Коррекция показателей соматического здоровья у студентов специальных медицинских групп с помощью фитнес-технологии «стретчинг» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 ноября, печатный экземпляр отправим 10 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 25. Физическая культура и спорт

Опубликовано в

XV международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, декабрь 2020)

Дата публикации: 08.11.2020

Статья просмотрена: 23 раза

Библиографическое описание:

Черникова, Е. П. Коррекция показателей соматического здоровья у студентов специальных медицинских групп с помощью фитнес-технологии «стретчинг» / Е. П. Черникова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XV Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 117-119. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/384/16154/ (дата обращения: 25.10.2021).



Данная статья посвящена коррекции показателей соматического здоровья у студентов специальных медицинских групп c помощью стретчинга.

Ключевые слова: соматическое здоровье, студенты СМГ.

Одной из наиболее актуальных проблем на текущий момент в высших учебных заведениях России, является проблема физического воспитания студентов, которые по состоянию здоровья относятся к специальной медицинской группе (далее СМГ). Характерная особенность данной проблемы заключается, прежде всего, в тесной взаимосвязи между физической развитостью студентов и их здоровьем. При выполнении определенных упражнений, повышение двигательной активности (что является основой для развития кондиционной физической подготовленности) самым непосредственным образом влияет на организм человека, оздоравливая его.

Для людей с отклонениями в состоянии здоровья выполнение физических упражнений приобретают особое значение. А это значит, что при написании плана занятий, необходимо тщательно составить его таким образом, чтобы при выполнении упражнений студенты имели достаточную нагрузку, дабы они оказывали оздоровительный эффект на организм.

Эта проблема отмечается среди студентов, которые относятся к СМГ. Такой вывод можно сделать исходя из статистики, которая отмечает, что практически у половины студентов данной категории имеют низкий уровень физической подготовки. А следовательно, у многих из них нет мотивации при посещении занятий по физической культуре. Одним из критериев является отсутствие у студентов СМГ побуждения к занятиям по физической подготовке. Другим, является скептическое отношение к фразе: «Физическая культура полезна для здоровья», это обусловлено тем, что у студентов нет достаточной теоретической базы, необходимой для понимания всех элементов занятия.

Чтобы улучшилось состояние процесса физического воспитания студентов СМГ, для этого должен быть чётко выраженный коррекционный характер с ориентированным действием на имеющиеся у учащихся отклонения в физической подготовленности с учетом персональных нарушений в состоянии здоровья. В специальной педагогике обширно осуществляются абстрактные аспекты коррекционного расклада. В сфере физического воспитания принцип коррекционной направленности до сих времен не отыскал широкого использования.

Также важно, чтобы процесс коррекции физической подготовленности студентов СМГ был личностно весомым. Осуществление же личностно нацеленного подхода имеет возможность реализоваться методом использования персональных программ, в разработке которых по заданному педагогом методу конкретное участие обязаны принимать сами учащиеся.

Вовлечение учащихся к разработке программ коррекции «для себя» приведет к самоактуализации занятий физическими упражнениями с четким пониманием установленной цели и её достижения.

Не считая того, что имеет особенный смысл, в процессе работы над программой появляется надобность в получении важных для этого познаний, собственно, что содействует саморазвитию, инициирует самостоятельное исследование литературы.

Анализ научно-методической литературы свидетельствует о росте количества студентов и выпускников 9–11 классов, имеющих серьезные отклонения в состоянии здоровья (Коваленко Т. Г., 1999; Соловьев И. М., 2001; Чоговадзе А. В., Шкляренко А. П., Агаянц Е. К., 2003 и др.). Каждый день увеличивается количество учащихся с врожденными и приобретенными патологиями в состоянии здоровья и отнесенных по данному основанию к особой врачебной группе. Абсолютно закономерен поиск путей улучшения процесса физического воспитания предоставленного контингента учащихся в институтах, которые относятся по состоянию здоровья к СМГ.

Таким образом, научно обоснованный расклад к исследованию проблемы укрепления здоровья студентов СМГ, увеличению их работоспособности и коррекции заболевания с точки зрения всеохватывающего применения всевозможных форм и средств физического воспитания считается актуальным.

На основании этого формировалась гипотеза: предполагалось, что систематическое использование двигательной деятельности преимущественно аэробной направленности, позволит снизить динамику ухудшения здоровья студентов и повысить уровень их функциональной подготовленности и здоровья в целом.

Объект исследования: процесс адаптивного физического воспитания студентов специальных медицинских групп.

Предмет исследования: коррекция показателей соматического здоровья у студентов специальной медицинской группы.

Цель исследования: научно-педагогическое обоснование содержания занятий по коррекции показателей

Исходя из цели исследования, были поставлены задачи:

  1. В процессе педагогического констатирующего эксперимента выявить показатели, отражающие функциональную подготовленность и состояние здоровья студенческой молодежи.
  2. Научно-педагогически обосновать содержание занятий по коррекции соматического здоровья с помощью фитнес технологии «стретчинг».

