Изображение процесса становления личности в романе Н. Е. Мординова «Весенняя пора» и автобиографической трилогии Л. Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 28. Филология и лингвистика

Опубликовано в

XI международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, июнь 2020)

Дата публикации: 01.06.2020

Статья просмотрена: 659 раз

Библиографическое описание:

Никонов, С. С. Изображение процесса становления личности в романе Н. Е. Мординова «Весенняя пора» и автобиографической трилогии Л. Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность» / С. С. Никонов. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 69-71. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/374/15882/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье рассматривается трансформация жанра автобиографической трилогии Л. Н. Толстого в романе Н. Е. Мординова «Весенняя пора». Сравнительный анализ устанавливает сходство произведений в характере сюжета, изображающего процесс становления личности автора-героя. В результате исследования выявлено, что повествование от третьего лица и скрытый (косвенный) психологизм в якутском романе создают мемуарный характер его автобиографизма и являют мординовскую модификацию традиции русской классической литературы.

Ключевые слова: «Весенняя пора», Н. Е. Мординов, Л. Н. Толстой, автобиографическая трилогия, диалектика души, психологизм, процесс становления личности.

Повести «Детство» (1852), «Отрочество» (1854), «Юность» (1857) Л. Н. Толстого явились первым образцом нового вида художественно-автобиографического жанра — трилогии, которая впоследствии стала целой традицией в мировой литературе. В якутской литературе роман Н. Е. Мординова «Весенняя пора» (1944) также является своеобразным продолжением трансформации данного жанра. В частях романа «как и в трилогии Л. Н. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность», запечатлены «четыре эпохи развития» главного героя Никиты Ляглярина: детство (I-II части), отрочество (III часть), юность (IV часть), молодость (V часть)» [2]. Произведение относится к романному жанру, но композиционное деление частей на этапы взросления главного героя, описание его психологического процесса формирования и автобиографический источник в фабульной части создают мординовскую модификацию жанра автобиографической трилогии.

В романе последовательно отображен длительный промежуток жизни Никиты Ляглярина: от раннего детства до поры позднего юношества. Часть «детство» описывает «микромир» четырехлетнего ребенка: первое знакомство с окружающей средой и его взросление, где «в мельчайших подробностях раскрывается духовное развитие героя» [2]. В «отрочестве» происходит социальное приобщение Никиты к общественной жизни города Якутска, с его известными историческими личностями, которые встречаются на пути героя: революционеры Серго Орджоникидзе, Емельян и Клавдия Ярославские, якутский губернатор барон Тизенгаузен и другие. «Юность» Никиты проходит во времена гражданской войны в Якутии. Наконец, в «молодости» мы наблюдаем студенческую жизнь героя и сцену его отплытия в Москву за получением высшего образования. В произведении, как и у русского классика, нет точного хронологического деления на возрастные периоды, но композиционные части романа можно разделить на «четыре эпохи развития» («четыре эпохи жизни») главного героя.

Автобиографический источник в фабульной части «Весенней поры» оговаривался многими исследователями его творчества. «Н. Мординов с первых же своих шагов в литературе показал хорошее знание того круга людей, откуда он черпал прототипы своих героев. <…> По своему жизненному опыту писатель глубоко и всесторонне знал тех бедных якутов, действия и поступки, мысли чувства и переживания которых он обобщал» [1, с. 92]. Также автобиографические прототипы, мотивы и аллюзии в романе «Весенняя пора» выделяет А. А. Бурцев: «”Весенняя пора” содержит все признаки романа-биографии с явным автобиографическим элементом. Никита Ляглярин, как и сам автор, родился в маленькой юрте на берегу спокойной и величавой Талбы-реки. У него, как и у самого писателя, два брата. Амма Аччыгыйа посвятил свой роман Авксентию Егоровичу Мординову, “брату и другу”, ставшему известным ученым-философом. Его прототипом стал Алексей, рождение которого так перепугало четырехлетнего Никитку в первой главе романа. Кстати, Авксентий Егорович тоже был младше своего брата на четыре года. Никита Ляглярин, как и сам писатель, учится в Якутском педагогическом училище, а в конце романа тоже уезжает учиться в Москву» [2]. Как сказано, у писателя три брата, которые стали прототипами младших братьев Никиты: Авксентий Егорович Мординов — Алексей; Трофим Егорович Мординов — Семен. В образах матери (Федосья) и отца (Егордан) героя как дань уважения Н. Е. Мординов запечатлел своих родителей. Также образы друзей из пансиона, в котором учится Никита, были списаны с одноклассников писателя из Черкехской школы. О данных биографических фактах мы узнаем в предисловии к изданию романа на якутском языке доктора филологических наук В. Б. Окороковой. Как и главный герой, Н. Е. Мординов обучался в трех учебных заведениях, состоял членом общественного кружка «Красная звезда», и входил в редакцию «Северная молодёжь», выпускавшую газету, также являлся председателем суда товарищеского объединения: создание газеты и судебный процесс студенческой организации подробно воссозданы в последней части романа. Как и у Л. Н. Толстого, герой якутского писателя является его alter ego. Читая историю взросления Никиты Ляглярина, мы разглядываем своего рода биографическую действительность Н. Е. Мординова.

