Интернационализация высшего образования в Китае: стратегии, механизмы и перспективы | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 18. Регионоведение

Опубликовано в

XIII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, октябрь 2020)

Дата публикации: 26.09.2020

Статья просмотрена: 178 раз

Библиографическое описание:

Кованова, М. С. Интернационализация высшего образования в Китае: стратегии, механизмы и перспективы / М. С. Кованова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 25-27. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/380/16038/ (дата обращения: 19.04.2024).



Данная статья рассматривает историю высшего образования в Китае, стратегии и механизмы его развития и феномен интернационализации.

Ключевые слова: Китай, высшее образование, интернационализация, студенты, университет.

История развития системы высшего образования в Китае

Датой начала проведения современной образовательной политики Китая принято считать начало 80-х гг. ХХ в. До начала образовательных реформ и преобразований, страна имела разрушенную научную и образовательную инфраструктуру, отсутствовала система подготовки кадров, были проблемы с приобретением не только высшего, но и среднего и начального образования.

Первым этапом преобразование системы высшего образования (далее ВО), стала мобилизация ресурсов и разработка стратегических планов реформ после «Китайской революции». Основными направлениями данного этапа стало восстановление учебного плана, справедливом отборе студентов, основываясь на их достижениях и талантах, а также были приостановлены национальные вступительные испытания, которые не соответствовали требованиям будущей системе ВО. В результате этого в стране началось не только преобразование системы, но и форм и методов обучения в высшем и среднем образовании. Правительство установило, что данная система должна быть построена и следовать ценностям современного социокультурного пространства Китая, к которому относятся идеи традиционной культуры и основополагающие идеи Конфуцианства.

Грамотно построенный план преобразования системы образования Китая, способствовал тому, что уже в 90-м гг. ХХ в. в стране появились централизованные, самостоятельные университеты, которые не зависят от идеологических направлений правительства страны, была создана системы подготовки кадров для преподавания в ВУЗах, внедрены новые образовательные программы, которые соответствовали всем стандартам того времени.

Интернационализация высшего образования

Создание системы образования, которое соответствует международному уровню, привело к тому, что в конце ХХ в. правительство Китая и его образовательная политика была направлена на привлечение иностранных студентов за счет государственной поддержки и грантов. Чем больше становились экономические успехи Китая, тем всё больше количество иностранных студентов он привлекал и, соответственно, с увеличением количества студентов повышается интерес к изучению китайского языка во всём мире. В этот период были подписаны договора и налажены связи с ведущими университетами мира, были приняты основополагающие документы, касающиеся интернационализации ВО: «Основные пункты реформы и развития образования в Китае», «Временные правила по организации деятельности учебных заведений». Данные документы не только вносили новые элементы в процесс интернационализации китайского образования, но и способствовали повышению уровня образования в Китае. [1]

По данным на 2011 г. количество иностранных студентов, обучающихся на территории Китая, составило около 300 тыс. человек, из них 13,516 человек полуют полную государственную стипендию и 209, 983 человека являются коммерсантами и обучаются за счет самофинансирования. К середине 2017 г. количество высших учебных заведений Китая насчитывалось около 2914 колледжей и университетов, в которых обучалось более 20 млн. студентов со всего мира. Правительство Китая планировало увеличить эту цифру до 500 тыс. человек. Основную массу студентов составляют корейцы, американцы и японцы. На данный момент, вузы, имеющие программу для обучения зарубежных студентов и квалифицированных преподавателей, составляют 592 учебных заведения. [2]

Механизмы интернационализации высшего образования

Ключевым моментов в интернационализации образования стало осуществление образовательных обменов со странами мира с целью перенятия опыта у других государств, с более высоким уровнем образования в тот период. 90-е гг. XX в. характеризуются началом нового курса образования, направленного на поощрение студентов, желающих обучаться за рубежом, а вступление в 2001 г. Китая в ВТО придало этому новый импульс. Главными требованиями при использовании данной возможности были не противоречие принципам независимости государства, удержание инициативы в руках Китая, равенство и взаимоуважение, взаимная выгода сотрудничающих сторон. Применяемые правила должны соответствовать законодательству КНР и способствовать сохранению безопасности страны. [3]

Кроме международных обменов студентов, китайское правительство проводит активную политику с зарубежными университетами в сфере создания совместных образовательных программ и программ двойного дипломирования, в том числе и при участии Института Конфуция.

Если проанализировать данные по количеству иностранных обучающихся за последние несколько лет, то можно увидеть существенный рост показателей, что говорит об успешности используемых механизмов.

Итоги проводимых реформ

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что интернационализация высшего образования в Китае еще не достигла глобального размаха и до сих пор находится на начальном этапе развития, одной из причин которого стало позднее начало интернационализации, только в 1978 г. Но уже на сегодняшний момент можно проследить динамику прогресса и увидеть, что сейчас Китай движется в сторону строительства качественного нового общества и экономики и интернационализация образования будет способствовать этому, привлекая в страну все больше и больше высококвалифицированных специалистов и создавать свои кадры для улучшения общества.

Литература:

  1. «义务教育法», 1987. (Закон об обязательном образовании). // URL — https://baike.baidu.com/item/ %E4 %B8 %AD %E5 %8D %8E %E4 %BA %BA %E6 %B0 %91 %E5 %85 %B1 %E5 %92 %8C %E5 %9B %BD %E4 %B9 %89 %E5 %8A %A1 %E6 %95 %99 %E8 %82 %B2 %E6 %B3 %95/2342357?fromtitle= %E4 %B9 %89 %E5 %8A %A1 %E6 %95 %99 %E8 %82 %B2 %E6 %B3 %95&fromid=1237453 (дата обращения: 23.09.2020 г)
  2. Дугарова Д. Ц. О политике и стратегии в области качества подготовки выпускников высшей школы Китая/ Д. Ц.Дугарова, Ван Ци. — Текст: электронный // Современные проблемы науки и образования. — 2011. — № 6. — URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5280 (дата обращения: 26.09.2020).
  3. Ковтун Е. Проблемы высшего образования КНР в свете реформ конца ХХ начала XXI века / Е. Ковтун. — Текст: электронный // Вестник ЧелГУ. — 2008. –№ 13. — URL: https://clck.ru/NeFXD (дата обращения: 10.09.2020).
  4. Новикова Л. А. Особенности среднего и высшего образования в Китае / Л. А. Новикова, Л. К. Ушакова. — Текст: электронный // Историческая и социально-образовательная мысль. — 2017. — Том. 9. — № 5. — Часть 1. — С.224–230. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30547999 (дата обращения: 19.09.2020).
  5. Семенова С. С. Образование в Китае: история и современность/ С. С. Семенова. — Текст: электронный //Вестник ТГПУ — 2012. — № 5 (120). — С. 126–130. — URL: https://clck.ru/NeCxB (дата обращения: 26.05.2020).
  6. Futao Huang. Policy and Practice of the Internationalization of Higher Education in China / Huang Futao. — Text: electronic // Journal of Studies in International Education. — 2003. № 7 (3).– P. 225–240. — URL: https://clck.ru/NeDzr (mode of access: 26.05.2020).