Навыки эмоциональной регуляции для лиц с расстройствами пищевого поведения
Автор: Харламова Арина Сергеевна
Рубрика: 23. Психология
Опубликовано в
XII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, июль 2020)
Дата публикации: 02.07.2020
Статья просмотрена: 2410 раз
Библиографическое описание:
Харламова, А. С. Навыки эмоциональной регуляции для лиц с расстройствами пищевого поведения / А. С. Харламова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июль 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 41-44. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/378/15983/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье представлен обзор рекомендаций от ведущих специалистов в сфере расстройств пищевого поведения по навыкам эмоциональной регуляции, которые следует развивать лицам, страдающим нарушениями пищевого поведения, чтобы справиться со своей проблемой. Также приведен авторский способ того, как можно исследовать причины переедания лиц с РПП и исправлять это.
Ключевые слова: навыки эмоциональной регуляции, расстройства пищевого поведения (РПП), эмоции, осознанность.
Лица с расстройствами пищевого поведения имеют следующие проблемы с эмоциями:
– неумение распознавать и называть их (такое явление называется «алекситимией»);
– обладают высокой эмоциональной чувствительностью и не владеют навыками эмоциональной регуляции (то есть они не умеют ослаблять или повышать их интенсивность, вследствие чего они не могут выдержать этот напор эмоций, прожить их, справиться с этим без помощи еды);
– высокая гиперчувствительность: любые переживаемые эмоции, которые здоровый человек воспринимает как низкий или средний уровень дискомфорта, ими переживаются как очень сильные, порой невыносимые эмоциональные потрясения [1, 3].
С. Бронникова утверждает, что первым шагом в процессе овладения своими эмоциями станет принятие их, то есть согласия с тем, что они испытываются любым человеком, могут быть разными, они все одинаково необходимы: и злость, и страх, и тоска, и радость. Вторым — отделить эмоции от себя, потому что они не определяют, какой есть человек. Можно, например, испытывать злость, и это не обязательно будет характеризовать личность как деструктивную и асоциальную. Третий шаг — это научиться «что-то делать с эмоциями». Ниже рассмотрим техники по развитию навыков эмоциональной регуляции, представленные разными авторами, которые считаются ведущими специалистами в данном вопросе.
Для начала людям с расстройствами пищевого поведения нужно научиться распознавать свои эмоции, подбирать слова для объяснения испытываемых чувств. В этом может помочь «Карта эмоций» [1]. Она состоит из 8 вопросов:
1) Какая ситуация спровоцировала эту эмоцию?
2) Что вы испытываете в теле?
3) Язык тела — что оно сейчас говорит?
4) Что вам хочется или тянет сделать, может быть, вы удерживаетесь от каких-то действий с трудом?
5) Какие убеждения, впечатления, оценки вы вынесли из этой ситуации?
6) А если представить реальность, в которой в этой ситуации что-то пошло не так. Возможно ли другое, не травмирующее вас объяснение этой ситуации?
7) Какова интенсивность переживаемой эмоции от 0 до 100?
8) Ответив на вопросы выше, попробуйте определить, что за эмоции вы испытывали?
Также, чтобы научиться распознавать свои эмоции, подбирать слова для объяснения испытываемых чувств, поможет колесо эмоций Роберта Плутчика (рис. 1). Нужно посмотреть на него и попытаться определить свои эмоции, присвоить их себе и осознать, что если их испытывать, то можно ими и управлять, и для этого следует ответить на два вопроса:
1) Хочется побыть в одиночестве или с кем-то?
2) Больше хочется отвлечься от эмоции, снизить интенсивность или повысить?
Проанализировав это, уже можно решать, что делать с эмоциями дальше. Например, если есть потребность побыть одному и понизить интенсивность переживаемых эмоций, то вариантами могут быть: посмотреть фильм дома, послушать музыку, потанцевать, сделать уборку, помыть посуду и т. д. [1].
