Дидактическая игра «Гном Всезнамус и Кузьма — наши лучшие друзья» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Епанчинцева, С. С. Дидактическая игра «Гном Всезнамус и Кузьма — наши лучшие друзья» / С. С. Епанчинцева. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июль 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 44-47. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/378/15948/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье автор описывает свой личный опыт практической работы в дошкольном образовательном учреждении.

Ключевые слова: ребенок, дидактическая игра, игра, дошкольный возраст, дидактическое пособие, игровая деятельность.

Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

Сухомлинский В. А.

В условиях современного российского образования уделяется большое внимание системе образования, которое, в свою очередь, выделяет приоритетные цели и задачи для речевого развития и познавательного интереса детей дошкольного возраста.

Основной задачей по данному направлению является обеспечение и создание благоприятных условий и создание предметно-пространственной среды, которая позволяет ребенку развиваться в игре.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности.

Для работы с детьми была разработана и изготовлена дидактическая игра «Гном Всезнамус и Кузьма — наши лучшие друзья». Дидактическое пособие направлено на формирование познавательного интереса, через тактильное ощущение и зрительное восприятие. Пособие имеет развивающее, обучающее и воспитывающее значения. Его можно использовать, учитывая интеграцию образовательных областей для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Пособие применяется для организации и проведения НОД, а также может использоваться детьми в самостоятельной и игровой деятельности (пособие включает в себя серию игр, направленных на познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста).

Дидактическое пособие направлено на формирование познавательного интереса, через тактильное ощущение и зрительное восприятие. Пособие имеет развивающее, обучающее и воспитывающее значения. Его можно использовать, учитывая интеграцию образовательных областей для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Основной целью игры является развитие психомоторных функций и межполушарного взаимодействия коры головного мозга посредством игр, направленных на мелкую моторику рук.

Игра способствует развитию любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)

Задачи:

  1. Развивать речь как основу познавательной и игровой деятельности, развивать связную речь, активный словарь, речевые навыки у детей.
  2. Формировать умение сравнивать числа в пределах 10 на основе сравнения множеств, получать равенства и неравенства.
  3. Совершенствовать умение считать предметы на ощупь.
  4. Упражнять детей в понимании того, что число не зависит от величины и формы.
  5. Продолжать знакомить детей с цветами спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).
  6. Расширять познавательно -исследовательский интерес.
  7. Расширять представление детей о природе;
  8. Развивать логическое мышление, внимание и память.
  9. Формировать бережное отношение к насекомым и растениям, развивать желание ухаживать за ними.
  10. Формировать эстетическое восприятие окружающего мира, экологически грамотное поведение в природе.

Дидактическая игра разработана для детей 4–7 лет. Пособие применяется для организации и проведения НОД, а также может использоваться детьми в самостоятельной и игровой деятельности (пособие включает в себя серию игр, направленных на познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста).

Познавательное развитие включает в себя:

  1. Формирование элементарных математических представлений.
  2. Развитие познавательно-исследовательской деятельности.
  3. Ознакомление с предметным окружением.
  4. Ознакомление с социальным миром.
  5. Ознакомление с миром природы.

Речевое развитие:

  1. Формирование элементарных математических представлений.
  2. Развитие познавательно-исследовательской деятельности.
  3. Ознакомление с предметным окружением.
  4. Ознакомление с социальным миром.
  5. Ознакомление с миром природы.

Основными персонажами игры выбраны две игрушки-мотиваторы — это гном Взезнамус и Кузьма.Гном Всезнамус и Кузьма Кузьмич живут в группе, у них есть волшебный сундук, в котором хранятся знания и мудрость, с которыми они делятся с детьми приносят детям в своих рюкзаках

Кузьма Кузьмич — наш групповичок. Он наш домовой, хранитель игрушек и порядка в группе. У него есть своя нора, где она находится, никто не знает, если разбросаны игрушки или вещи, то он может забрать к себе в нору, а чтобы Кузя вернул обратно, надо его вежливо попросить и дать обещание больше не разбрасывать игрушки и вещи. Также у Кузи есть волшебный сундук «Ума и мудрости», где он хранит много интересных заданий, которые приносит детям в мешочках. Кузьма Кузьмич бережет наш сон и здоровье, живет он в спальне и приносит детям витаминки.

Гном Всезнамус — друг Кузьмы Кузьмича, пришел к нам из леса (по легенде). Игрушка — «мотиватор» для организации ПИД. Приносит детям задания для «Лесной школы» и «Чудо-дерева». Гном Всезнамус — хранитель нашего «Огорода на окне» и следит за порядком в уголке природы.

Все игры разработаны в соответствии со стандартом ФГОС ДО, в качестве основного принципа дошкольного образования; рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников.

