О влиянии политических репрессий на судьбы творческой интеллигенции на примере судьбы поэта Игоря Георгиевича Франчески | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Прозорова, Е. А. О влиянии политических репрессий на судьбы творческой интеллигенции на примере судьбы поэта Игоря Георгиевича Франчески / Е. А. Прозорова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 51-53. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/380/16069/ (дата обращения: 17.12.2024).



Причинить вам боль может каждый твердый предмет.

Причинить вам боль может каждый мягкий предмет.

Даже стул, у которого спинка есть.

Даже стол, у которого спинки нет.

Карандаш, калоша, вода, стакан,

Папироса, если тверда рука.

Если злобный зверь в человеке сидит,

Если дьявол принял человеческий вид.

Словом можно ласкать, молить.

Слово можно для пытки употребить.

Слово в ухо можно вбивать, как клин,

Если этих много, а ты один!

Все предметы по-своему хороши,

Но длинней всякой боли — боль души.

Игорь Франчески, «Поэма о боли», 1938г [12]

30-е годы XX века, как известно, были трагическими в истории нашей страны — это время массовых сталинских репрессий. Они коснулись и культурной жизни общества. «Представить все бедствия репрессированной науки и культуры чрезвычайно трудно... Сколько талантливых людей отказалось заниматься наукой! Сколько в зародыше погибло плодотворных идей!» [8], — с горечью отмечал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев.

Среди репрессированных деятелей культуры есть имена и вятских литераторов. И среди них — человек с красивой итальянской фамилией — Франчески, Игорь Георгиевич, химик-технолог по образованию, поэт от Бога... Игорь Франчески ощущал себя поэтом всю жизнь, но бессмысленный, ничем не мотивированный арест с последующими мучениями, унижениями, к сожалению, заставил его почти совсем отказаться от занятия литературой.

Тема данной работа перспективна и актуальна, поскольку обращение к судьбе конкретного деятеля позволяет раскрыть проблему негативного влияния тоталитарного режима на судьбы творческой интеллигенции. Эта проблема предполагает большую интеллектуальную работу, требует дальнейшего осмысления, изучения, обсуждения и действия. Ведь благодаря исторической науке прошлое не умирает, а продолжает жить в настоящем. Необходимо исследовать страницы прошлого, тем самым отдать дань уважения предыдущим поколениям, которые заложили основы для нашего настоящего.

Научная новизна и актуальность работы заключается в том, что ни судьба, ни творчество этого поэта ранее никем не изучались. Анализ литературы и периодики показал, что сведения об Игоре Франчески крайне скудны, практически отсутствуют, его имя практически неизвестно даже в литературных кругах. Чтобы понять, почему это произошло, необходимо обратиться к его биографии.

Игорь Георгиевич Франчески родился 16 сентября 1907 года в Вятке, в семье известных революционеров. С детства его увлечениями стали чтение, естествознание и спорт. Он был одним из первых в Вятке горнолыжников, пробовал себя в фигурном катании, был отменным гимнастом и легкоатлетом, стал чемпионом Вятки по прыжкам с трамплина.

Поэзия вошла в жизнь Игоря Франчески в юношеские годы, в конце 20-х гг., он вступил в литературное объединение «Перевал», выступал на «Перевальских сходках», публиковался в периодике. Стать поэтом в первую очередь помогли литературные традиции его семьи, а также дружба с Леонидом Дьяконовым и Николаем Заболоцким.

Известен отзыв о поэзии Франчески. Михаил Матюшин, его родственник, русский художник — авангардист с мировым именем, писал ему в одном из писем: «Стихи, присланные тобой, прямо великолепны по рифме, по аллитерации! Я в восторге! Знаешь, твои стихи меня так волнуют своей значимостью. Из тебя, несомненно, выйдет толк, и ты станешь светить людям и расширять их сознание» [3]. Однако его словам было не суждено сбыться.