Что касается проблемы «диалектики души» героев «Детства. Отрочества. Юности» и «Весенней поры», необходимо отметить, что Н. Е. Мординов, в отличие от русского писателя, не углубляется в описание глубинных движений души героя. Отличительную границу в психологизме двух произведений определяет фокус авторского внимания, который отражается в выбранной повествовательной технике. Л. Н. Толстой соединяет две техники, как бы отражая жизнь ребенка в двойной перспективе: рассказ ведется от первого лица — мальчика, что действует на непосредственное восприятие читателя, и от повзрослевшего протагониста, который отвечает за ретроспективное осмысление эпизода жизни: «как теперь вижу я» [4, с. 6]. В свою очередь, Н. Е. Мординов использует повествование от третьего лица, тем самым фокусирует внимание на внешнюю, окружающую среду, благодаря которой происходит внутреннее формирование человека. В романе нет осмысления жизни с дистанции времени и возраста: повествование ведется в режиме реального времени. С помощью авторского фокуса, направленного на внешнюю картину жизни, и дальнейшее ее отражение в духовном мире главного героя, автобиографизм произведения приобретает мемуарный характер.

Вышесказанное не означает, что Н. Е. Мординов не использует технику психологизма в формировании художественных образов «Весенней поры». Психологизм мординовского героя не является аналогичной «диалектике души» Николая Иртеньева. Указание отличительной особенности толстовского психологизма мы находим в статье Н. Г. Чернышевского: «Особенность таланта графа Толстого состоит в том, что он не ограничивается изображением результатов психического процесса: его интересует самый процесс, — и едва уловимые явления этой внутренней жизни, сменяющиеся одно другим с чрезвычайною быстротою и неистощимым разнообразием» [5]. Н. Е. Мординов «ограничивается изображением результатов психического процесса», то есть автор показывает лишь отголоски событий внешнего во внутреннем мире героя. Мы видим, как Никита испытывает целый спектр чувств и эмоций: от ревности к младшему брату и недоумения от шуток, до азарта в детских забавах и восторга от охоты. Формирование характера героя не изображается, как у Л. Н. Толстого, через внутренний монолог и духовную борьбу антагонистичных начал человеческой природы — «диалектики души». Перед нами практически уже сформированный характер в образе героя, имеющий определенные понятия о жизни, о своем пути. Большую роль в преждевременном формировании представлений Никиты, можно полагать, сыграл якутский фольклор. Устное народное творчество «погружает мальчика в мир фантазии» [3, с. 29] и от него в душе героя «все озаряется, всюду проникает свет любви…» [3, с. 25]. «В этих сказках через страшные трудности, через тундры горя и реки слез все равно под конец, торжествуя, приходит справедливость, побеждает правда» [3, с. 25]. Эта «правда», открытая Никитой в раннем возрасте, способствует формированию его представлений о жизни, которое в дальнейшем не подвергается сомнению, в отличие от Николая Иртеньева. Мы читаем историю героя, в некой степени идеализированного автором, по его образцово-показательному представлению: герой с раннего детства знает «правду»; без колебания чувств, храбро сражается в гражданской войне; не совершает ошибки и не спотыкается о жизненные преграды; его судьба не омрачена личными драматическими событиями; для него «широкой и светлой дорогой к счастью лежит великая Лена-река» [3, с. 606].