Данное дидактическое пособие способствует развитию познавательной активности у детей дошкольного возраста поэтапно:

Дидактическая игра «Грибок-теремок» . Данная игра позволяет детям инсценировать сказки «Друзья под грибом», «Теремок», «Авторская сказка» (ребенок придумывает собственную сказку) . Также ребенок можетсделай дорожку от грибочка до грибочка из листиков и пеньков придумать свой сюжет и привлечь к игре друзей.Придумать самостоятельно задание «Найди, кто где спрятался» (игра-квест). Также можно в игре проследить и увидеть жизненный цикл бабочки и птицы.

Дидактическая игра «На полянке». Она позволяет у детей отрабатывать счет до 5. В игре « Посади бабочку на цветок как расположены цвета в радуге» ребенок подбирает бабочек согласно заданию. В игре « Каждой пчелке свой дом» отрабатываем с детьми счет до 5, а также звук «Ж».

Дидактическая игра «Лесная школа». Цель данной игры совершенствование навыков звукового анализа. Оборудование: карточки, на которых вверху изображены предметы, а внизу — пустые окошки, в которых ребенок составляет схему звукового анализа слова . Ход игры. Ребенок заменяет буквы (звуки) условными обозначениями (красный помпончик-гласный звук, синий помпончик — твердый согласный, зеленый — мягкий согласный)

Дидактическая игра «Чудо-дерево» Данная игра используется при организации познавательно-исследовательской деятельности. Дерево изготовлено из фосфорных камешков-листиков, которые, вбирая в себя дневной свет вечером светится. Это дерево также помогает детям справиться со страхом темноты. Многие родители либо покупают такие деревья или делают самостоятельно как ночник для ребенка. Также помогает детям инсценировать детям произведения «Чудо-дерево». «Десять птичек стайка…»

Дидактическая игра «Шагающие пальчики» . Цель этой игры — развитие не только мелкой моторики рук, а еще и развитие некоторых зон головного мозга, в частности речевых центров.

Дидактическая игра «Цветные веревочки» учить ребенка повторять рисунок по образцу, выкладывая его на бархатной ткани при помощи вязаных веревочек. Также выкладыватьцифры и буквы , сделай радугу-дугу.

Дидактическая игра «Чудеса из коктейльных трубочек» знакомит детей с русским творчеством и фольклором, например выложи узор «Филимоновская игрушка», сделай рисунок по образцу. Прокати шарик по лабиринту позволяет ребенку развивать собственную координацию. Упражнение «Сделай украшение: бусы и браслеты» развивает мелкую моторику и учит видеть ритм рисунка.

Дидактическая игра «Вязаный конструктор». Связаным конструктором можно работать как индивидуально, так и коллективно. Конструктор предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Дети с большим интересом и удовольствием любят играть в эту игру, как девочки, так и мальчики. Вязаный конструктор постоянно пополняется новыми поделками.Цель игры улучшить мелкую моторику рук, чувствительность пальцев, которая обеспечивает восприятие формы, шероховатости, твёрдости и мягкости предметов. Задачи этой игры позволяют учить регулировать тонус и силу сокращения мышц; выполнять движения точно и быстро; развивать мышление детей; выполнять целенаправленные движения; закреплять основные цвета.

Материалы и оборудование: вязаные полоски с петельками и пуговицами.

Дидактическая игра «Волшебные мешочки» развивает у детей тактильное восприятие при выполнении задания «Посчитай камешки в мешочках». Далее усложняется задача — дети считают камешки и встают по порядку (от 1 до 5, также от 1 до 10) . Также дети могут посчитать камешки глазками.

Все эти игры приносят детям гном Всезнамус и Кузьма Кузьмич в мешочках, дети изучают правила. Играют, затем выбирают игре место в группе. Ждут новых заданий от них. Также наши герои могут спрятать мешочек с игрой в группе, а тетям принести карту, по которой они найдут волшебный мешочек. Вот такие замечательные друзья есть у нас в группе.

Литература:

  1. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям/В. А. Сухомлинский — Мн.: Народная асвета, 1981. — 287с.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Основные термины (генерируются автоматически): дидактическая игра, ребенок, игра, дошкольный возраст, дидактическое пособие, игровая деятельность, мелкая моторика рук, познавательно-исследовательская деятельность, старший дошкольный возраст, головной мозг.

Похожие статьи

Использование дидактических игр как средства развития...

Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок. В. А. Сухомлинский. Дидактическая игра-игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем...

Роль дидактических игр и игровых упражнений для развития...

Дидактическая игра — явление сложное, но в ней отчётливо обнаруживается структура, то есть

В более позднем возрасте для развития мелкой моторики рук могут использоваться все

игра, дидактическая игра, мелкая моторика рук, ребенок, игровая деятельность...