Рис. 1. Колесо эмоций Роберта Плутчика
После этого (или параллельно) можно приступать к развитию осознанности — это еще один очень важный навык, который особенно стоит освоить людям, страдающим расстройствами пищевого поведения [2, 3]. Овладение данным навыком К. Кокер Росс считает единственным способом разрыва круга влечения, и переедания, и навязчивых мыслей о еде и своем теле. Осознанность — это форма естественного наблюдения за событиями внутреннего мира, которые обычно протекают бессознательно [3]. Если говорить точнее, то нужно научиться направлять фокус внимания на текущий момент, а не впадать в тревогу о прошлом или будущем; осознавать свои мысли, чувства, ощущения, импульсы к действию, чтобы не принимать решения автоматически. Также следует концентрироваться на дыхании, делать дыхательные упражнения такие как, например, вдох на 4 счета, задержка дыхания на 7 счетов, выдох — на 8, повторять два или три раза. Благодаря таким методам безоценочного осознанного наблюдения, а также медитации, осознанию процесса еды и т. п. лица, страдающие расстройствами пищевого поведения, стали намного меньше переедать в следствие неспособности прожить свои эмоции, выдержать их [2]. Одним из способов справиться с потоком неприятных для человека эмоций можно считать просмотр комедии или юмористического шоу, чтение веселой книги, встречу с другом, у которого хорошее чувство юмора, поскольку исследования показали, что отношение к ситуации с юмором ослабляет симптомы депрессии [2].
Далее, когда человек начнет больше понимать, что он чувствует, какую эмоцию испытывает, можно приступать к изучению причин переедания, осознанию того, в каком настроении он переедает, когда это возникает, после каких событий, а также как без помощи переедания он справляется со своими трудностями, с нахлынувшими эмоциями или может попробовать справляться. В таблице «Я переедаю, когда…» (табл. 1) нужно фиксировать «результаты своих исследований».
Таблица 1
«Я переедаю, когда…»
1. Что я испытываю |
2. В какой ситуации или в какой момент |
3. Как я справляюсь с этим |
4. Нравится ли мне этот способ (если нет, то попробуй другой и запиши его в третий столбец) |
В заключение стоит отметить, что важным в проблеме расстройств пищевого поведения является изучение и поиск действенных способов эмоциональной регуляции. В статье рассмотрены основные из них, главным из которых всё же является навык осознанности.
Литература:
- Бронникова, С. Интуитивное питание: как перестать беспокоиться о еде и похудеть / С. Бронникова. — М.: Эксмо, 2016. –– 432 с.
- Кокер Росс К. Избавление от пищевой зависимости. Как справиться с безудержным влечением к еде, снять стресс и перестать ненавидеть свое тело. Практикум. / Кокер Росс К. — СПб.: ИГ «Весь», 2019. –– 272 с.
- ЦИРПП [Электронный ресурс] // Официальный веб-сайт Центра изучения расстройств пищевого поведения. Режим доступа: https://cirpp.ru/conferences/ (дата обращения 17.06.2020).
Ключевые слова
осознанность, эмоции, навыки эмоциональной регуляции, расстройства пищевого поведения (РПП)Похожие статьи
Проявление агрессивного поведения детей школьного возраста с задержкой психического развития
В данной статье исследуется проявление агрессивного поведения у детей школьного возраста с задержкой психического развития. В статье будут проанализированы основные причины такого поведения, возможные стратегии работы с такими детьми и влияние окружа...
Виды и методы психологической помощи людям с нарушением пищевого поведения
В настоящее время нарушения пищевого поведения приобретают все большую распространенность. Это обусловливает интерес к проблематике оказания психологической помощи людям, которые страдают подобными нарушениями — как в теоретическом контексте, так и в...
Детско-родительские отношения у девочек-подростков с расстройствами пищевого поведения
В последнее время в области изучения проблемы расстройства пищевого поведения отмечается тенденция к исследованию условий жизни, внутрисемейных отношений пациентов с расстройствами пищевого поведения и других семейных факторов, которые могут повлиять...
Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра
В статье автор рассматривает особенности коммуникативных навыков детей с расстройством аутистического спектра (РАС) и раскрывает особенности коррекционно-воспитательной работы по формированию и развитию коммуникативных навыков. Также в статье охаракт...
Развитие мышления младших школьников
В настоящее время предпринимаемые попытки в сфере образования, связанные с стремлением к мировому образовательному пространству, вызывают необходимость развивать мыслительную активность школьников и учить их использовать знания и умения в новых услов...
Развитие эмоциональной сферы у ребенка младшего школьного возраста
В статье анализируются результаты формирующего эксперимента, направленного на развитие эмоциональной сферы ребенка младшего школьного возраста. Приводятся результаты первичной диагностики, позволившей очертить круг проблем, описывается программа форм...