Ведь заниматься литературой в то время было опасно. В советской литературе стали нарастать тревожные тенденции, которые говорили о том, что писательский труд все больше начинает привлекать к себе внимание и властей, и верных им «компетентных органов». И вот наступил роковой, переломный 1937 год. Начало фабриковаться дело «литературной группы»...

Обвинения, которые приписывали вятским литераторам, были чудовищны до нелепости: участников группы: Акмина, Алдана-Семенова, Дьяконова, Лубнина и других обвиняли в подготовке покушений на самого Сталина, а также Ворошилова и Жданова; в написании стихов, критикующих советскую власть, попытке отравления водопровода в г. Кирове. Все обвиняемые были репрессированы. Так возникла «Литературная группа» и многотомное уголовное дело.

8 апреля 1938 года арестовали Игоря Франчески. Ия Константиновна, его мать, писала: «В тот день 8-го апреля 1938 года исчез Игорь, весёлый, остроумный товарищ, спортсмен и поэт, в стихах которого звучало так много юношеской веры и правды жизни. В тот день 8-го апреля ушли и молодость, и беззаботность, ушло творчество, которое освещало жизнь»... [2]. Игорь Франчески впоследствии вспоминал: «сначала я относился к этому даже с некоторым интересом, думал, что не может такого быть, чтобы в наше время арестовали совершенно невиновного человека, думал, посижу маленько, потом выпустят. Но это всё оказалось намного страшнее, чем я сначала предполагал. Впоследствии ломал голову, как в здравом уме и памяти можно такую штуку делать» [1].

Он, как и другие обвиняемые, мужественно перенёс различные виды морального и физического воздействия: многосуточные конвейерные допросы, пытки голодом, жестокие избиения и всяческие унижения.

Освободили Игоря Георгиевича и прекратили дело в отношении него только в апреле 1939 года за недоказанностью. После событий, которые перенёс, он бросил литературу как профессию. «От прежнего Игоря, весёлого и жизнерадостного, ничего не осталось, он стал молчаливый, замкнутый. Седая голова, морщины на лице, замкнутость и сдержанность — следы пережитого. Самое страшное в жизни, когда страдает невинный человек. А Игорь ни душой, ни телом не был виновен! Жизнь сурово и несправедливо обошлась с моим сыном» [2], — писала с горечью его мать.

В 1942 году — новый арест, мобилизация в спецпоселение на Урал, причина ареста лишь итальянская фамилия. История освобождения из лагеря — крайне удивительная: Игоря Франчески освободили по личному приказу Лаврентия Павловича Берии. Игорь Георгиевич вспоминал: «в то время Лаврентий Берия написал книгу об истории революционного движения Закавказья, мой отец прочел книгу, где он и его брат Ипполит фигурировали, и заметил хронологические неточности, написал письмо: «Уважаемый товарищ Берия, у вас тут такие-то неточности и отступления». Берия выпустил книгу 2-го издания и внес их. Воспользовавшись тем, что имя отца Берии известно, я написал ему письмо, где сообщил, что по ошибке был мобилизован в «трудармию» как итальянец, пусть лучше меня отправят на фронт… И, представьте себе, приходит письмо с подписью Берии: «Такого-то отправить домой как неправильно мобилизованного. По приезде встать на учет в военный комиссариат». Утром получил письмо, вечером меня уже освободили из лагеря. Вот такие удивительные происшествия в жизни бывают. Приехав домой, я отправился в комиссариат. Все-таки хотелось посмотреть, что такое война» [1]. Но на войну он не попал, его направили работать в тылу.

К литературе Франчески не стал возвращаться окончательно, после войны новые стихотворения появлялись лишь изредка. У Игоря Георгиевича выросли дети, которых он очень любил — сын Юрий и дочь Людмила. Они и жена Вера Ивановна были его опорой в последние годы, омраченные слепотой. Стараниями детей и жены уже после смерти поэта, в 2001 году, был издан первый и единственный сборник его стихов.

