Вопросительные предложения на арабском языке и их применение в текстах Священного Корана | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 февраля, печатный экземпляр отправим 10 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: 28. Филология и лингвистика

Опубликовано в

XIV международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, ноябрь 2020)

Дата публикации: 27.10.2020

Статья просмотрена: 33 раза

Библиографическое описание:

Усманова, М. Б. Вопросительные предложения на арабском языке и их применение в текстах Священного Корана / М. Б. Усманова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XIV Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 66-67. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/382/16113/ (дата обращения: 24.01.2021).



В данной статье представлена информация и примеры о вопросительных предложениях и их типов. Также приводятся примеры вопросительных предложений из аятов Священного Корана и рассматриваются с филологической точки зрения.

Ключевые слова: вопросительные предложения, типы вопросительных предложений, общие, специальные, разделительные, альтернативные, частицы

В арабском языке есть несколько типов вопросительных предложений: общие, специальные, разделительные и альтернативные. При образовании общего вопроса используются вспомогательные частицы هل или أ, которые ставятся в начале предложения. При этом после частицы сохраняется порядок слов, характерный для соответствующего повествовательного предложения. В общем вопросе интонация к концу предложения повышается.

Ответ на общий вопрос начинается с утвердительных частиц نَعَم، بَلَي либо отрицательных لاَ، كلاَّ

Например:

هَلْ أنْتَ طَالِبٌ؟ — نَعَمْ، أنا طَالِبٌ — Ты студент? — Да, я студент.

هَلْ أنْتَ طَالِبٌ؟ — لاَ ، أنا مُدَرِّسٌ — Ты студент? — Нет, я учитель

Рассмотрим примеры из Священного Корана:

هَلْ أَتَاكَ حَدِيثُ مُوسَى

Дошёл ли до тебя рассказ о Мусе? (сура «ан-Назият», аят № 15)

وَقِيلَ لِلنَّاسِ هَلْ أَنتُم مُّجْتَمِعُونَ

И сказали людям: «Собрались ли вы?» (сура «аш-Шу’ара», аят № 39)

Здесь, используется частица هَلْ в начале аята при образовании общего вопроса. Из этого мы можем понять, что эти аяты относятся к типам общих вопросов с филологической точки зрения.

أَلَمْ تَرَ كَيْفَ فَعَلَ رَبُّكَ بِأَصْحَابِ الْفِيلِ

Разве ты не видел, как поступил Господь твой с владельцами слона? (сура «аль-Филь», аят № 1)

أَلَمْ يَجْعَلْ كَيْدَهُمْ فِي تَضْلِيلٍ

Разве Он не обратил их козни в заблуждение? (сура «аль-Филь», аят № 2)

В начале аятов 1 и 2 суры «аль-Филь» используется частицаأ для образования отрицательной формы общего вопроса.

Специальный вопрос образуется с помощью специальных вопросительных слов: مَن «кто» لِمَن «для кого», ما или مَاذَا «что», لِمَاذا «почему» أيٌّ (أيَّةٌ) «какой» (какая), أيْنَ «где», إلى أيْنَ «куда», مِنْ أيْنَ «откуда», مَتَى «когда», كَيْفَ «как», كَمْ «сколько».

Традиционная арабская грамматика делит существительные на «разумные», т. е. обозначающие людей, и «неразумные», т. е. обозначающие предметы, явления и животных.

  1. Вопрос о людях задается при помощи местоимения مَن (кто) и строится в зависимости от рода имени существительного, которым выражено сказуемое.

مَنْ هَذَا ؟ هَاذَا أبٌ

Кто это? Это отец.

مَنْ هَذِهِ؟ هَذِهِ أمٌ.

Кто это? Это мать

  1. Вопрос о «неразумных» задается при помощи местоимения مَا (что) и также строится в зависимости от рода имени существительного, которым выражено сказуемое:

مَا هَذَا؟ هَذا بَيْتٌ

Что это? Это дом.

مَا هَذِهِ ؟ هَذِهِ مَكْتَبَةٌ

Что это? Это библиотека

  1. Вопросы «что здесь? что там?» задаются при помощи вопросительного местоимения مَاذَا؟ (что), например:

مَاذَا هُنَا؟ هُنَا كِتَابٌ.

Что здесь? Здесь книга.

مَاذَا هُنَاكَ؟ هُنَاكَ جَرِيدَةٌ.

Что это? Здесь газета.

Интонация в таких вопросительных предложениях — понижающаяся к концу предложения.

Рассмотрим примеры из аятов Корана:

مَّن ذَا الَّذِي يُقْرِضُ اللَّهَ قَرْضًا حَسَنًا فَيُضَاعِفَهُ لَهُ وَلَهُ أَجْرٌ كَرِيمٌ

Кто даст Аллаху хороший заем, чтобы Он удвоил ему и была бы ему благородная награда? (сура «аль-Хадид», аят № 11)

وَيَوْمَ يُنَادِيهِمْ فَيَقُولُ مَاذَا أَجَبْتُمُ الْمُرْسَلِينَ

И в тот день воззовет Он к ним и скажет: «Что вы ответили посланным?» (сура «аль-Касас», аят № 65)

Разделительный вопрос образуется посредством постановки неизменяемого словосочетания ألَيْسَ كَذَلِكَ؟ «не так ли?» после утвердительного предложения

هَذا هُوَ بَيْتُكَ، ألَيْسَ كَذَلِكَ؟ — Это твой дом, не так ли?

Альтернативный вопрос образуется от общего при помощи постановки в середине предложения союзов أوْ или أمْ. Например:

هَلْ هِيَ طَالِبَةٌ أوْ مُدَرِّسَةٌ — Она студентка или учительница?

Вывод. الجُمْلَةُ الاِسْتِفْهاَمِيَّةُ — вопросительные предложение в арабском языке образуется при помощи вопросительных частиц, местоимений и наречий, которые ставятся в начале предложения. Имеются две вопросительные частицы — هَلْ и أَ Как видно из примеров, вопросительная частица أَ может входить как в утвердительное, так и отрицательное предложение, тогда как هَلْ используется только в утвердительных предложениях.

Литература:

  1. «Тафсир Хилал» (перевод смыслов и толкование Священного Корана). Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф. «Hilol» нашриёт-матбааси;
  2. «Араб тили грамматикаси I жилд». Неъматулла Ибрахимов, Мухаммад Юсупов. «Ўзбекистон миллий энциклопедияси»;
  3. «Учебник арабского языка». С. А. Кузьмин. Москва издательская фирма «Восточная литература» РАН.2001;
  4. «Араб тили дарслиги». Б. З. Халидов. Ўзбекистон Республикаси ФА «Фан» нашриёти 2007-йил.
  5. Matibaeva Raziya. (2019) Teoreticheskie osnovi interaktivnix metodov obucheniya. Materials of International scientific-practical conference on the theme Women’s achievements in science, culture and innovational technologies. Jizzakh Polytechnical Institute, 17/05/2019.

Ключевые слова

частицы, общие, вопросительные предложения, типы вопросительных предложений, специальные, разделительные, альтернативные