Графическое обоснование адаптивной физической культуры как технологии реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра
В статье идет речь о методе коррекции аутизма средствами адаптивной физической культуры, цель и задачи ее применения, которые обоснованы графически. Выстроены конкретные рекомендации для занятий адаптивной физической с детьми с РАС, обоснованы средст...
Оздоровительная аэробика как средство развития физических качеств детей младшего школьного возраста с нарушением речи
В данной статье представлены результаты внедрения в процесс физической культуры младших школьников с нарушением речи оздоровительной аэробики, которая оказывает влияние на физическое и речевое развитие детей с диагнозом ОНР. В статье рассматривается ...
Развитие коммуникативных навыков у детей с умеренной умственной отсталостью
В статье дается общая характеристика речи, описание уровня сформированности навыков общения младших школьников с умеренной умственной отсталостью. Рассматривается использование наиболее приемлемых для данной категории детей средств общения в процессе...
Система коррекционно-логопедической работы по формированию потребности в речевом общении у детей с расстройствами аутистического спектра
Официальная статистика говорит о том, что в последнее время значительно выросло количество детей с расстройствами аутистического спектра. В данной статье рассматриваются варианты формирования потребности в речевом общении у таких детей, их включение ...
Похожие статьи
Проявление агрессивного поведения детей школьного возраста с задержкой психического развития
В данной статье исследуется проявление агрессивного поведения у детей школьного возраста с задержкой психического развития. В статье будут проанализированы основные причины такого поведения, возможные стратегии работы с такими детьми и влияние окружа...
Виды и методы психологической помощи людям с нарушением пищевого поведения
В настоящее время нарушения пищевого поведения приобретают все большую распространенность. Это обусловливает интерес к проблематике оказания психологической помощи людям, которые страдают подобными нарушениями — как в теоретическом контексте, так и в...
Детско-родительские отношения у девочек-подростков с расстройствами пищевого поведения
В последнее время в области изучения проблемы расстройства пищевого поведения отмечается тенденция к исследованию условий жизни, внутрисемейных отношений пациентов с расстройствами пищевого поведения и других семейных факторов, которые могут повлиять...
Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра
В статье автор рассматривает особенности коммуникативных навыков детей с расстройством аутистического спектра (РАС) и раскрывает особенности коррекционно-воспитательной работы по формированию и развитию коммуникативных навыков. Также в статье охаракт...
Развитие мышления младших школьников
В настоящее время предпринимаемые попытки в сфере образования, связанные с стремлением к мировому образовательному пространству, вызывают необходимость развивать мыслительную активность школьников и учить их использовать знания и умения в новых услов...
Развитие эмоциональной сферы у ребенка младшего школьного возраста
В статье анализируются результаты формирующего эксперимента, направленного на развитие эмоциональной сферы ребенка младшего школьного возраста. Приводятся результаты первичной диагностики, позволившей очертить круг проблем, описывается программа форм...
Графическое обоснование адаптивной физической культуры как технологии реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра
В статье идет речь о методе коррекции аутизма средствами адаптивной физической культуры, цель и задачи ее применения, которые обоснованы графически. Выстроены конкретные рекомендации для занятий адаптивной физической с детьми с РАС, обоснованы средст...
Оздоровительная аэробика как средство развития физических качеств детей младшего школьного возраста с нарушением речи
В данной статье представлены результаты внедрения в процесс физической культуры младших школьников с нарушением речи оздоровительной аэробики, которая оказывает влияние на физическое и речевое развитие детей с диагнозом ОНР. В статье рассматривается ...
Развитие коммуникативных навыков у детей с умеренной умственной отсталостью
В статье дается общая характеристика речи, описание уровня сформированности навыков общения младших школьников с умеренной умственной отсталостью. Рассматривается использование наиболее приемлемых для данной категории детей средств общения в процессе...
Система коррекционно-логопедической работы по формированию потребности в речевом общении у детей с расстройствами аутистического спектра
Официальная статистика говорит о том, что в последнее время значительно выросло количество детей с расстройствами аутистического спектра. В данной статье рассматриваются варианты формирования потребности в речевом общении у таких детей, их включение ...