Исследуя жизненный путь и творчество Игоря Франчески, мы пришли к выводу, что он с мужеством перенес все «удары» советской власти, которые не повлияли на его нравственные качества, однако стали переломным моментом в судьбе, подорвав веру в свободное творчество. Ведь, как говорил академик Д. С. Лихачев, «высокие достижения культуры возможны прежде всего в обществе, где ничто не мешает развитию свободных и талантливых личностей» [7]. Вероятно, если бы Игорь Франчески не испытал на себе разрушительный натиск тоталитарного режима, его поэтический талант раскрылся бы в полную силу, вследствие этого его имя могло занять более достойное место в вятской и, возможно, российской литературе. Безусловно, тоталитарный режим страны пагубно влияет на жизнь и творчество человека.

Следует сделать также вывод о том, что все изменения в обществе, все социально-политические потрясения влияют на судьбы людей, порой кардинально меняя их. И нет гарантии того, что в настоящее время не могут произойти такие критические моменты. Поэтому нужно извлечь уроки из прошлого. «Настает эпоха, когда ошибки перестают быть допустимыми, — писал Д. С. Лихачев, — от ошибок теперь может пострадать все человечество. Будем же учиться на ошибках прошлого, то есть хорошо знать историю, уметь анализировать пройденный путь и ни в коем случае об этом пути не забывать» [3].

Ведь благодаря памяти сохраняются нравственные основы общества, «память — одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого, — утверждал Д. С. Лихачев, — Благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединенным с прошедшим. Память -преодоление времени, преодоление смерти. В этом величайшее нравственное значение памяти» [3].

В настоящее время ведется работа по возвращению имени Игоря Франчески в историю и литературу. Готовится к изданию собственная книга автора о судьбе и творчестве этого незаслуженно забытого поэта. Работа принята на постоянное хранение в архивы и научные библиотеки города Кирова, публиковалась в периодической печати и в сборниках материалов научно-практических конференций. Результатом исследования стало также создание обширного краеведческого материала документального характера. Автором впервые переведены на бумагу, сданы в Государственный архив социально-политической истории Кировской области (ГАСПИ КО) и опубликованы воспоминания Игоря Франчески, записанные ранее на магнитофонные пленки в 1980х годах. В ходе работы найдены уникальные материалы по истории Вятского края, подробно изучены материалы из Центрального государственного архива Кировской области (ГАКО) (эпистолярное наследие семьи, фотодокументы, воспоминания, рукописи), ранее никем не использованные (о чем свидетельствуют абсолютно пустые листы использования документов во всех единицах хранения), где затрагивается история семьи Громозовых-Франчески.

Мы надеемся, что данная работа привлечет внимание специалистов к судьбе и поэзии Игоря Франчески. По мнению автора, Игорь Франчески как незаурядный и необычайно талантливый поэт, должен занять достойное место в вятской литературе.

Литература:

  1. Государственный архив социально-политической истории Кировской области (ГАСПИ КО), «Запись воспоминаний И. Г. Франчески, сделанная в 1988 году Т. К. Николаевой» (записи 1–12), в фонды архива не занесена.
  2. Центральный государственный архив Кировской области (ГАКО), Фонд № 1397, опись 1, ед. хр. 1–3, 7,9, 11–13, 18–29.
  3. Центральный государственный архив Кировской области (ГАКО), Фонд № 1397, опись 2, ед. хр. 1, 8–30, 33, 36, 39, 41–102, 109–114, 128.
  4. Лихачев, Д. С. Заветное [Текст] / Д. С. Лихачев. — М.: Издательский, образовательный и культурный центр «Детство. Отрочество. Юность», 2006. — 271 [1] с.: ил.; 21 см. — 100 000 экз. — ISBN 5–9639–0068–9.
  5. Лихачев, Д. С. Заметки о русском [Текст] / Д. С. Лихачев. — М.: Советская Россия, 1984. — 64 с.; 29 см. — 50000 экз.
  6. Лихачев, Д. С. Избранное. Воспоминания [Текст] / Д. С. Лихачев. — С-Пб.: изд-во «LOGOS», 1997. — 608 с.: ил.; 21 см. — 3000 экз. — ISBN 5–87288–150–9.
  7. Лихачев, Д. С. Избранные труды по русской и мировой культуре [Текст] / Д. С. Лихачев. — С-Пб.: изд-во СПбГУП, 2006. — 416 с.; 21,5 см. — 2000 экз. — ISBN 5–76–21–0279–3.
  8. Лихачев, Д. С. Письма о добром и прекрасном [Текст] / Д. С. Лихачев. — М.: Дет. лит., 1988. — 238 с.: фото-ил.; 17см. — 100 000 экз. — ISBN 5–08–001057–6.
  9. Лихачев, Д. С. Университетские встречи. 16 текстов [Текст] / Д. С. Лихачев, науч. ред. А. С. Запесоцкий. — СПб.: СПбГУП, 2006. — 96 с.: ил.; 21,5 см — 5000 экз. — ISBN 5–7621–0375–7.
  10. Мелуа, А. И. Репрессированная наука (The oppressed science) [Текст] / А. И. Мелуа, В. М. Орел, под ред. Г. Ярошевского, предисловие Д. С. Лихачева. Академия наук СССР. Институт истории естествознания и техники, Ленинградский отдел. — Ленинград: «Наука», Ленинградское отделение, 1991–560 с.; 25 см. — 10000 экз.
  11. Мильчаков, Е. А. Грозы и травы. Жизнь и творчество Алексея Ивановича Мильчакова — поэта, издателя, библиофила (1900–1966) [Текст] / Е. А. Мильчаков. — Киров, 2001. — 304 с. — 1000 экз. — ISBN 5–85271–012–1.
  12. Франчески, И. Г. Избранное (стихи) [Текст] / И. Г. Франчески; сост. Ю. И. Франчески; автор вступ. ст. Т. К. Николаева. — Киров: ГИПП «Вятка», 2001. — 128 с.: ил.; 14 см. — 500 экз. — ISBN 5–85271–037–7.

Похожие статьи

Влияние исторических событий на литературу: примеры изучения темы

О методических подходах к формированию дискурсивной компетенции у студентов вузов

Судьбы русских меценатов конца XIХ — начала ХХ веков (на примере жизни и творчества княгини М. К. Тенишевой)

Репрезентация лингвофилософского подхода в изучении образа «женщины-героини» в русских художественных текстах

Цикл «Стихи к Блоку» как выражение субъективных представлений Марины Цветаевой о Блоке

О сущности категории «эффективность» в контексте территориального развития

История детской организации «Атамекен» как объект педагогического исследования

Риски социально-экономических отношений супругов в современном обществе, вызовы и пути их решения в аспекте психологии

Собирательный образ «маленького человека»: социально-педагогический потенциал рассказов Михаила Зощенко

Художественная литература о Хорезме (на примере творчества русскоязычных писателей)

Похожие статьи

Влияние исторических событий на литературу: примеры изучения темы

О методических подходах к формированию дискурсивной компетенции у студентов вузов

Судьбы русских меценатов конца XIХ — начала ХХ веков (на примере жизни и творчества княгини М. К. Тенишевой)

Репрезентация лингвофилософского подхода в изучении образа «женщины-героини» в русских художественных текстах

Цикл «Стихи к Блоку» как выражение субъективных представлений Марины Цветаевой о Блоке

О сущности категории «эффективность» в контексте территориального развития

История детской организации «Атамекен» как объект педагогического исследования

Риски социально-экономических отношений супругов в современном обществе, вызовы и пути их решения в аспекте психологии

Собирательный образ «маленького человека»: социально-педагогический потенциал рассказов Михаила Зощенко

Художественная литература о Хорезме (на примере творчества русскоязычных писателей)