Становление и развитие Ассоциации сибирских и дальневосточных городов, роль Ассоциации в реформе местного самоуправления в 90-е годы ХХ века в Сибири и РФ | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 января, печатный экземпляр отправим 3 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Черкасова, Е. В. Становление и развитие Ассоциации сибирских и дальневосточных городов, роль Ассоциации в реформе местного самоуправления в 90-е годы ХХ века в Сибири и РФ / Е. В. Черкасова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 53-56. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/380/16044/ (дата обращения: 17.01.2021).



В данной статье раскрыта роль Ассоциации сибирских и дальневосточных городов в реформе местного самоуправления в период 90-х годов в Сибири. Определен основной вклад на различных этапах становления и развития, начиная от возможности коллегиального решения актуальных вопросов выживания и развития, до участия в нормотворчестве.

Ключевые слова: Ассоциация сибирских городов, местное самоуправление, реформирование муниципального самоуправления.

Ассоциация сибирских и дальневосточных городов была создана в уникальный исторический период нашей страны: в первый год перестройки — в 1986 г. Начавшая свою деятельность в эпоху перехода страны к новому типу экономики, на руинах старого уклада, ассоциация выполнила роль объединения в целях совместной деятельности по сохранению имеющегося потенциала и развитию городов Сибири. Опыт и вклад Ассоциации в становление и развитие местного самоуправления, его законодательных основ, в обучение сотрудников городских администраций, депутатов местных представительных органов власти, в создание единственной в России региональной информационной сети на территории Сибири и Дальнего Востока уникальны и требуют научного осмысления.

Изначально главная цель создания Ассоциации сибирских городов заключалась в содействии социально-экономическому развитию муниципалитетов, организации местного самоуправления и межмуниципальному сотрудничеству. Первая совместная встреча глав нескольких сибирских городов была собрана по инициативе Новосибирских ученых Института экономики и организации промышленного производства СО АН СССР, которые организовали конференцию желая обсудить назревающие проблемы. В результате было принято решение о необходимости совместной работы над общими проблемами и противостоянии навязыванию требований федерального центра.

Можно точно сказать, что формирования местного самоуправления в России и ее законных баз исполнялся в РФ непоследовательно и противоречиво. Структура РФ описывает автохтонное самоволие [1] как фигуру народовластия, составляющую одну из основ конституционального строя, как элемент государственного устройства, как самостоятельный уровень воплощения народом общественной власти в государстве. Однако, на практике создать качественную и эффективную правовую систему местного самоуправления, соответствующую Конституции, оказалось затруднительно.

Так, И. В. Бабичев отмечает, что «причинами явились отсутствие у законодателя четкого представления о сущности, целях и задачах местного самоуправления, а равно политической воли у руководства страны на разных этапах ее развития за последние два десятилетия на осуществление реальной децентрализации властных полномочий и материально-финансовых ресурсов, и противодействие региональных руководителей, не желающих выпускать из своих рук властные полномочия по управлению городами и районами и тем более делиться ресурсами» [2].

В таких условиях Ассоциация выступает, как возможность для руководителей муниципалитетов учитывать и продвигать реальные интересы местного самоуправления.

В разные периоды Ассоциация сибирских и дальневосточных городов решала задачи, которые соответствовали времени. Так, можно условно разделить деятельность на несколько этапов:

В литературе правового характера принято считать, что процесс реформирования российской государственности в части изменения ее основ берет начало с принятия Конституции РФ 1993 г., провозгласившей не вхождение органов местного самоуправления в систему органов государственной власти. Однако следует признать, что, по сути, качественно новая для современной России форма отправления властных полномочий — местное самоуправление — зародилась ранее, с принятием Закона СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР».

Закон «Об общих принципах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» [3] был законодательным предшественником местного самоуправления в СССР и России. Можно сказать, что это не имело серьезных практических последствий, потому что через полтора года Советский Союз прекратил свое существование, и эти полтора года, характеризовавшиеся напряженной политической борьбой, были не самыми благоприятными для развития местного самоуправления в стране. Однако идеи, закрепленные в этом законе о союзе, вскоре получили развитие в российском законодательстве о местном самоуправлении, хотя и сформировались на иных социально-политических и правовых основаниях.

К обсуждению практически всех вопросов, связанных с рассмотрением законопроекта, привлекались ответственные работники министерств и ведомств СССР. В работе над проектом плодотворно участвовали представители Ассоциации сибирских городов. Представители Ассоциации сибирских городов, в частности, в своих «наработках» по возможности старались использовать переведенные в Новосибирске на русский язык положения Европейской хартии и других законодательных актов о местном самоуправлении зарубежных стран. Идеи, содержащиеся в этих «наработках», были настолько инновационны и демократичны, что, как правило, принимались Комитетом.

В период развития — в начале 90-х гг. усилия Ассоциации были направлены на поиск путей выживания городов в условиях тяжелого экономического кризиса. В эти года обмен опытом по решению наиболее актуальных проблем городского хозяйства, совместных поиск путей выживания и сохранения производственного потенциала городов являлся основной формой работы. Можно сказать, что такое взаимодействие позволило муниципалитетам более эффективно справиться с вызовами данной непростой эпохи.

