Снятие трудностей в обучении иноязычному чтению младших школьников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 28. Филология и лингвистика

Опубликовано в

XIII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, октябрь 2020)

Дата публикации: 03.08.2020

Статья просмотрена: 113 раз

Библиографическое описание:

Хормушева, В. В. Снятие трудностей в обучении иноязычному чтению младших школьников / В. В. Хормушева. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 83-85. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/380/15996/ (дата обращения: 23.04.2024).



Статья освещает вопросы организации и методики обучения иноязычному чтению. Задачей данной статьи является выявление эффективных форм работы в этом направлении при существующих условиях.

Ключевые слова: чтение, иноязычное чтение, обучение чтению, чтение вслух, чтение про себя, чтение с извлечением информации, техника чтения, трудности при чтении, замедленное чтение, навык чтения.

История обучения языкам неразрывно связана с чтением, ведь чтение на иностранном языке все еще считается эффективным способом повышения уровня иностранного языка, служащим для скорейшего достижения поставленной задачи. Чтение занимает значительное место в жизни человека. Известно, что чтение помогает глубже понять окружающий мир. Иноязычное чтение рассматривается как самостоятельный вид речевой деятельности и становится ведущим. В условиях решения речемыслительных задач процесс обучения чтению происходит во взаимосвязи с другими видами речевой деятельности, включен в общий контекст общения. А также занимает одно из важных мест по своей важности и доступности. Читать и понимать тексты на иностранном языке — это далеко не все задачи, которые ставит перед собой учитель при обучении чтению. Но также очень важно привить интерес к чтению, т. к. у многих современных детей он совершенно отсутствует. В большей степени это обусловлено влиянием телевидения, интернета, компьютерных игр.

В настоящее время ФГОС предъявляет требования к использованию новых подходов в работе. В силу того, что большую часть времени дети проводят у компьютеров, перед экранами телевизоров, поэтому следствием низкой культуры чтения становятся трудности обучения в школе. По мере взросления, умение читать становится одним из самых важных. Без навыков чтения учиться в школе просто невозможно. Посредством иноязычного чтения у детей развивается интерес к изучению английского языка, становится возможным знакомство с культурой стран изучаемого языка, детской субкультуры, с помощью которой cоздаются необходимые условия формирования личностных и познавательных универсальных действий. Те дети, которые научились читать на иностранном языке, гораздо быстрее овладевают способностью и готовностью общаться с носителями языка, потому что чтение может быть использовано как средство для диалога культур. Чтение опирается на зрительное восприятие слов, предложений, при котором установление ассоциации “языковая форма — значение” происходит легче, чем, например, в аудировании. Чтение, в свою очередь, является средством обучения другим видам речевой деятельности. Именно на начальной ступени очень важно научиться читать на иностранном языке. Но обучение иноязычному чтению является сложной задачей и вызывает много вопросов у детей, учителей и родителей детей.

Для меня данная тема также является актуальной, т. к. в настоящее время я работаю в начальной школе. В своей работе очень часто приходится сталкиваться с проблемами в обучении чтению младших школьников. К сожалению, есть дети, которые с трудом могут запомнить буквы алфавита и назвать звуки, не говоря уже о том, чтобы узнать и прочитать слово. Именно в начальной школе дети с большим интересом овладевают новыми знаниями, умениями, навыками. Им хочется научиться правильно читать, писать и говорить на иностранном языке. Они эффективно вбирают и впитывают новые знания, чему способствуют восприимчивость и впечатлительность младшего школьника. [4, c.33]

Успех обучения и отношение к изучаемому предмету во многом зависит от того, насколько интересно учитель проводит уроки. Игра в процессе обучения чтению на иностранном языке для учащихся начальной школы занимает большую роль. Учебный материал усваивается прочнее в том случае, если учитель применяет на уроке как можно больше игровых моментов, приемов, наглядности. При обучении чтению на начальном этапе важно научить читать вслух небольшие тексты с использованием изученного языкового материала. Читать про себя и понимать тексты, которые содержат изученный языковой материал, отдельную новую лексику, находить в тексте необходимую информацию. [5,c.14] Чтение также необходимо для обслуживания других видов речевой деятельности. Научить читать — сложная задача. Во-первых, необходимо научить технике чтения, т. е. мгновенному узнаванию зрительных образов речевых единиц и озвучиванию их во внутренней (чтение про себя) или внешней речи (чтение вслух); во-вторых, требуется мгновенное соотнесение слухоречедвигательных образов речевых единиц с их значением. Чтение вслух служит средством совершенствования произносительных навыков учащихся. А это очень важно для овладения изучаемым языком как средством коммуникации. Опыт работы показывает, что интерес к чтению вслух очень низок. Учащимся сложно научиться читать, т. к. имеется много факторов расхождения между графемно-фонемными системами родного и иностранного языков, расхождения в произношении одной и той же буквы в различных буквосочетаниях, а также имеются случаи разного графического изображения одного и того же звука. [2, c.67]

Очень часто при подготовке к уроку все усилия молодых и даже опытных учителей по обучению чтению в начальной школе не приносят желаемого результата. Некоторые учащиеся совсем не могут научиться читать, очень сильно отстают от программы. У них не формируются познавательные и коммуникативные умения. Поставив перед собой задачу помочь этим детям, я рассмотрела самые современные методики обучения чтению, по психологии и дефектологии российских, британских и американских специалистов. Решение, к которому я пришла, по моему мнению, несложное и эффективное. Необходимо сделать 3 шага:

  1. Выявить признаки и симптомы дислексии для специалиста-дефектолога.

