Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 16 августа, печатный экземпляр отправим 20 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Психолого-педагогическая и правовая защита несовершеннолетних матерей

Научный руководитель
23. Психология
1
Поделиться
Библиографическое описание
Тропина, А. М. Психолого-педагогическая и правовая защита несовершеннолетних матерей / А. М. Тропина. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XIV Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/382/15826/.


В статье рассматривается проблема подросткового материнства, определяется сущность феномена, его причины, психолого-педагогические и правовые меры защиты матерей подростков, анализируются формы социальной работы в зарубежных странах и в России, предлагаются меры профилактически, направленные на половое, нравственное и правовое просвещение.

Ключевые слова: правовая защита, половое просвещение, подростковое материнство, семья, меры профилактики.

Возникновение и существование проблемы подросткового материнства является отражением проблем общества, а именно: проблем, обусловленных глобализацией, урбанизацией, акселерацией, изменением ценностей, бедностью, устаревшими гендерными стереотипами, потерей доверия подростков к взрослым, ослаблением функций семьи как основного института социализации, несовершенством системы социальной защиты, здравоохранения, социального воспитания. Общество стало более допустимо относиться к добрачным половым отношениям, что отразилось на массовом снижении возраста начала половой жизни и соответственно, росте количества случаев рождения детей среди девушек-подростков. Это доказывают результаты исследований В. Брутман, А. Баженовой, И. Ильина, А. Копыла, М. Родионовой и других.

Проблема раннего материнства не нова, поскольку с данным явлением сталкивались и в прежние времена. Так, на Руси случаи раннего вступления в брак было явлением нередким. Сейчас понятия «брак», «возраст», «материнство» далеко не всегда взаимосвязаны. Причинно-следственные связи в развитии материнства поменялись местами: сначала осознается факт беременности и лишь позже думают о браке.

По данным Росстата более 30 % девушек в странах с низким и средним уровнями доходов выходят замуж до 18 лет; около 14 % вступают в брак до 15 лет.

Подростковая беременность — не столько медицинская, сколько социальная проблема, поскольку молодая мама обычно не в состоянии самостоятельно обеспечивать себя и ребенка. К тому же, она нередко сталкивается с осуждением, негативным отношением окружающих, а также с неосведомленностью о различных аспектах воспитания ребенка, неосведомленностью себя в роли матери, подавляющем чувстве материнской ответственности относительно ребенка [1].

Концептуальные основы социальной работы с семьями, по подготовке подростков к семейной жизни исследовали Т. Алексеенко, В. Бондаровская, Л. Бунина, Т. Говорун, В. Кравца, О. Песоцкая и др.

Социально-педагогические аспекты подросткового материнства освещались в работах А.Андриевич, И.Братусь, Ю. Гуркин, С. Лес, Л. Понтон, С. Хэтчер, А. Нагорной, П. Морлирса, А. Сантрока, Т. Тюремана, П. Кемерана, К. Криссмана, Ж. Скалли, С. Свон, А. Пайн-Эндрюс, Д. Триселитис и др.

Материнство рассматривается как период непосредственного взаимодействия матери с ребенком, который длится с момента рождения ребенка и в течение всей жизни. Материнство является механизмом трансляции социальных ценностей следующему поколению. Это сложный феномен, который имеет свои физиологические механизмы, историю, культурные и индивидуальные особенности [2].

В исторической ретроспективе существовали несколько направлений исследования материнства. Так, патриархальное направление было связано с представлениями о традиционном распределении половых ролей, а матриархальное с ограничением функциональной роли женщины исключительно семейными обязанностями. Эгалитарное направление связано с изменениями в общественном сознании взглядов на место и роль женщины в обществе, равенством полов, выбором приоритетных сфер самореализации [3].

На статистику подростковой беременности в России может также прямым образом влиять снижение возраста начала сексуальной жизни у девушек.

Сам факт снижения возраста начала сексуальной жизни подростков может быть обусловлен некоторыми специфическими факторами:

 неподготовленностью родителей к открытому обсуждению вопросов сексуальности;

 хронической бедностью значительной части семей;

 распространением пьянства и наркомании;

 ростом насилия в обществе и семьях;

 сохранением патриархальных норм во взаимоотношениях женщин и мужчин.