Таким образом, в романе Н. Е. Мординова мы находим ряд черт, которые соотносятся с автобиографической трилогией Л. Н. Толстого. К ним относятся деление человеческой жизни на «четыре эпохи развития», автобиографический материал, являющийся основой художественного повествования, изображение становления человеческой личности через познание окружающего мира и социальных противоречий, описание психологического процесса взросления. Однако, раскрывая образ своего героя, Н. Е. Мординов не показывает сложности и противоречивости человеческой личности, борьбы противоположных начал в ней, собственно, не прибегает к толстовскому приему «диалектики души». В отличие от русского классика якутский писатель исследует влияние фольклора, народной мудрости на мировосприятие своего персонажа. В том, и в другом произведении мы имеем дело с поэтической структурой, основу которой образует воспроизведение внутренней духовной истории личности автора-героя. Иначе говоря, фабульную основу обеих художественных автобиографий образует история роста человеческого сознания. Наряду с изображением среды и картинами русской и якутской жизни оба художника воссоздают, что и как чувствуют их герои, как растет их познающая мысль и как этот процесс отражается на их духовном самоопределении.

Литература:

  1. Боескоров Г. К. Мастерство Н. Е. Мординова [Текст] / Г. К. Боескоров. — Якутск: Якутское кн. изд-во, 1973. — 240 с.
  2. Бурцев, А. А. Черты поэтики романа Н. Е. Мординова «Весенняя пора» / А. А. Бурцев // [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/cherty-poetiki-romana-n-e-mordinova-vesennyaya-pora.
  3. Мординов, Н. Е. Весенняя пора [Текст]: роман/пер. с якут. А. Дмитриевой и Л. Корниловой / Н. Е. Мординов. — М.: Современник, 1983. — 607 с.
  4. Толстой Л. Н. Детство. Отрочество. Юность [Текст] / Л. Н. Толстой. — М.: Издательство АСТ, 2019. — 384 с.
  5. Чернышевский, Н. Г. Детство и отрочество. Военные рассказы графа Л. Н. Толстого / Н. Г. Чернышевский // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://az.lib.ru/c/chernyshewskij_n_g/text_0240.shtml
Основные термины (генерируются автоматически): главный герой, автобиографическая трилогия, автобиографический источник, гражданская война, мемуарный характер, психический процесс, раннее детство, русский классик, фабульная часть, человеческая личность.

Ключевые слова

Л. Н. Толстой, «Весенняя пора», Н. Е. Мординов, автобиографическая трилогия, диалектика души, психологизм, процесс становления личности

Похожие статьи

Мемуаристика русской эмиграции «первой волны»: различные...

Это объясняется спецификой автобиографического повествования, сконцентрированного на самом

Как правило, основное место в мемуарах Яновского занимает личность того или иного мыслителя или

Окончательно мемуарный характер книга приобретает, повествуя об...

Автобиографическая память как предмет анализа...

Тяжело представить человеческое существование без такого психического процесса, как память. А правильнее сказать невозможно. Все, что делает человек в любой момент времени так или иначе связано с памятью. Человеческая жизнь невозможна без памяти.

Детство и природа в повести «Детство Никиты»

«Детство Никиты» является автобиографической повестью.

Новый год и праздник Рождества являются самыми главными событиями, самыми большими праздниками.

Детство — важнейший период человеческой жизни: яркий, самобытный, неповторимый.

Педагогическое значение автобиографических произведений...

Тема статьи — оценка автобиографических произведений С. Т. Аксакова с точки зрения педагогики. Проанализированы отзывы славянофильской и западнической критики 1850-х гг., выявлена разность во взглядах на педагогический смысл аксаковских сочинений и общие черты...