Основными симптомами дислексии являются замедленное чтение, по слогам, по буквам, угадывающее, c ошибками в виде замен или перестановок букв, нарушено понимание прочитанного в разной степени, неточное восприятие двухмерных слов, напечатанных на бумаге. Если учащийся не может рифмовать слова, не слышит отдельные звуки, путает “лево” и “право”, если у ребенка стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения, слогослиянием и автоматизированным чтением целых слов, нужно незамедлительно обратиться к специалисту. [5, c.89]

  1. Найти индивидуальный подход к таким учащимся с учетом способа восприятия и усвоения предложенной информации, определить тип памяти учащихся.

Чтобы правильно определить тип памяти, можно провести на уроке игру “Я помню” по методике “Определение типа памяти” у младших школьников.

Цель : определение преобладающего типа памяти.

Оборудование: 4 ряда слов, записанных на отдельные карточки, секундомер.

Для запоминания на слух : машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, попугай.

Для запоминания при зрительном восприятии : cамолет, груша, ручка, зима, cвеча, поле, молния, орех, cковорода, утка.

Для запоминания при моторно-слуховом восприятии : пароход, слива, линейка, лето, абажур, река, гром, ягода, тарелка, гусь.

Для запоминания при комбинированном восприятии : поезд, вишня, тетрадь, осень, торшер, поляна, гроза, гриб, чашка, курица.

Порядок исследования: ученику сообщают, что ему будет прочитан ряд слов, которые он должен постараться запомнить и по команде экспериментатора записать. Читается 1 ряд слов. Интервал между словами при чтении — 3 секунды, записывать их ученик должен после 10 секундного перерыва после окончания чтения всего ряда, затем отдых 10 минут.

Предложите ученику про себя прочитать слова 2 ряда, которые экспонируются в течение одной минуты. Записать те, которые он запомнил. Отдых 10 минут.

Экспериментатор читает ученику слова 4 ряда, а испытуемый шепотом повторяет каждое из них и “записывает” в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.

Экспериментатор показывает ученику слова 4 ряда, читает их ему. Испытуемый повторяет каждое слово шепотом, “записывает” в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.

Известно также, что в соответствии с ведущим каналом восприятия информации люди делятся на визуалов (зрительное), аудиалов (слуховое) и кинестетиков (тактильное) восприятие информации. Есть еще и дискреты — это люди, у которых восприятие информации происходит через логическое осмысление с помощью логических доводов, цифр, знаков. По статистике визуалы составляют от 80 % до 85 %, аудиалы- от 12 % до 15 %, кинестетики — от 3 % до 5 %, дискреты — от 1 % до 2 %.

Обработка и анализ результатов.

О преобладающем типе памяти испытуемого можно сделать вывод, подсчитав коэффициент типа памяти (C). C=a/10, где а — количество правильно воспроизведенных слов. Тип памяти определяется по тому, в каком из рядов было воспроизведено наибольшее количество слов. Чем ближе коэффициент типа памяти к единице, тем лучше развит у испытуемого данный тип памяти. [1, c.28]

  1. Необходимо подобрать задания для учащихся с проблемами в чтении.

Каждое задание должно соответствовать его способу восприятия и усвоения информации. На уроке необходимо как можно раньше создать ситуацию успеха. Например, для визуалов — использовать маркеры, опорные карточки, разные цвета, шрифты (в т. ч. по размеру), яркие картинки и таблицы. Для аудиалов — многократное прослушивание аудиозаписей, чтение хором, за диктором, за одноклассником (игра “Суфлер”) и др. Для кинестетиков — игра “Помоги другу”, когда ребенок ходит по классу и читает слова или предложения в учебнике (или на карточке) своих партнеров. Игра “Mime”, когда дети отгадывают слово и показывают его на карточке (или в учебнике) ведущему. [2, c.45].

Многие учителя советуют детям читать книги вслух. Чтение книг вслух развивает одновременно 3 речевых навыка: чтение, говорение, аудирование. Чтение книг на иностранном языке делает этот процесс еще более полезным. Всегда есть шанс помочь ребенку преодолеть трудности на раннем этапе обучения чтению у небезразличного к проблемам ученика учителя, т. к. уровень сформированности универсальных учебных действий зависит от способов организации учебной деятельности и сотрудничества познавательной, творческой, художественно-эстетической и коммуникативной деятельности школьников и учителя.

Литература:

  1. Азаровская, А.Е. «Чтение — вот лучшее умение. Коммуникативная методика» // М., 2015
  2. Демьяненко, М.Я. «Основы общей методики обучения иностранных языков». — Киев, 2016
  3. Егоров, Т. Г. Психология овладения навыками чтения. — М., 2013
  4. Клычникова, З. И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке. — М., Просвещение, 2013
  5. Риторина, А. К. Формы и методы работы с младшими школьниками на уроках английского языка // Начальная школа. — 2016. — № 5. — с.36.
  6. URL: https://fgos.ru

Ключевые слова

чтение, техника чтения, обучение чтению, навык чтения, иноязычное чтение, чтение вслух, чтение про себя, чтение с извлечением информации, трудности при чтении, замедленное чтение