят к ухудшению здоровья детей (побои, истязания), также понижается успеваемость в учебе, возникают психологические проблемы, появляется заниженная самооценка, эмоциональная подавленность и так далее.

Психологи выделяют четыре признака буллинга: данный процесс происходит регулярно, который сопряжен с агрессивными действиями, тем самым создавая неравенство сил, где агрессоры осуществляют свои действия умышленно. [1] Существуют также субъекты буллинга, которые участвуют в данном процессе. Жертва — это лицо, которому причиняется вред. Жертву можно охарактеризовать как тревожную, неуверенную в себе, замкнутую личность, у которой заниженная самооценка, которая любыми способами уклоняется от любых конфликтов, затрагивающие ее интересы. Обидчики, или агрессоры — это люди, которые насильственными действиями унижают и причиняют вред жертве. Благодаря психологическим исследованиям стало ясно, что у обидчика отмечается высокая самооценка, потребность доминировать над другими людьми. [2] Свидетели или наблюдатели — это те лица, которые наблюдают над происходящим, но не предпринимают ни каких усилий, чтобы предотвратить насилие со стороны обидчиков над жертвой. У данных лиц также отмечается заниженная самооценка как у жертвы, присутствует эмоциональная подавленность. Это происходит потому, что они присутствуют во время издевательств, но из-за своего страха не могут противостоять обидчикам, они чувствуют себя плохо, так как не могут дать отпор.

Выделяют несколько видов буллинга, которые отличаются меду собой способами осуществления травли:

– Физический — обидчики причиняют непосредственный вред жертве через пинки, побои, истязания, сексуальные домогательства.

– Психологический — травля направлена на социальную изоляцию жертвы — ложные слухи, игнорирование, групповой бойкот.

– Вербальный — обидчики словесно давят на жертву через угрозы, оскорбления.

– Экономический — насилие над жертвой происходит при помощи порчи ее вещей, отбирания денег, личных предметов.

– Кибербуллинг — агрессоры используют технику, информационные сети. Данный вид является самым новым и самым популярным. Суть его состоит в том, что с помощью социальных сетей, электронной почты агрессоры рассылают неправдивую информацию о жертве.

В теории выделяют несколько причин буллинга, то, что побуждает детей к жестокости. Так, во-первых, это социальные причины, которые характерны тем, что в обществе поощряют доминантное поведение лиц, причем, это пропагандируют на телевидение, в Интернете, в социальных сетях, в видеоиграх. Во-вторых, это педагогические причины, когда у детей происходит деформация восприятия социальной действительности из-за отсутствия должного воспитания со стороны учителей, преподавателей. Нередко бывает так, что педагоги показывают неправильный пример поведения в коллективе, а именно: допускают насмешки, неприличные шутки в сторону детей, оскорбляют их либо унижают. В-третьих, это семейные причины. Дома родители не уделяют должного внимания ребенку, не проявляют любовь и заботу к нему. В семье также могут оказывать вербальную агрессию в сторону ребенку, осуществлять тотальный контроль. В-четвертых, это психологические причины буллинга, когда у ребенка-агрессора наблюдается динамика чрезмерного вмешательства в чужую жизнь, когда такой ребенок наслаждается тем, что приносит вред либо боль его сверстнику. [3] Также стоит отметить, что буллинг может осуществляться как в сторону детей, так и взрослых людей, например, учителей, школьного персонала. К мотивам травли можно отнести также желание возвысить себя среди коллектива путем запугивания, стремление занимать лидирующие позиции, желание выглядеть «круто». Все эти причины являются поводами возникновения агрессивного поведения детей. Благодаря тому, что многие причины известны, в образовательных организациях проводится большая профилактическая работа по их пресечению.

Сущность профилактических мероприятий заключается в том, чтобы найти и устранить первичные и второстепенные факторы, которые побуждают детей к насилию. В образовательных учреждениях разрабатывают программы по борьбе с буллингом, в которых отражены основные методы борьбы с ним. Так, изначально проводят собрания с учителями, родителями, детьми, где поясняют о наличии такой проблемы и рассказывают об ее причинах и последствиях. Учебная организация доводит до сведения учащихся основные правила в отношении буллинга, оповещает о ближайших мероприятиях по профилактике и пресечению травли. Проводятся дополнительные занятия для учителей, где рассказывают о психологических приемах при работе с детьми, о том, какие признаки выдают жертв буллинга, о том, как необходимо вести себя во время учебного процесса. Учебная организация оказывает помощь пострадавшим от буллинга, осуществляет взаимодействие с родителями, психологами.

Помимо общих программ также разрабатываются индивидуальные правила по профилактике буллинга. [4] Так, учебные организации проводят дополнительные занятия с классами, где рассказывают о такой проблеме, нередко включают занятия по профилактике буллинга в обязательную школьную программу. В определенные дни демонстрируют учащимся фильмы и наглядные пособия. Многие организации ставят спектакли, где разыгрывают сценки ситуаций травли, тем самым осуществляя драму-терапию. Создаются комитеты по борьбе с буллингом, в которые входят как родители, психологи, школьные работники, так и сами дети. Также создаются линии доверия по вопросам агрессивного поведения на уровне образовательной организации. Проводится индивидуальная работа с жертвами от буллинга.

Таким образом, буллинг — это процесс жестокого обращения детей со своими сверстниками. Существует большое количество видов буллинга, которые отличаются способами его проведения. Буллинг — это серьезная проблема среди образовательной среды, с которой необходимо бороться заблаговременно, то есть осуществлять полную профилактическую работу по пресечению травли. Данная работа должна основываться на моральных и нравственных ценностях, целью которой является — создание воспитывающей атмосферы в процессе учебы.

Литература:

  1. Бязырова А. Т., Гадзиев А.А, Психолого-педагогические условия профилактики школьного буллинга. Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 55–8. С. 105–111.
  2. Селифанова А. И., Мартиросян Л. А., Захарова О. В., Абдулина Е. К. Буллинг в подростковой среде. В сборнике: Перспективы развития науки и образования сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. 2017. С. 104–105.
  3. Костенко Е. С., Бакунович С. Ю. Психологические предпосылки буллинга. Лучшая студенческая статья 2017. 2017. С. 283–285
  4. Предотвращение насилия в образовательных учреждениях. Методическое пособие для педагогических работников /Л. А. Глазырина, М. А. Костенко; под ред. Т. А. Епояна. — М.: БЭСТ-принт, 2015. — 144 с.