В статье раскрываются меры административной ответственности, применяемые в сфере организации и проведения публичных мероприятий. Рассматриваются вопросы нормативного закрепления указанного права, а также установления административной ответственности за правонарушения, негативно влияющие на нормальный порядок проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований.
Ключевые слова: публичное мероприятие, организатор, участник, административное правонарушение, собрание, митинг, демонстрация, шествие, пикетирование.
Актуальность темы исследования представляется очевидной, поскольку административная ответственность за нарушение порядка при организации (проведении) публичных мероприятий как средство обеспечения правопорядка позволяет гибко и дифференцированно воздействовать как на организаторов, так и на участников публичных мероприятий, допустивших соответствующие нарушения закона. Этот вид ответственности позволяет не допускать к организации публичных мероприятий лиц, которые ранее совершили соответствующие административные правонарушения, а также гибко подходить к выбору соответствующих санкций к нарушителям законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, которые, как указано действующем законодательстве, могут иметь как имущественный, так и не имущественный характер. Бесспорно, что публичные мероприятия в той или иной степени оказывают свое влияние на различный спектр прав человека и гражданина. Исходя из этого, гарантия государственной защиты права на проведение публичных мероприятий предусматривает возможность его ограничения только посредством федерального закона [5, с. 203].
Конституцией РФ регламентируется право гражданам проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Указанные права даны для осуществления демократии, свободного выражения взглядов граждан, выставления требований относительно политической, экономической, социальной и культурной сфер общественной жизни. Механизм проведения публичных мероприятий зафиксирован в Федеральном законе «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». При этом следует учитывать, что указанный нормативный правовой акт направлен не только на обеспечение прав граждан, участвующих в публичном мероприятии, но и на сторонних лиц, непосредственно в нем участия не принимающих, но на которых оно может оказать негативное влияние. Следовательно, указанный законодательный акт определяет рамки, в пределах которых порядок проведения публичных мероприятий признается нормальным, позволяющим в полной мере реализовать права человека и гражданина на публичное выражение своего мнения. Выход же за указанные ограничения признается посягательством на иные общественные отношения, права и свободы, которые также находятся под защитой государства, а, следовательно, влечет в зависимости от общественной опасности уголовную либо административную ответственность [3, с. 50].
КоАП РФ в ст. 20.2 регламентирует ответственность за нарушение порядка при организации собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований. Субъектом рассматриваемого нарушения являются организаторы — лица, которое непосредственно уполномочено другими участниками массового мероприятия взаимодействовать от их имени с государственными органами по вопросам проводимых мероприятий. Важно отметить, что организаторы таких мероприятия могут быть привлечены к ответственности за злоупотребление правами и неисполнение (ненадлежащее исполнение) установленных законодательно обязанностей организатора мероприятия. Вместе с тем, до настоящего времени остаются дискуссионными отдельные моменты, связанные с организацией, проведением и участием в публичных мероприятиях, требующие юридической оценки, в том числе с точки зрения административного законодательства [2, с. 35].
Рассматривая нормативно-правовое регулирование проведения публичных мероприятий, выделим ряд существующих на данный момент проблем. Несмотря на то, что органами внутренних дел и другими государственными органами накоплен некоторый опыт охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий, говорить о том, что деятельность органов внутренних дел в сфере предупреждения и пресечения групповых нарушений охраны общественного порядка при проведении публичных и массовых мероприятий полностью урегулирована — не представляется возможным.
Во-первых, отсутствует законодательно урегулированное взаимодействие войск национальной гвардии Российской Федерации и Министерства Внутренних Дел. На данный момент существует только Приказ «О некоторых вопросах участия полиции в мероприятиях по контролю за обеспечением условия хранения (сохранностью) гражданского, служебного, боевого и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, находящихся в собственности или временном пользовании граждан», который лишь косвенно касается взаимодействия войск национальной гвардии и МВД при проведении публичных мероприятий. Во-вторых, рассматривая проблему взаимодействия, следует также отметить не только нечетко урегулированное взаимодействие различных органов власти друг с другом, но внутри каждого органа по отдельности. В-третьих, следует указать на несовершенство существующего законодательства. Известно, что публичные мероприятия проводятся в общественных местах. Однако на сегодняшний день в законодательстве отсутствует нормативно урегулированное понятие общественного места, а также исчерпывающий перечень общественных мест. Кроме этого, в законодательстве также отсутствует нормативное определение общественного порядка.