Трансформация личности ученого (автобиографический экскурс)

Статья посвящена проблеме трансформации личности ученого в процессе его творческого и

В этой связи, человеческая личность, чаще всего деформируется в процессе своего

Итак, в заключение можно сказать, что личность ученого претерпевает изменения в ходе жизни и...

Художественные особенности мемуаров А.М. Топорова

В его автобиографической книге “Я - учитель” мы можем наблюдать продолжение линий, начатых ранее М.С. Щепкиным в его знаменитых “Записках актера”.

Не менее ярко гротеск представлен и в автобиографическом сочинении А.М.Топорова.

Процесс формирования поведенческих моделей личности...

Раннее детство — уникальный период в жизни человека, это время установления базовых отношений ребенка с миром. В раннем детстве ребенок проходит гигантский путь развития. В этот период закладываются основы физического, психического, личностного развития человека.

«Дикарь» или «русский Эрос»? (главный герой в повести...)

Библиографическое описание: Куликова, Е. В. «Дикарь» или «русский Эрос»? (главный герой в повести В.С. Маканина «Гражданин

Сакральность природы в понимании Костюкова трансформируется в фетиш, так же как и «русский Эрос» в лице сурового таежника стремится...

Проблема творческого замысла и его реализации в мемуарной...

Великий русский актёр М.С.Щепкин никогда прежде не думал, что помимо своей профессии будет заниматься написанием мемуаров.

Даже в своих детских воспоминаниях Никитенко уделяет больше внимания характеристике быта и нравов, оттеняя свою личность.

Похожие статьи

Мемуаристика русской эмиграции «первой волны»: различные...

Это объясняется спецификой автобиографического повествования, сконцентрированного на самом

Как правило, основное место в мемуарах Яновского занимает личность того или иного мыслителя или

Окончательно мемуарный характер книга приобретает, повествуя об...

Автобиографическая память как предмет анализа...

Тяжело представить человеческое существование без такого психического процесса, как память. А правильнее сказать невозможно. Все, что делает человек в любой момент времени так или иначе связано с памятью. Человеческая жизнь невозможна без памяти.

Детство и природа в повести «Детство Никиты»

«Детство Никиты» является автобиографической повестью.

Новый год и праздник Рождества являются самыми главными событиями, самыми большими праздниками.

Детство — важнейший период человеческой жизни: яркий, самобытный, неповторимый.

Педагогическое значение автобиографических произведений...

Тема статьи — оценка автобиографических произведений С. Т. Аксакова с точки зрения педагогики. Проанализированы отзывы славянофильской и западнической критики 1850-х гг., выявлена разность во взглядах на педагогический смысл аксаковских сочинений и общие черты...

Трансформация личности ученого (автобиографический экскурс)

Статья посвящена проблеме трансформации личности ученого в процессе его творческого и

В этой связи, человеческая личность, чаще всего деформируется в процессе своего

Итак, в заключение можно сказать, что личность ученого претерпевает изменения в ходе жизни и...

Художественные особенности мемуаров А.М. Топорова

В его автобиографической книге “Я - учитель” мы можем наблюдать продолжение линий, начатых ранее М.С. Щепкиным в его знаменитых “Записках актера”.

Не менее ярко гротеск представлен и в автобиографическом сочинении А.М.Топорова.

Процесс формирования поведенческих моделей личности...

Раннее детство — уникальный период в жизни человека, это время установления базовых отношений ребенка с миром. В раннем детстве ребенок проходит гигантский путь развития. В этот период закладываются основы физического, психического, личностного развития человека.

«Дикарь» или «русский Эрос»? (главный герой в повести...)

Библиографическое описание: Куликова, Е. В. «Дикарь» или «русский Эрос»? (главный герой в повести В.С. Маканина «Гражданин

Сакральность природы в понимании Костюкова трансформируется в фетиш, так же как и «русский Эрос» в лице сурового таежника стремится...

Проблема творческого замысла и его реализации в мемуарной...

Великий русский актёр М.С.Щепкин никогда прежде не думал, что помимо своей профессии будет заниматься написанием мемуаров.

Даже в своих детских воспоминаниях Никитенко уделяет больше внимания характеристике быта и нравов, оттеняя свою личность.