В статье автор рассматривает внешнюю трудовую миграцию как одно из существенных тенденции мирового масштаба, которое охватывая огромное количество безработных имеет социально-экономическое значение и для стран доноров и для стран рецепиентов. Автор анализирует внешнюю трудовую миграцию как альтернативу для поглощение огромного количество безработных в Таджикистане. И считает необходимым регулирования процесса трудовой миграции, формирования действенного механизма управления внешней трудовой миграции в регионах страны.
Ключевые слова: внешняя трудовая миграция, трудовые ресурсы, рынок труда, уровень безработицы, заработанная плата, денежные переводы.
Прогноз воспроизводства человеческого капитала — необходимый элемент экономической стратегии. Процессы его воспроизводства в ближайшие десятилетия будут иметь для таджикской экономики существенное, а может быть и решающее значение. Среднесрочный прогноз в этой области должен стать составной частью разработки экономической стратегии страны. При этом решающую роль должны сыграть не только рутинные расчеты прогнозных количественных значений материально-вещественных или финансовых показателей, сколько точность и глубина оценок предстоящих качественных изменений, в частности, динамики развития процессов в социально-трудовой сфере.
Уровень социально-экономического развития Таджикистана позволяет разрешить задачи развития общества, наращивания интеллектуального потенциала, модернизации экономики, достижения высокого технологического уровня производства, повышения на основе обновленной производственной базы и социальной ориентации экономики качества жизни, продвижения по пути формирования информационно-индустриального общества. [1, с.3]
В настоящее время трудовая миграция является самой крупной и наиболее значимой миграционной тенденцией в Таджикистане. Трудовая миграция — это альтернативная социальная сфера занятости, поглощающая огромное количество безработных в Таджикистане. Практически все половые и возрастные, профессиональные, социальные, региональные группы населения вовлечены в трудовую миграцию. Особенно широко сельские жители республики вовлечены в трудовую миграцию.
Переполненность и напряженность на рынке труда, отсутствие рабочих мест, нехватка земельных и водных ресурсов, социально-экономическая ситуация вызывают постоянный отток населения из страны в трудовую миграцию.
Таблица 1
Количество выезда трудовых мигрантов из Республики Таджикистан в РФ на период 2007–2017 (тыс. человек)
|
Годы |
Общее количество выехавших мигрантов |
В том числе женщины |
% от общей численности |
|
2007 |
610678 |
36725 |
6,3 % |
|
2008 |
687667 |
41369 |
6,4 % |
|
2009 |
725779 |
48365 |
7,1 % |
|
2010 |
798724 |
62278 |
8,5 % |
|
2011 |
837124 |
86733 |
11,5 % |
|
2012 |
831375 |
87015 |
11,6 % |
|
2013 |
900573 |
100875 |
13,8 % |
|
2014 |
777222 |
106416 |
15,8 % |
|
2015 |
617263 |
64667 |
11,7 % |
|
2016 |
599159 |
81851 |
15,6 % |
|
2017 |
555793 |
68036 |
13,9 % |
Источник: Таблица составлено автором на основе данных Миграционной службы Министерство труда, миграции и занятости населения Республики Таджикистан.
Экспорт рабочих сил приносят значительные поступления валюты в Таджикистан. В Таджикистане денежные переводы мигрантов в два с лишним раза превышают объем официальной иностранной финансовой помощи, предоставляемой по различным каналам, и являются более эффективным инструментом борьбы с бедностью в смысле непосредственного удовлетворения потребностей населения в них. С их помощью принцип «самосовершенствования» фактически осуществляется. Деньги, заработанные с мигрантами, активно используются для оплаты медицинских услуг, образования, что позволяет интерпретировать соответствующие средства как социальные трансферты, которые очень важны для улучшения человеческого капитала. Переводы оказывают хорошее влияние на платежный баланс в Таджикистане, позволяя сократить дефицит текущего счета. Республика получает дополнительный и очень значительный источник иностранной валюты для финансирования импорта.
Таблица 2
Денежные переводы трудовых мигрантов на период 2010–2020гг
из Российской Федерации
|
Годы |
Денежные переводы трудовых мигрантов из Российской Федерации |
Годы |
Денежные переводы трудовых мигрантов из Российской Федерации |
|
2010 |
$2 млрд.229 млн |
2015 |
$2 млрд.220 млн |
|
2011 |
$3 млрд.039 млн |
2016 |
$1 млрд.900 млн |
|
2012 |
$3 млрд.651 млн |
2017 |
$2 млрд 536 млн |
|
2013 |
$4 млрд.173 млн |
2018 |
$2 млрд 553 млн |
|
2014 |
$3 млрд.854 млн |
2019* |
$2 млрд 600 млн |
* за 8 месяцев 2019 года.