Решение проблемы подросткового материнства стоит в том, чтобы организовать социально-педагогическую работу с молодежью, семьями, общественностью, таким образом, чтобы в обществе утвердился принцип целенаправленного формирования у подростков позиции воздержание от добрачных половых отношений. При этом следует учитывать современные социальные риски возникновения подросткового материнства, в которых ученые относят [4]:

 процессы акселерации (от англ. Acceleration — ускорение), характеризующиеся ускорением психического и физического развития, фаз развития и удлинением периода нормальной функциональной способности человека во всех возрастных группах. Но, акселерация и демонстрирует положительные биологические и социальные сдвиги в жизни подрастающего поколения, в данном случае это негативный фактор: именно биологическая акселерация влияет на раннее начало половой жизни подростков;

 либерализация в обществе морально-этических норм по добрачным сексуальным отношениям;

 негативное влияние средств массовой информации, молодежной поп-культуры, где активно пропагандируется свободный секс;

 побочный эффект программ по применению контрацептивных средств, которые, как оказалось, стимулируют сексуальную активность подростков;

 неблагополучные отношения подростков с родителями, что стимулирует поиск любви и стремление как можно быстрее получить сексуальный опыт.

Проблему готовности к материнству и рождению детей в юном возрасте обращались И. Аленова, И. Каткова, Л. Камсюк, А. Лебединский, А. Шевелева. В работах П. Кемерана, К. Криссмана, Ж. Скалли, С. Свон, А. Пайн-Эндрюс раскрыто технологии социальной работы с юными матерями и их семьями.

Приведенные данные убеждают, что проблема подросткового материнства должна быть осознана на государственном уровне, а в ее решении должны принимать участие специалисты различных научных отраслей: социальной педагогики, социальной работы, психологии, медицины, права и т. д.

Важность изучения психологической готовности к материнству девочек подростков обусловлена отрицательными тенденциями в сфере семейных отношений.

Ежегодно 17 млн подростков рожают детей; примерно 60 000 девочек-подростков ежегодно умирают во время родов и абортов; ежегодно подростки делают 2–4 млн абортов [2].

К негативным тенденциям можно отнести: снижение ценности семьи, увеличением роста сознательно бездетных семей. Все психологические исследования в подростковом материнстве склонны представлять его как основной фактор, влияющий на будущее поведение ребенка.

Именно материнство помогает предугадывать все сложные изменения в личности человека, индивидуальные пути развития и образования черт его характера. Поднимаемые вопросы в области психологии требуют исследования в плане целостного научного подхода для последующего анализа.

Ответственное материнство представляет собой платформу, на основе которой формируются необходимые знания для воспитания и развития детей, партнерские отношения между родителями и детьми в течение жизни. Стержневой детерминантой ответственной материнского поведения является уровень психологической готовности к материнству, от которой будут зависеть успешность выполнения материнских функций и уровень материнской компетентности. В подростковом возрасте психологическая готовность к материнству не является сформированной, поэтому особенно важным в работе с данной категорией является использование социально-педагогических технологий, направленных на оказание различного вида помощи, в том числе на формирование материнской компетентности, развитие материнской ответственности как одной из главных качеств осознанного материнства [3].

Технологии социально-педагогической помощи юным мамам заключаются в поэтапной организации работы, направленной на определение потребностей и решении проблем матерей подростков с использованием необходимых социальных ресурсов.

Поддержка молодых мам должна проводиться не только на психолого-педагогическом уровне, но и на правовом. Правовая защита материнства и детства отображается более чем в тридцати нормативно правовых актах международного значения, среди которых можно выделить некоторые из них: Всемирная конвенция по правам человека (1993); Всемирная конвенция по положению женщин (1975, 1980, 1986, 1995); Конвенция Международной организации труда № 103 об охране материнства (Женева, 1952), Конституция РФ (статья 38); Семейный кодекс РФ; трудовой кодекс РФ (глава 41); Федеральный закон об охране здоровья и др. ФЗ от 29.12.2006 N 256-ФЗ (ред. от 01.03.2020) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» устанавливает дополнительные меры государственной поддержки матерей, имеющих детей. В указе президента РФ от 1 июня 2012 года № 161 «О национальной стратегии действий в интересах детей на период с 2012- 2017 годы» сказано, что матери-подростки относятся к уязвимой категории детей. И именно на данную категорию лиц должна быть направлено особое внимание. ФЗ от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» устанавливает право молодых матерей на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением ребенка. Для дальнейшего рассмотрения проблемы обратимся к зарубежному опыту.

В США, как и в других развитых странах, в практике социальной работы достаточно распространенной формой роботы с матерями подростками является технология самопомощи. Практика работы подтверждает, что когда матери-подростки в условиях социально-педагогической поддержки привлекаются к разрешению собственных проблем, они получают полезный жизненный опыт. Кроме того, в группах самопомощи матери подростки пополняют свои знания о продуктивном групповом взаимодействии, устанавливают личные контакты в общении, находят друзей.

Напомним, что в США такие подростки могут обращаться в центры планирования семьи, где специалисты (социальные работники, врачи, юристы) всегда оказывают необходимую информационную, медицинскую и социальную помощь. Матери подростки могут привлекаться к использованию технологий дистанционного обучения, знакомиться с информационными сайтами для матерей-подростков. Добавим, что планирование дистанционного обучения осуществляется вместе с педагогом, и молодая мама может выполнять программу в удобное для неё время, периодически отчитываясь о выполнении плана [4].