«Стретчинг — это порядок упражнений, целью которых считаются — растяжка связок и мыщц и повышение эластичности. Слово Stretch в переводе на российский значит «эластичность, растяжение».

В стретчинге идёт акцентированное воздействие на все мышцы тела, даже те, которые не участвуют при интенсивной тренировке. Происходит насыщение внутренних органов, благодаря содействию движения крови и лимфы по всему организму. Улучшается обменный процесс в организме. Предотвращается болевое чувство и напряжение в различных участках тела за счет снятия нервных и мышечных блоков. Благоприятно влияет на психоэмоциональное состояние человека, крепче становится сон, пропадает психическое раздражение, а также улучшается сердечно-сосудистая система.

Исследование выполнялось в три этапа:

Первый этап исследования выполнен теоретический анализ и обобщение специальной научной и научно-методической литературы.

На втором этапе осуществлялся констатирующий педагогический эксперимент был проведен на базе государственного образовательного учреждения ФГБОУ ВО Забайкальский государственный университет в отделении специальных медицинских групп по физической культуре период с 1 сентября по 8 октября. Ключевой задачей констатирующего эксперимента явилась оценка и выявление имеющихся нарушений учащихся 1–2 курса, начальных характеристик физического развития и соматического здоровья у студентов специального медицинского отделения.

В экспериментальную группу входили 10 девушек в возрасте от 17–19 лет с преобладающими у них нарушениями в состоянии здоровья: заболевания мочевыводящих путей, органов дыхания и с нарушением осанки.

На третьем этапе были подведены итоги педагогического эксперимента, оформлены результаты исследования.

Для решения поставленных в работе задач, нами применялись следующие методы исследования: педагогическое и медико-биологическое тестирование.

По принципу Г. Л. Апанасенко разработан метод оценки физического здоровья, в основу которого положена характеристика энергопотенциала индивида, полученная из некоторых первичных данных. Для этого им предложены «Шкала соматического здоровья для женщин» с учётом следующих данных: рост, масса тела, жизненная емкость легких (ЖЕЛ), пульс в состоянии покоя (ЧСС), сила кисти, уровень систолического давления (АД) и время восстановления пульса после функциональной пробы (20 приседаний за 30 с). При этом оценка уровня здоровья осуществляется по следующим критериям: низкий; ниже среднего; средний; выше среднего; высокий. [2, с. 30].

Антропометрическое исследование (Тегако Л. И., Марфина О. В., 2003). Проводилось с целью оценки уровня физического развития студентов. При полученных данных рассчитываются следующие индексы:

– Весоростовой индекс Кетле — m (г)/ рост (см);

– Жизненный индекс — ЖЕЛ (мл)/ m (кг);

– Силовой индекс — (F (кг)/ m (кг))* 100 %;

– Двойное произведение — ЧСС*(АДсист/100);

– Тест Мартине-Кушелевского — время восстановления ЧСС после 20 приседаний за 30 с.

Расчет этих показателей позволяет определить у обследуемого текущий уровень здоровья: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий. Уровень здоровья определяется суммой баллов, набранных по оцениваемым показателям.

Таким образом наибольшей диагностической эффективностью обладает метод оценки энергопотенциала биосистемы по Г. Л. Апанасенко. В рамках констатирующего эксперимента проведено исследование показателей соматического здоровья у 10 студенток СМГ в ЗабГУ.

Расчет показателей позволил определить у обследуемых текущий уровень здоровья: 20 % средний, 30 % ниже среднего, 50 % низкий.

Показатели уровня здоровья студенток специальных медицинских групп

Рис. 1. Показатели уровня здоровья студенток специальных медицинских групп

На основании анализа и обобщения научной и научно-методической литературы, итогов констатирующего эксперимента, для корректировки показателей соматического здоровья предложена методика «Стретчинг» для учащихся СМГ, собственно, что позволит повысить функциональные способности организма, станет благотворно влиять на сердечно-сосудистую систему, восстановит дыхательный акт и расширит функциональные способности дыхательной системы, восстановит натуральную эластичность человека, будет воздействовать на позитивное влияние психоэмоционального состояния, улучшится настроение и сон, а еще мотивирует к занятиям физической культурой.

Литература:

  1. Апанасенко Г. Л. О возможности количественной оценки здоровья человека // Гигиена и санитария. 1985. № 6. С.55–58.
  2. Апанасенко Г. Л., Науменко Р. Г. Соматическое здоровье и максимальная аэробная способность индивида // Теория и практика физкультуры. 1988. № 4. С.29–31.
  3. Тегако Л. И., Марфина О. В. Практическая антропология. Учебное пособие. — Ростов н/Д: «Феникс», 2003. — 320 с.