Применение правоохранительными органами беспилотных летальных аппаратов при раскрытии и расследовании преступлений | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 19. Государство и право

Опубликовано в

XIV международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, ноябрь 2020)

Дата публикации: 17.10.2020

Статья просмотрена: 1971 раз

Библиографическое описание:

Иванов, Д. С. Применение правоохранительными органами беспилотных летальных аппаратов при раскрытии и расследовании преступлений / Д. С. Иванов. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XIV Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 37-39. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/382/16088/ (дата обращения: 25.04.2024).



Стремительное развитие цифровых технологий оказывает большое влияние на все сферы жизни общества. Процесс внедрения современных достижений науки и техники постепенно происходит и в сфере правоохранительной деятельности. Статья раскрывает особенности применения беспилотных летательных аппаратов при раскрытии и расследовании преступлений.

Ключевые слова: расследование преступлений, цифровые технологии, беспилотный летательный аппарат.

The rapid development of digital technologies has a great impact on all areas of society. The process of introducing modern achievements of science and technology is gradually taking place in the field of law enforcement. The article reveals the features of the use of unmanned aerial vehicles in the disclosure and investigation of crimes.

Keywords: crime investigation, digital technologies, unmanned aerial vehicle.

В настоящее время в распоряжении у следственных органов имеется высокотехнологичная криминалистическая техника, в том числе и беспилотные летательные аппараты, позволяющие осуществлять аэросъемку.

В соответствии с указанием Главного военного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации «О совершенствовании деятельности военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации по применению криминалистической и специальной техники при расследовании преступлений» ежегодно формируется таблица учета применения криминалистической и специальной техники военными следственными органами. Так в 2018 году военными следственными органами применялся беспилотный летающий аппарат с возможностью фотосъемки — 39 раз, беспилотный летающий аппарат с возможностью видеосъемки — 50 раз, в 2019 году беспилотный летающий аппарат с возможностью фотосъемки применялся 56 раз, беспилотный летающий аппарат с возможностью видеосъемки — 77 раз. Из приведенных данных виден рост применения беспилотных летательных аппаратов из года в год.

Применение беспилотного летательного аппарата возможно при обследовании местности для поиска пропавших людей, обнаружения обломков техники, проведения осмотра места происшествия.

Как отмечает С. Е. Кузнецов к аэросъемке прибегают для «фиксации масштабных мест происшествий, таких как места крушения воздушных судов, обширных мест техногенных происшествий, то есть тех мест, которые сложно полностью запечатлеть несколькими кадрами с земли, для формирования полного представления об обстановке происшествия; производства ориентирующей съемки, которая осуществляется с целью запечатления общего вида места происшествия с охватом окружающей обстановки, относительно определенных ориентиров; фиксации различных экологических преступлений либо их последствий, в результате незаконной рубки, уничтожении или повреждении лесных насаждений, загрязнения вод, фактов незаконной охоты и т. д.; фиксации деяний или событий, не оконченных к моменту прибытия правоохранительных органов…» [3].

Следует отметить, что использование беспилотных летательных аппаратов имеет правовые и технические особенности.

В соответствии со ст. 32 Воздушного кодекса Российской Федерации «воздушное судно — летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды. Беспилотное воздушное судно — воздушное судно, управляемое, контролируемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (внешний пилот)» [1].

В соответствии с п. 52 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации «использование воздушного пространства беспилотным воздушным судном в воздушном пространстве классов A, C и G осуществляется на основании плана полета воздушного судна и разрешения на использование воздушного пространства». Пункт 52(1) указанных выше правил устанавливает, что «положения пункта 52 не применяются в случае выполнения визуальных полетов беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой до 30 кг, осуществляемых в пределах прямой видимости в светлое время суток на высотах менее 150 метров от земной или водной поверхности: а) вне диспетчерских зон аэродромов гражданской авиации, районов аэродромов (вертодромов) государственной и экспериментальной авиации, запретных зон, зон ограничения полетов, специальных зон, воздушного пространства над местами проведения публичных мероприятий, официальных спортивных соревнований, а также охранных мероприятий, проводимых в соответствии с Федеральным законом «О государственной охране»; б) на удалении не менее 5 км от контрольных точек неконтролируемых аэродромов и посадочных площадок» [2].

Согласно п. 113 названных правил «разрешительным порядком использования воздушного пространства является порядок использования воздушного пространства, при котором пользователи воздушного пространства осуществляют свою деятельность на основании планов использования воздушного пространства при наличии разрешения на использование воздушного пространства». Особое внимание следует обратить на п. 114, согласно которому «разрешение на использование воздушного пространства в классах A и C не требуется в случае: … пресечения и раскрытия преступлений…, выполнения визуальных полетов беспилотных воздушных судов (в случае, предусмотренном пунктом 52(1) настоящих Правил)…». Далее указывается, что «уполномоченные лица, принявшие решение об использовании воздушного пространства в случаях, указанных в пункте 114, обязаны немедленно уведомить об этом соответствующие центры Единой системы и органы противовоздушной обороны и принять все необходимые меры для обеспечения безопасности полетов воздушных судов» [2].

Из изложенного следует, что при использовании правоохранительными органами беспилотных летательных аппаратов не требуется предварительного получения разрешения на использование воздушного пространства, однако об использовании воздушного судна необходимо немедленно уведомить соответствующий центр Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации.

При раскрытии и расследовании преступлений применяются беспилотные летательные аппараты, которые попадают в группу от 250 грамм до 30 килограмм и, в соответствии с Воздушным кодексом Российском Федерации, подлежат государственному учету.

