Нынешняя рыночная конъюнктура обуславливает необходимость нового способа взаимодействия для участников рынка. Жесткая конкуренция, интенсивно развивающиеся технологии — все это требует значительных ресурсов и материальных затрат. В данных обстоятельствах следует акцентировать внимание на увеличении эффективности деятельности, минимизации издержек, повышении качества. На сегодняшний день новой и целесообразной формой организации бизнеса выступает аутсорсинг — передача сторонней компании некоторой доли осуществляемых функций или даже полностью конкретный бизнес-процесс. Это дает возможность сконцентрироваться на стратегических и ключевых функциях предприятия, снизить издержки и адаптированность к новым технологиям, повысить надежность и отказоустойчивость процессов выполняемых аутсорсером.
Теоретические предпосылки формирования нового инновационного подхода к предпринимательской деятельности, по нашему мнению, были обусловлены стремительным развитием информационных технологий в начале 90-х годов XX в. В это время произошел качественный скачок в межфирменном сотрудничестве и кооперировании [1, c. 72]. Как никогда ранее стало ясно, что передача некоторых непрофильных функций внешним исполнителям необходима любой фирме, желающей добиться конкурентного преимущества. Стремление успешно вести предпринимательскую деятельность заставляет руководство компаний искать и применять новые формы управления бизнесом.
В сфере недвижимости мы можем выделить следующие виды аутсорсинга: IT-аутсорсинг и аутсорсинг бизнес-процессов. Аутсорсинг бизнес-процессов состоит в передаче специализированной организации определенных функций, которые не являются для компании главными, например, расчет заработной платы работников, маркетинг, клининговые услуги, логистика. IT-аутсорсинг — это передача узконаправленной организации полностью или частично функций, сопряженных с информационным обеспечением. Это моделирование и внедрение компьютерных информационных систем, системная интеграция, разного характера информационное обслуживание [2, c. 54].
Аутсорсинг за рубежом развивается достаточно продолжительное время и рынок аутсорсинговых услуг уже сегодня оценивается во много миллиардов долларов. К сожалению, в Республике Беларусь этому течению уделяется мало внимания, в отличие от стран Азии, Европы, Канады, США и иных государств, где в логистической области давно существует тенденция делегирования логистических функций третьей стороне частично или в полном объеме, и аутсорсинг логистических услуг использует подавляющее большинство компаний [3, c. 28]. Одна из причин, не дающая этому направлению развиваться нужными темпами, — нежелание белорусских собственников недвижимости доверить свой бизнес сторонним организациям и избегание их вовлечения в бизнес на долговременной основе.
Выделим некоторые положительные аспекты для собственников от использования аутсорсинга эксплуатации объектов недвижимости:
– работы по техническому обслуживанию объектов выполняются планомерно, непрерывно, а не по аварийному принципу;
– сокращаются затраты по техническому обслуживанию недвижимости;
– компания-аутсорсер предоставляет гарантию профессиональной ответственности и качества услуг по технической эксплуатации объектов недвижимости;
– уменьшаются накладные расходы, связанные со стоимостью организации и обслуживания рабочих мест, обучением сотрудников.
Однако стоит отметить, что уровень развития отечественного рынка аутсорсинга эксплуатации недвижимости невысок. Развитию аутсорсинга в сфере управления недвижимым имуществом препятствует ряд факторов:
– недостаток подготовленных специалистов в этой сфере;
– слабая развитость законодательной базы в данной сфере управления недвижимостью;
– неразвитость вспомогательной и обслуживающей инфраструктуры;
– низкое качество услуг, предлагаемых потенциальными аутсорсерами — управляющими компаниями.
Таким образом, главной выгодой выступают возможность применять чужой высококвалифицированный опыт, накопленный при решении типичных задач, и непрерывный доступ к инновационным технологиям и знаниям. Компания, специализирующаяся на оказании конкретных услуг, первой сталкивается с возникающими трудностями в своей сфере, инвестирует в выработку решений задач и совершенствование соответствующих технологий, в постоянное повышение квалификации своих сотрудников. Узкая специализация в предметной области позволяет ей осуществлять надежное и качественное исполнение передаваемой ей на аутсорсинг функции, а благодаря выполнению однотипных операций для большого числа заказчиков поставщик имеет возможность сохранять конкурентноспособные цены на предоставляемые услуги. Для того, чтобы обеспечить такое же качество самостоятельно, заказчику необходимы значительные инвестиции в обучение сотрудников, оборудование, программное обеспечение. Это обязательно следует учитывать при оценке экономической эффективности перехода на аутсорсинг.
Для совершенствования системы аутсорсинга в Республике Беларусь, на наш взгляд, необходимо обеспечить подготовку высококвалифицированных кадров в данной области, выработать единые стандарты законодательной базы и методики доверительного управления недвижимостью, повышать качество предоставляемых услуг с целью формирования у собственников желания сотрудничать с аутсортерами.
В кратко и среднесрочной перспективах аутсорсинг позволяет снизить финансовые издержки, а в долгосрочной — обеспечить прочные позиции на рынке за счёт выпуска конкурентоспособной продукции и предоставления высококачественных услуг, формирующих достойный имидж организации [4, c. 72]. Аутсорсинг, будучи перспективной современной технологией, становится сегодня неотъемлемым процессом в деятельности отечественных компаний. Уже в ближайшее время он прочно займёт место в арсенале методов, используемых белорусскими организациями. При этом очень важно, чтобы внедрение аутсорсинга было хорошо обдуманным, заранее просчитанным проектом, приносящим пользу всем участникам экономических отношений.
Литература:
- Мандрик, Н. В. Аутсорсинг как метод инновационного менеджмента: теоретические аспекты / Н. В. Мандрик // Транспортное дело России. — 2011. — №. 9. — С. 71–74.
- Пастухов, А. С. Аутсорсинг в управлении недвижимостью / А. С. Пастухов // Научный журнал. Фундаментальные исследования. — 2007. — № 11. — С.54–56.
- Вакулич, Н.А., Дубина, Е. Н. Проблемы оценки стоимости белорусского бизнеса в сфере оказания логистических услуг / Н. А. Вакулич, Е. Н. Дубина // Инновационное развитие экономики: тенденции и перспективы. — 2015. — Т. 1. — С. 27–35.
- Долженко, Р. А. Оценка экономической эффективности использования аутсорсинга / Р. А. Долженко // Труд и социальные отношения. — 2013. — № 12. — С. 60–74.