Важно отметить, что из-за правовой неграмотности растет количество несогласованных публичных мероприятий и нарушения, допускаемые в процессе проведения публичных мероприятий. За совершение гражданами, должностными лицами, юридическими лицами данных правонарушений предусмотрена ответственность в виде административного штрафа, обязательных работ и административного ареста.
Практика показывает, что правоприменителям в некоторых случаях трудно разграничить формы публичных мероприятий, указанных в ст. 20.2 КоАП РФ. В последнее время проводятся такие мероприятия как массовые прогулки и пробежки, разного рода флешмобы, политические концерты, к которым иногда трудно применить положения Закона о собраниях. В этой связи авторами высказывается мнение о дополнении Закона о собраниях новыми понятиями. Однако представляется, что нет необходимости перегружать закон, новые формы публичных мероприятий могут стать предметом судебного толкования со стороны Конституционного Суда РФ.
С целью недопущения нарушения порядка проведения публичных мероприятий необходимо ввести в качестве самостоятельного вида административного наказания «административный запрет на посещение мест проведения публичных и иных массовых мероприятий и участие в них», дополнив КоАП РФ п. 12 ч. 1 ст. 3.2 «Виды административных наказаний», ч. 2 ст. 3.3 «Основные и дополнительные административные наказания», ст. 3.15 «Административный запрет на посещение мест проведения публичных и иных массовых мероприятий и участие в них», ч. 6 ст. 20.25 «Уклонение от исполнения административного наказания» и ст. 32.15 «Исполнение постановления об административном запрете на посещение мест проведения публичных и иных массовых мероприятий и участие в них». Другим вопросом, представляющим практический интерес, является возможность привлечения к ответственности должностных лиц за воспрепятствование проведению публичного мероприятия путем ограничения доступа участников (статья 5.38 КоАП РФ). В Законе о собраниях прописано, что уполномоченные лица вправе прекратить допуск граждан на публичное мероприятие в случае нарушения предельной нормы заполняемости территории (помещения). Основной задачей в данном случае является обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, но права граждан на участие в публичном мероприятии в данном случае игнорировать нельзя [1, с. 45].
А. Ю. Федоровой подчеркивается роль субъектов публичного мероприятия (организатора, представителя органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, представителя территориального органа МВД России), заключающаяся, прежде всего, в том, чтобы обеспечить реализацию прав граждан на публичное выражение своего мнения. Иные же требования, например обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, не должны рассматриваться в отрыве от основной задачи [5, с. 206].
При оценке действий указанных должностных лиц необходимо исходить именно из того, были ли реализованы все имеющиеся возможности для обеспечения проведения публичного мероприятия в нормальном режиме или же формальное превышение предельной нормы заполняемости территории проведения публичного мероприятия без реальной угрозы общественному порядку и общественной безопасности послужило поводом для его прекращения и привлечению организатора к ответственности. При этом, бесспорно, следует учитывать необходимость обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, но эта необходимость должна быть предельно связана с обеспечением конституционного права граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования [4, с. 12].
Таким образом, для правильной квалификации рассматриваемого правонарушения и привлечения к административной ответственности правонарушителей нужно знать и четко понимать содержание прав и обязанностей всех участников публичного мероприятия. Представляется, что необходимо в диспозиции ст. 20.2 КоАП РФ наиболее полно отразить, в чем выражается нарушение установленного порядка организации (проведения) собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.
Литература:
- Изингер А. В. Вопросы квалификации административных правонарушений, посягающих на нормальный порядок проведения публичных мероприятий // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2019. № 1 (12). С. 45–51.
- Меркурьев В. В., Соколов Д. А. Реализация ответственности за злоупотребления правом на выражение мнения и свободой на проведение собраний и объединений // Мониторинг правоприменения. — 2019. — № 4 (33). — С. 35–40.
- Нудель С. Л., Зайцев И. А. Особенности возбуждения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением организации либо проведения публичных мероприятий (части 1 и 2 статьи 20.2 КоАП РФ) // Алтайский юридический вестник. — 2018. — № 3 (23). — С. 50–55.
- Сокол А. М., Рева Д. А. О проблемных вопросах привлечения к административной ответственности организаторов и участников несогласованных публичных мероприятий // Вестник Уральского юридического института МВД России. — 2019. — № 4 (24). — С. 11–16.
- Федорова А. Ю. Административная ответственность за нарушение порядка организации и проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований // Государственная власть и управление: проблемы и перспективы. — 2019. — С. 202–206.