Беспилотные летательные аппараты подразделяются на два вида: которые летают за счет подъемной силы, образуемой за счет геометрической поверхности крыльев (имеют конструкцию самолета, только в уменьшенном виде), и винтокрылые аппараты, подъемная сила которых возникает за счет вращения несущих винтов, что позволяет реализовать возможность вертикального взлета и посадки и упростить их управление. К первому виду, как указывает С. Е. Кузнецов, «можно отнести «Иркут-10», который использовался криминалистическими подразделениями СК России. Его преимущества заключались в возможности долгого нахождения в полете (порядка 2,5 час.), большого радиуса действия от пульта управления. Основной недостаток данного БПЛА заключается в сложности управления» [4]. Наибольшее распространение в подразделениях криминалистики в связи с упрощенным способом управления получили аппараты второго вида — квадрокоптеры.

Так, при расследовании по уголовному делу в отношении военнослужащего войсковой части капитана Т. следователем ВСО СК России по Наро-Фоминскому гарнизону неоднократно успешно применялся дистанционный портативный летательный аппарат «Phantom 4» (квадрокоптер), при помощи которого удалось зафиксировать результат следственного эксперимента в условиях риска для жизни участников следственного действия. Из материалов уголовного дела следовало, что в апреле 2018 года при подрыве неразорвавшихся боеприпасов на войсковом полигоне один из них отлетел на расстояние более 200 метров от места подрыва, причинив тяжкий вред здоровью военнослужащего. В ходе следственного действия, проведенного с учетом выполнения требований безопасности, установлено, что при правильной укладке взрывчатого вещества на неразорвавшиеся боеприпасы и последующем их подрыве, они полностью уничтожаются, без разлета неразорвавшихся боеприпасов. Полученные фотографии и видеозапись опровергли позицию стороны защиты о правомерности действий подозреваемого, после чего Т. признался в нарушении правил производства взрывных работ и дал признательные показания.

Нельзя не согласиться с Н. Г. Сидоровым, который указывает, что «навыки пилотирования беспилотного летательного аппарата необходимо сначала приобрести, а затем регулярно поддерживать для обеспечения качественного проведения осмотра места происшествия на открытой местности различного рельефа в различных погодных условиях» [6]. Ведь неумелое применение данной техники может не только не принести ожидаемого результата, но и повлечь за собой утрату летательного аппарата, особенно в условиях, изложенных в примере.

При выборе беспилотного летательного аппарата необходимо обращать внимание на видеокамеру, подвес для нее, который должен обеспечить гашение вибрации от вращения винтов, возможность поворота видеокамеры в разных плоскостях. Также необходимо наличие возможности у видеокамеры передачи сигнала в режиме реального времени и возможность подзарядки аккумулятора от бортовой системы квадрокоптера. Следует иметь ввиду, что воздушное судно должно иметь двигатели и батарею достаточной мощности, чтобы обеспечить хорошую управляемость и длительность полета.

И. О. Несмиянова отмечает, что «хорошо себя зарекомендовал комплект, предназначенный для осмотра и фиксации мест происшествия, разработанный компанией Крим-Маркет. Данный комплект предназначен для сбора необходимых материалов и информации для дальнейшего исследования. Комплектация: квадрокоптер DJI Phantom 4 в комплекте с переносной сумкой, шестью дополнительными батареями и защитой винтов; фотокомплект (камера Canon 600D, объектив 18–135, удлинительные кольца); специализированное программное обеспечение Context Capture для проведения измерений и обработки получаемых изображений; специализированная рабочая станция для построения 3D моделей; набор измерительных инструментов» [5].

В заключение следует отметить, что применение правоохранительными органами беспилотных летательных аппаратов имеет свои особенности. Так, необходимо следовать указанному в Федеральных правилах использования воздушного пространства Российской Федерации требованию об уведомлении соответствующих центров Единой системы и органов противовоздушной обороны об использовании беспилотного летательного аппарата при пресечении и раскрытии преступлений. К выбору беспилотного летательного аппарата следует подходить тщательно, так как аппарат должен обладать необходимыми характеристиками. Крайне важно уделять особое внимание подготовке лица, управляющего летательным аппаратом. Навыки пилотирования необходимо сначала приобрести, затем регулярно поддерживать.

Литература:

  1. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ (ред. от 08.06.2020) // Собрание законодательства РФ. — 1997. — № 12, ст. 1383.
  2. Постановление Правительства РФ от 11.03.2010 № 138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2010. — № 14, ст. 1649.
  3. Кузнецов С. Е. Виды, приемы и методы криминалистической аэросъемки // Криминалистика — прошлое, настоящее, будущее: достижение и перспективы развития: материалы Международной научно-практической конференции (Москва, 17 октября 2019 года) / под общ. ред. А. М. Багмета. — М.: Московская академия Следственного комитета Российской Федерации, 2019. С. 328.
  4. Кузнецов С. Е. Криминалистическая аэросъемка // Российский следователь. — 2019. — № 3. С. 17.
  5. Несмиянова И. О. Инновационный подход к проведению осмотра места происшествия с применением 3D моделирования // Криминалистика — прошлое, настоящее, будущее: достижение и перспективы развития: материалы Международной научно-практической конференции (Москва, 17 октября 2019 года) / под общ. ред. А. М. Багмета. — М.: Московская академия Следственного комитета Российской Федерации, 2019. С. 433.
  6. Сидоров Н. Г. Использование беспилотных летательных аппаратов в следственной деятельности // Вестник Главного управления криминалистики. — 2017. — № 7. С. 18.