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста...

Сейчас у многих детей дошкольного возраста имеются проблемы с речью: ребенок либо

Система заданий делает упражнения с прищепками интересными и познавательными.

ребенок, игра, мелкая моторика, упражнение, рука, старший возраст, младший возраст...

Многофункциональное дидактическое пособие «Путешествие по...

Предназначено для детей от раннего до старшего дошкольного возраста (1,5 до 7 лет), как с нормальным речевым развитием, так и для детей с

игра, дидактическая игра, мелкая моторика рук, ребенок, игровая деятельность, психическое развитие, сама игра, действие...

Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики...

В общем развитии детей дошкольного возраста важную роль играет процесс развития мелкой моторики. Развитие мелкой моторики рук — это кратчайший путь для достижения максимальных успехов в развитии детей.

Организация игровой деятельности детей раннего возраста...

Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали ещё педагоги прошлых веков.

Ф. Фрёбель считал, что дети дошкольного возраста лучше всего усваивают материал в

Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка сочетать движения со...

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей...

Разученные игры дети используют в самостоятельной деятельности, совершенствуют двигательные навыки пальцев рук.

ребенок, игра, мелкая моторика, упражнение, рука, старший возраст, младший возраст, мелкая мускулатура кисти рук, мелкая моторика рук...

Творческие разработки игр и пособий для эффективности...

Дидактическая игра для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Игровая ситуация: в «колодце» выставлены по этажам

Ребенку-логопату трудно в начале обучения не только произносить звуки, но и просто начать открывать рот, двигать языком, руками, пальцами.

Развитие сенсорных представлений у детей раннего возраста...

Дидактическая игра-игра познавательная, направленная на расширение, углубление

игра, ребенок, дидактическая игра, мелкая моторика рук, цвет, ход игры, представление детей

Игра и сенсорное развитие старшего дошкольника. В игре удается привлечь внимание детей к...

Связь мелкой моторики с игровой деятельностью и ее влияние...

Игра же, являясь ведущей деятельностью ребенка

Развитие мелкой моторики рук ребенка влияет на такие свойства сознания, как

Данная статья раскрывает особенности формирования и развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через использование игр и...

Похожие статьи

Использование дидактических игр как средства развития...

Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок. В. А. Сухомлинский. Дидактическая игра-игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем...

Роль дидактических игр и игровых упражнений для развития...

Дидактическая игра — явление сложное, но в ней отчётливо обнаруживается структура, то есть

В более позднем возрасте для развития мелкой моторики рук могут использоваться все

игра, дидактическая игра, мелкая моторика рук, ребенок, игровая деятельность...

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста...

Сейчас у многих детей дошкольного возраста имеются проблемы с речью: ребенок либо

Система заданий делает упражнения с прищепками интересными и познавательными.

ребенок, игра, мелкая моторика, упражнение, рука, старший возраст, младший возраст...

Многофункциональное дидактическое пособие «Путешествие по...

Предназначено для детей от раннего до старшего дошкольного возраста (1,5 до 7 лет), как с нормальным речевым развитием, так и для детей с

игра, дидактическая игра, мелкая моторика рук, ребенок, игровая деятельность, психическое развитие, сама игра, действие...

Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики...

В общем развитии детей дошкольного возраста важную роль играет процесс развития мелкой моторики. Развитие мелкой моторики рук — это кратчайший путь для достижения максимальных успехов в развитии детей.

Организация игровой деятельности детей раннего возраста...

Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали ещё педагоги прошлых веков.

Ф. Фрёбель считал, что дети дошкольного возраста лучше всего усваивают материал в

Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка сочетать движения со...

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей...

Разученные игры дети используют в самостоятельной деятельности, совершенствуют двигательные навыки пальцев рук.

ребенок, игра, мелкая моторика, упражнение, рука, старший возраст, младший возраст, мелкая мускулатура кисти рук, мелкая моторика рук...

Творческие разработки игр и пособий для эффективности...

Дидактическая игра для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Игровая ситуация: в «колодце» выставлены по этажам

Ребенку-логопату трудно в начале обучения не только произносить звуки, но и просто начать открывать рот, двигать языком, руками, пальцами.

Развитие сенсорных представлений у детей раннего возраста...

Дидактическая игра-игра познавательная, направленная на расширение, углубление

игра, ребенок, дидактическая игра, мелкая моторика рук, цвет, ход игры, представление детей

Игра и сенсорное развитие старшего дошкольника. В игре удается привлечь внимание детей к...

Связь мелкой моторики с игровой деятельностью и ее влияние...

Игра же, являясь ведущей деятельностью ребенка

Развитие мелкой моторики рук ребенка влияет на такие свойства сознания, как

Данная статья раскрывает особенности формирования и развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через использование игр и...