В Швеции хорошо зарекомендовала себя социально-педагогическая технология помощи юным беременным из социально неблагополучных семей. Его суть заключается в том, что занимаются такими юными матерями благополучные состоятельные семьи — не только оказывают материальную помощь, но и занимаются социальными проблемами такой семьи.

Социальная помощь юным матерям в Великобритании основывается на серьезных научных исследованиях государственного уровня. Именно на результатах указанных исследований выстроена Национальная стратегия по превенции и разрешению проблемы подросткового материнства. Примечательно, что в этом документе социальная работа направлена как на профилактику подросткового материнства (снижение беременности среди подростков на 50 %), так и на предоставление конкретной материальной помощи таким подросткам (жилье, питание, образование и т. д.) [3].

В Финляндии успешно действует социальный центр («первичный дом»), в структуре которого входят три отделения по оказанию помощи юным беременным. В частности, в отделении «Три ангела» (его еще называют «Треугольник») проживают несовершеннолетние матери, в том числе и с нарушением психики и мигранты. Каждая юная мама имеет своего воспитателя, который помогает ей социализироваться, овладеть первичными бытовыми навыками (сервировать стол, шить, заниматься рукоделием и т. д.). Находясь в «Первичном доме», клиенты имеют возможность учиться за его пределами: в настоящее время заботятся о детях воспитатели.

В России оказанием помощи юным матерям занимаются кризисные центры, центры психологической помощи женщинам, родильные дома и существуют также телефоны доверия. Основными задачами таких центров являются: психологическая поддержка юных матерей и их семей; профилактика отказа от детей среди юных мам; предоставляется помощь, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; предоставляется помощь в воспитании и содержании ребенка (постоянно проходят акции сбора вещей и игрушек для подопечных); проходят курсы, на которых юных мам обучают бытовым навыкам; в родильных домах существуют кабинеты кризисной беременности, где предпринимаются попытки сохранения беременности в случае нежелания юной женщины родить. Такие меры направлены на предотвращение сиротства и уменьшение количества абортов.

Таким образом, в силу своей несформированности, юные матери нуждаются в помощи и поддержке взрослого населения, так как сами не в состоянии справиться ни с психологическими барьерами, ни с социальными и бытовыми трудностями.

Для этого на территории России существует множество социальных, медицинских и кризисных учреждений, которые ежедневно ведут прием и консультацию для юных мам. Способствуют своевременной адаптации личности юной матери в условиях ее новой социальной роли, помогают справиться с трудностями в воспитании, хотя бы частично решают жилищные и материальные проблемы матерей-подростков. Тем самым снижая риски абортов, убийства младенцев и увеличения числа сиротства при живых матерях.

Таким образом, в сложившейся ситуации требуется дальнейшее совершенствование государственной политики в данном направлении и выделение матерей-подростков в отдельную категорию. Очевидна необходимость в разработке ряда программ и федеральных законов, направленных на социально- правовую защиту юных матерей. Так же важно усилить работу образовательных организаций, семей по профилактике подростковой беременности и половому просвещению в школах, в подростковых центрах. Следует активнее привлекать родителей к участию в программах по половому, нравственному и правовому воспитанию. Комплексный подход к проблеме несовершеннолетнего материнства поможет предотвратить отказы от детей, снизить уровень абортов.

Современная отечественная практика убеждает в необходимости разработки адресных программ социальной поддержки семьям подростков, создание широкой сети социальных центров для оказания социально-педагогической помощи подросткам, внедрение в школах образовательных программ, направленных на формирование у подростков навыков контроля полового поведения.

Литература:

  1. Крысько А. А. Подростковая беременность и юное материнство. причины, проблемы и пути решения / А. А. Крысько, М. Е. Ланцбург // Соврем. зарубежная психология. — 2013. — № 1. — С. 88–97.
  2. Михайлин Е. С. Беременность и роды у несовершеннолетних: клиника, принципы ведения, правовые последствия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по специальности 14.01.01 — «Акушерство и гинекология» / Е. С. Михайлов. — М.: Изд. дом Акад. естествознания, 2015. — 123 с.
  3. Михайлин Е. С. Научное обоснование системы организации комплексной медико-социальной помощи несовершеннолетним беременным женщинам, решившим сохранить ребенка, в условиях мегаполиса // Медицина и образование в Сибири. — 2015. — № 1. — 8 с.
  4. Михайлин Е. С. Организационная модель специализированного центра по ведению беременности и родов у несовершеннолетних на базе акушерского учреждения второй группы / Е. С. Михайлин, Л. А. Иванова // Соврем. проблемы науки и образования. — 2014. — № 3. — С. 523.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
правовая защита
половое просвещение
подростковое материнство
семья
меры профилактики

Молодой учёный