Источник: Центральный банк Российской Федерации
Трудовая миграция из Республики Таджикистан приводит к глубоким социально-экономическим последствиям, которые неоднозначны. В результате внешней трудовой миграции страна-донор оставляет лучшую, наиболее конкурентоспособную и начальную часть населения, ослабляя тем самым национальную экономику, сокращая численность населения трудоспособного возраста. Массовый отъезд молодежи негативно сказывается на демографической ситуации, внутрисемейных отношениях, преемственности национальных традиций.
Согласно демографическим прогнозам, в среднесрочной перспективе в Таджикистане годовая прибыль трудоспособного населения останется на уровне 90–100 тысяч человек. Прогнозирование трудовой миграции из Республики Таджикистан в страны-получатели свидетельствует о ежегодном увеличении потоков трудовой миграции примерно на 3,5 %.
Ограниченные возможности трудоустройства являются одним из важных определяющих факторов внешней трудовой миграции в Таджикистане. Для большинства таджикских мигрантов рынок труда в России в большинстве случаев является бесспорным выбором работы. Даже значительное снижение экономической активности в России не оказало существенного влияния на возвращение трудовых мигрантов в Таджикистан. Одной из основных общенациональных задач является определение социальных, экономических, политических последствий, количественная оценка положительных и отрицательных последствий миграции и разработка эффективной миграционной политики, учитывающей интересы Таджикистана и его партнеров по миграции. В новых геодемографических, геоэкономических и геополитических условиях особое значение приобрело выявление факторов, взаимосвязей и тенденций миграционных процессов и, соответственно, ожидание возможного развития изменений в населении республики.
Формирование рынка труда в Республике в последние годы происходит под влиянием изменяющихся как социально-экономических, так и демографических факторов. Сохраняющийся высокий уровень прироста населения в Таджикистане является прямым фактором роста численности населения в трудоспособном возрасте. В 2016 году численность трудоспособного населения в Республике Таджикистан в возрасте от 15 до 75 лет, проживающего в домашних хозяйствах, составили 5314273 человека, из которых 2559233 — мужчины и 2755040 — женщины. Численность рабочей силы в составе трудоспособного населения составила 225228 человек. Национальный уровень участия населения в трудоспособном возрасте в рабочей силы составил 42,4 %. Доля занятого населения в общей численности населения в трудоспособном возрасте составили 39,4 %. Численность населения в трудоспособном возрасте увеличилось в Таджикистане с 3979858 человек в 2004 г. до 4707374 в 2009 г. и до 5314273 человек в 2016 г., т. е. в период между 2004 и 2016 гг. ежегодные темпы роста составили около двух процентов. Аналогичный анализ для городского и сельского населения, проведенный отдельно, показывает, что темпы ежегодного роста городского трудоспособного населения за этот период составили 1,8 %, а темпы роста сельского трудоспособного населения составили 2,3 %. [2, с.9]
Богатство Таджикистана, как одной из самых молодых стран мира, в которой средний возраст населения составляет 24 года, определяется людьми, проживающими в ней и темпом роста трудовых ресурсов. В современном Таджикистане сохраняющийся высокий уровень прироста населения является прямым фактором роста количества населения в трудоспособном возрасте.
Основными проблемами в секторе продуктивной занятости являются большой объем занятости в неформальном секторе и низкий уровень заработной платы в формальном секторе, о котором говорится в Национальной стратегии развития (НСР) Таджикистана до 2030 г.
Согласно документу, несбалансированность рынка образовательных услуг и рынка труда, низкое качество образования и навыков рабочей силы, особенно женской части и сельского населения, высокая зависимость от состояния рынка труда одной или двух зарубежных стран, высокая внешняя трудовая миграция «вымывает» из страны квалифицированные кадры и специалисты.
Разработчики документа утверждают, что реальностью республики является существование «трехкомпонентного» рынка труда, который практически в равных долях формирует официальную занятость, неформальную занятость и трудовую миграцию (в значительной степени неформальная и неконтролируемая).
Необходимость одновременного количественного роста устойчивой продуктивной занятости и производительности труда, обеспечение эффективной социальной защиты станет для Таджикистана основной целью развития в сфере труда в долгосрочный период.
