Ключевые слова: старший дошкольный возраст, дошкольное образование, нравственное качество, социальная ориентация.
Социальный заказ государства в образовании направлен на воспитание человека современно образованного, нравственного, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, обладающего ответственностью, что находит отражение в основных нормативных документах Российской Федерации.
Дошкольное образование считается первой важной ступенью всей образовательной системы, поскольку в период дошкольного детства происходит становление личности ребенка, формирование предпосылок ее дальнейшего развития.
Главная цель воспитания и развития детей в дошкольных образовательных учреждениях заключается в формировании у них умений активно взаимодействовать с обществом, анализировать свое поведение, самостоятельно и ответственно осуществлять собственную деятельность.
Процесс формирования личности ребенка сложен и многообразен. Формирование ответственности — одна из сторон этого процесса. Однако в массовой практике дошкольного образования из-за недостаточной теоретической разработки данного вопроса наблюдается ряд существенных трудностей:
– в дошкольной педагогике сложилась и упрочилась тенденция сведения ответственности детей в основном к обязанности что-либо делать, что привело к неправильному пониманию процессов формирования личности ребенка дошкольного возраста;
– в формировании ответственности (в том числе и ответственного поведения) в ДОУ отсутствует целенаправленность;
– педагогическая работа не охватывает всего содержания вопроса, ограничена преимущественно воспитанием некоторых навыков, которые не получают должного развития;
– планирование работы носит случайный характер, не отражает весь педагогический процесс в ДОУ;
– в методике отсутствует система, не используются разнообразные методы; воспитатели часто ограничиваются указаниями, советами, напоминаниями, не заботятся о накоплении опыта.
Совершенно очевидно, что перечисленные недостатки в формировании ответственности детей старшего дошкольного возраста говорят о необходимости решения данного вопроса.
На сегодняшний день в ДОУ реализуются образовательные программы нового поколения. В них особое внимание уделяется развитию воображения, образного мышления, творческого начала, инициативности, активности, сопереживания. Все они предусматривают разные подходы к организации педагогического процесса, однако не во всех современных программах реализуется принцип гармоничного развития ребенка.
Несмотря на социальный заказ государства, отраженный в нормативных документах, и осознание необходимости формирования ответственности подрастающего поколения, в настоящее время в практике дошкольного образования этот процесс осуществляется в основном стихийно. Поэтому механизм формирования гуманных отношений старших дошкольников остается во многом скрытым для эффективного контроля, своевременной коррекции как со стороны педагогов, так и воспитанников.
Формирование ответственности детей старшего дошкольного возраста должно происходить осознанно. Следовательно, нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности ответственности, необходимости этого качества и преимуществах овладения им.
Этот блок включает социальные и культурно-ценностные ориентации.Их развитие формирует характер деятельности и поведение личности. А. В. Запорожец в своих исследованиях выделял две формы социальной ориентации у дошкольников: непосредственное восприятие и представление актуальной ситуации.
В своем исследовании мы опираемся на определение социальной ориентации Л. В. Пименовой, по мнению которой это сложное образование, включающее познавательные и эмоциональные компоненты для выделения значимого для ребенка содержания. Сюда входят знания о явлениях общественной жизни, направленное внимание ребенка на содержание социальной ситуации, представления о социальной значимости существующих в обществе норм. Культурно — ценностная ориентация включает знания об образцах, нормах и правилах поведения и связанные с ними этические представления и моральные суждения (Т. И. Бабаева, Т. И. Ерофеева, Л. П. Князева, Т. А. Маркова и др.).
Эти знания должны не только содержать прагматическую, технологическую информацию, но и создавать целостность восприятия и понимания мира, интериоризацию идей о ценности ответственности как качества личности (ориентация на созидание и позитивное взаимодействие, самоконтроль, осознание результата действий); сведения о правах человека и границах ответственности (допустимость в пределах нравственности).
Далее важно, чтобы у ребенка возникли мотивы для приобретения нравственного качества; появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно — значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества.
В этом блоке выражается эмоциональное отношение ребенка к тем илииным явлениям окружающей действительности, людям и самому себе как члену общества. Это раскрывается исследователями через следующие характеристики: способность положительно относиться к другим людям и обстоятельствам, умение принять их такими, какие они есть (Б. З. Вульфов); способность к идентификации, эмпатии, признание за другим права на отличие, справедливость (М. А. Перепилицина); расположенность к другим людям, терпение, отзывчивость, чувство собственного достоинства, умение в ситуации выбора учитывать интересы других, чувство солидарности и единства (С. А. Герасимов); выработка личного отношения к существующим нормам, умение анализировать поступки людей, формирование самооценки, умение брать на себя ответственность за результат (Л. С. Славина, М. В. Матюхина).
Знания и чувства, в свою очередь, порождают потребность в их практической реализации — в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.
В составе данного блока представлена сущность ответственности детей дошкольного возраста: оценка ситуации, выбор, реализация собственной линии поведения, стремление к согласованности позиций (М. А. Перепилицина); стремление к конструктивной деятельности и интенсивное участие в ней, социальная ответственность, способность оставаться самим собой (О. Б. Скрябина); желание и нежелание действовать в данной ситуации (В. Н. Гуров); тип действий, с помощью которых ребенок осуществляет контакт с другими (Л. В. Пименова); развитие умений планировать и организовывать свою деятельность (Л. С. Славина); формирование умения предвидеть результат своих действий.
Таким образом складывается механизм формирования нравственного качества. Главная особенность этого механизма, как доказывает С. А. Козлова, заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это означает, что каждый его компонент важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим. Ведь мы не можем формировать у детей ответственность как нравственное качество личности, воспитывая у ребенка лишь представления о том, что такое ответственность, не вызывая положительное отношение к этому качеству.
Проанализировав нормативные документы по дошкольному образованию, психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования ответственности мы пришли к следующим выводам:
1) процесс формирования ответственности детей старшего дошкольного возраста очень сложен, предполагает сознательное и гибкое применение педагогом богатого арсенала различных методов;
2) необходима «подвижность» средств воспитания, их постоянная корректировка;
3) нужно как можно раньше определить уровень нравственной воспитанности детей, выявить у каждого ребенка присущие ему особенности поступков, интересов, отношений окружающими, трудности в освоении норм и правил конкретного общества.
Все это служит основой для оценки динамики развития ребенка и корректировки дальнейшего процесса формирования ответственности у детей дошкольного возраста.
Литература:
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. — М.: Просвещение, 1968.
- Климова К. А. О формировании ответственности у детей 6–7 лет. — М., 1968.
- Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Уч. пос. для студ. сред. пед. уч. заведений. — М.: Изд. центр «Академия», 1998.
- Коломийченко Л. В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста. — Пермь, 2002.
- Минкина Н. А. Воспитание ответственностью. — М., 1990.