Еще одной важной вехой развития Ассоциации является период активного участия в разработке Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» — в 2000–2001 гг. Консолидация интересов муниципалитетов позволила представить предложения, которые легли в основу закона.

Следующая веха — 2004–2005 гг. была связана с организацией и ведением мониторинга реализации федерального законодательства в области местного самоуправления. С учетом предложений глав муниципальных образований, были обозначены и реализовано оперативное консультирование и обучение представителей муниципалитетов по всему спектру вопросов реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», также оперативное реагирование на возможные нарушения федерального законодательства в области местного самоуправления, апеллируя к органам правоохранительной системы, — консультирование муниципальных образований региона.

Начиная с 2006 года Ассоциация активно развивается, расширяет взаимодействие с другими организациями как международными, так и Конгрессом муниципальных образований Российской Федерации. Ведется масштабная работа по информационной поддержке муниципалитетов в области развития территорий. Начинает выходить информационная бюллетень местного самоуправления — муниципальное интернет- издание, выпускаемое Ассоциацией совместно с Общероссийским Конгрессом муниципальных образований для руководителей органов местного самоуправления Российской Федерации. После 2011 года ведется активная деятельность по разработке мер выхода муниципалитетов из экономического кризиса.

В 2014 году Ассоциация вновь принимает участие в реформировании законодательных основ местного самоуправления. Федеральный закон № 136-ФЗ вносит существенными изменения в Федеральный закон № 131-ФЗ, которые значительно урезают конституционные права местного самоуправления. Ассоциация отреагировала на изменения резко отрицательно. Критике были подвергнуты закрепленные за органами региональной государственной власти субъектов РФ дополнительные полномочия по регулированию деятельности местного самоуправления, которые могут ущемлять права и интересы локальной власти и населения. Нежелательными были оценены изменения в процессе выбора мэров городов, изменения позволяли главам администраций субъектов РФ принимать решение о назначении за счет высокого веса своего голоса — 50 %. В таких условиях главы городов фактически становились прямыми подчиненными губернаторов, население и местное самоуправление теряло возможность влиять на выборы. Кроме того, по-прежнему отсутствовала общая концепция дальнейшего развития местного самоуправления в России, без которой невозможно обеспечить системный и взаимоувязанный подход к решению отдельных проблем. Руководители муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока представили конкретные предложения по решению актуальных проблем местного самоуправления. Ассоциация начала осуществлять мониторинг хода реализации Федерального закона № 136-ФЗ [4]. на территории Сибири и Дальнего Востока.

Красноярск вошел в Ассоциацию Сибирских городов практически с начала ее существования, активно принимая участия в совещательной, нормотворческой деятельности. Последний раз Совет Ассоциации сибирских и дальневосточных городов был собран в Красноярске в 2017 году в рамках Красноярского экономического форума. В 2019 г. в городе Красноярске состоялось ежегодное отчетно-выборное Общее собрание и конференция руководителей муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока «Современная ситуация в местном самоуправлении России и задачи АСДГ» [5].

По итогам работы мероприятия были сформулированы предложения федеральным органам власти по дальнейшему совершенствованию законодательства в области местного самоуправления.

Таким образом, Ассоциация проходила этапы развития в соответствии с потребностями различных периодов становления сибирских и дальневосточных городов. В начале 90-х годов в период перехода страны к новому устройству Ассоциация выполняла роль защитника интересов местного самоуправления и как итог в результате активного участия в разработке Федерального закона № 131-ФЗ [6], в его основу были положены консолидированные интересы муниципалитетов.

Ассоциация сибирских и дальневосточных городов продолжает, в рамках возможностей местных полномочий, оказывать воздействие на реформирование муниципального самоуправления с учетом реальных интересов и актуальных проблем городов.

Литература:

  1. Глоссарий юридических терминов по антикоррупционной тематике: [словарь-справочник] / Ин-т законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Рос. Федерации. — Москва: ИНФРА-М, 2016. 166с.
  2. Бабичев И. В. Местное самоуправление в современной России: становление и развитие. Историко-правовые аспекты: монография /И. В. Бабичев, Б. В. Смирнов. М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. 528 с.
  3. Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР: Закон СССР от 09.04.1990 N 1417–1 [Электронный ресурс] /Справочная правовая система Консультант плюс URL http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=43992#05721475396455062 (дата обращения: 22.09.2020)
  4. О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 27.05.2014 N 136-ФЗ [Электронный ресурс] /Справочная правовая система Консультант плюсURL: http://www.consultant.ru/document/con_ doc_LAW_163524/ (дата обращения: 22.09.2020)
  5. Официальный сайт Ассоциации сибирских и дальневосточных городов. Доступ: https://www.asdg.ru/
  6. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации Федеральный закон от 06.10.2003 N 131 [Электронный ресурс]/Справочная правовая система URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ (дата обращения: 22.09.2020)

Ключевые слова

местное самоуправление, Ассоциация сибирских городов, реформирование муниципального самоуправления