Согласно документу, обеспечение продуктивной занятости будет способствовать увеличению потребления, сбережений и инвестиций. Численность населения в трудоспособном возрасте в 2030 г. составит 6,8 млн. чел. Общая численность занятых должна возрасти до 70 % трудоспособного населения в 2030 г. [3, с.7]
Стратегия развития рынка труда Республики Таджикистан до 2020 года направлена на планирования политики и отражает, те действия, которые Республика Таджикистан осуществит в долгосрочном периоде, чтобы обеспечить экономический рост и способствовать повышению занятости. Экономическая политика тесно связана с политикой занятости и рынком труда. Эффективное управление процессами миграции, требует объединения и координации усилий государство, соответствующих органов, местных и международных организации, при этом использовать в основном административные и экономические механизмы регулирования миграций, которые являются неотъемлемой частью внутренней политики страны. В условиях глобализации миграция становится неотъемлемой частью человеческого развития и требует специального изучения как заметное явление в мировое хозяйство.
В Республике Таджикистан в условиях развития рыночных отношений без эффективного функционирования и регулирования процесса трудовой миграции, адекватных правовых основ внешней трудовой миграции и формирования действенного механизма управления внешней трудовой миграции в регионах страны представляется невозможным. Экономическое положение Таджикистана в недалёком будущем такого что, национальная экономика не в состояние содействовать в снижение уровня безработицы в стране. Экономика не может нормально функционировать, если уровень безработицы не будет находиться на уровне 2–3 %. Согласно данным документов о стратегии сокращения бедности, реальная безработица в Таджикистане составляет 33 %.
Другой вопрос экономической цели политики в области трудовой миграции — низкий уровень заработной платы. Анализ размера и динамика заработной платы показывает, что он находиться на низком уровне, поэтому не может отражать реальную стоимость товаров (воспроизводство трудовых ресурсов, продукты питания и др.). Реализация целей политики регулирования миграция трудовых сил Республики Таджикистан предусматривает перемещение трудовых ресурсов в других странах, с целью обеспечением работой с более подходящими условиями труда.
В Докладе Всемирного банка «Диагностика создания рабочих мест в Республике Таджикистан: Стратегические направления по созданию рабочих мест» отмечается, что для достижения поставленных целей и задач в области развития и сокращения бедности Таджикистан должен уделить первоочередное внимание созданию рабочих мест.
Согласно докладу, экономика Таджикистана не создает достаточное количество рабочих мест для своей быстро растущей рабочей силы, в частности для своего растущего молодого населения. В результате этого наиболее ценный актив республики — человеческий капитал — в основном используется не в полной мере. В рабочую силу входят лишь 43 % от всего населения трудоспособного возраста в республике, при этом в ней недостаточно представлены женщины и молодежь.
В Таджикистане формальный частный сектор — важный источник качественных рабочих мест — также развит недостаточно. На официальный наемный труд в частном секторе приходится всего 13 % от общей занятости, а доля потенциальных предпринимателей, пытающихся открыть свой бизнес, очень низка — 11,8 %, что свидетельствует о значительных препятствиях для открытия и ведения бизнеса.
Одной из форм хозяйствования, появившихся в Республике в рыночных условиях стало индивидуальное предпринимательство, осуществляемое отдельными гражданами на основе патента, лицензии, свидетельства без образования юридического лица. Индивидуальное предпринимательство это результат функционирования рыночной экономики. В условиях экономического развития Республики большая часть малых предприятий перешли на патентную или лицензионную основу. [4, с.13]
Управление трудовой миграцией связано с постоянно меняющимися внутренними и внешними факторами, поэтому требует особых подходов и методов в принятии управленческих решений. Особенно актуальными проблемы рационального регулирования миграции рабочей силы становятся в современный период, когда мировая экономика вступила в очень сложный период, характеризующийся: нестабильностью на финансовых рынках, снижением темпов роста экономики и производства многих развитых стран, снижением спроса и цен на нефть, ростом инфляции. В повседневной жизни создаются ситуации, которые требуют умения быстро принимать решения, адекватные развитию событий. В их числе — рост безработицы. Исходя из этого трудовая миграция, — это неизбежный, долговременный, нарастающий тренд. Чтобы миграция давала положительные результаты, а ее негативные последствия были минимальными, миграционными процессами следует грамотно управлять.
Литература:
- Шумахов Руслан Владимирович, Человеческий капитал как фактор экономического роста, http://jurnal.org/articles/2009/ekon8.html (дата обращения 28.01.2020).
- Положение рынка в Республике Таджикистан. Душанбе, 2017 год.
- Национальная стратегия развития республики Таджикистан на период до 2030 года, Душанбе 2016г.
- Диагностика Создания Рабочих Мест в Таджикистане: Стратегические Направления по Созданию Рабочих Мест, Международный банк реконструкции и развития / Всемирный банк, 2017г.
- Национальный доклад о человеческом развитии 2014, Таджикистан: доступ к ресурсам для человеческого развития, Душанбе 2015.

