Развитие связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи с использованием инновационных технологий | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 20 марта, печатный экземпляр отправим 24 марта.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Алшинбекова, Г. К. Развитие связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи с использованием инновационных технологий / Г. К. Алшинбекова, А. К. Ыбытаева. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 51-53. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/374/15853/ (дата обращения: 09.03.2021).



В статье авторы пытаются найти новые инновационные технологий для развития связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи.

Ключевые слова: речь, технологии, школьники

Язык — это социально оформленная система знаков, естественно возникшая в человеческом обществе и служащая важнейшим средством коммуникации. «Язык — это собственность неделимого целого народа. Переходя от человека к человеку, от поколения к поколению, от века к веку, она хранится народом как его драгоценное сокровище, которое по прихоти частных желаний не может стать ни богаче, ни беднее — ни умножаться, ни расточаться ”. М. Р. Львова в пособии «Методика развития речи младших школьников» сформулированы «общие задачи педагога по развитию речи учащихся».:

а) обеспечить хорошую речевую (языковую) среду для учащихся: восприятие взрослой речи, чтение книг, прослушивание радио и т. д.;

б) обеспечить создание речевых ситуаций, определяющих мотивацию собственной речи учащихся, развить их интересы, потребности и возможности для самостоятельной речи, в целом обеспечить речевую практику учащихся;

в) обеспечить правильное усвоение учащимися достаточного объема лексики, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать использование слов, формообразование, построение конструкций, обеспечить формирование специфических умений в области речевого развития;

г) проводить постоянную специальную работу по развитию речи (уровни: произношение, лексика, морфологический, синтаксический и уровень связной речи, текста), связывая ее с уроками грамматики, чтения, с изучаемым на них материалом;

д) создать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к хорошей речи [1, с. 35].

Из истории развития методики обучения связной речи. Обращение к проблеме развития связной речи учащихся наблюдается уже в самом начале развития методологии русского языка как науки — в середине XIX века. Одной из важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, является формирование у них связной речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от их уровня владения связной речью.

Только обладая хорошо развитой связной речью, ребенок может давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, обоснованно и логично высказывать собственные суждения, воспроизводить содержание текстов и учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества, наконец, непременным условием написания программных презентаций и рефератов является достаточно высокий уровень развития связной речи учащегося.

Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитого, но неохотно берутся за составление рассказов на заданную тему. В основном это происходит не потому, что знания ребенка по этому вопросу недостаточны, а потому, что он не может сформулировать их в связные речевые высказывания. Таким образом, развитие связной речи у детей с ОНР представляет собой сложный процесс, требующий применения специальных методических приемов, что сделало данную проблему актуальной. Мы ставим перед собой цель совершенствования традиционных методов и приемов работы по развитию связной речи в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

При обучении детей с ОНР написанию рассказов используется один из новых методов работы — Использование компьютерных презентаций.

Компьютерные презентации дают логопеду широкие возможности использовать метод визуального моделирования при подготовке дошкольниками описательных рассказов. Направленные презентации:

− расширить, уточнить и активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающей среде в рамках изучаемых лексических тем: «зима”, “весна”, “осень”, “лето”, “цветы”, «птицы».

− совершенствовать умение составлять описательные рассказы о предметах и предметах, рассказы из картины и серии картин в соответствии с этим планом.

− формирование умения сочинять истории из личного опыта, рассказывать о переживаниях, связанных с увиденным.

− воспитывать интерес, желание реализовать свои творческие способности [2, с. 88].

В развитии навыка сочинения историй большую помощь оказывает предварительное составление модели описания. В процессе обучения связной описательной речи моделирование может служить инструментом и программой для анализа и фиксации закономерных свойств и отношений объекта или явления.

Картинно-графический план также необходим для рассказа, основанного на сюжетной картине. Ребенку трудно “сконструировать ситуацию», изображенную на картинке, продумать развитие событий и грамотно закончить свой рассказ. В данном случае интересен такой прием, как фрагментация картинки. Детям раздаются карточки с фрагментами рисунка, и им предлагается внести свои предложения, затем выводится большая картинка, дети находят на ней свои фрагменты. В то же время можно использовать и компьютерные презентации.

Особый тип связного высказывания — это повествовательные описания пейзажной живописи. Такая история особенно трудна для детей. Если при пересказе и составлении сюжета на основе сюжетной картины основными элементами визуальной модели являются персонажи-живые объекты, то в пейзажных картинах они отсутствуют или несут вторичную смысловую нагрузку. В этом случае объекты природы являются объектами истории. Поскольку они обычно носят статический характер, особое внимание уделяется описанию качеств этих объектов. Работа над такими картинами строится в несколько этапов:

− выделение значимых объектов изображения;

− рассмотрение их и детальное описание внешнего вида и свойств каждого объекта;

− определение взаимосвязи между отдельными объектами картины;

− объединение мини-историй в единый сюжет [3, с. 56].

В качестве подготовительного упражнения в формировании навыка составления сюжета из пейзажной картины можно рекомендовать работу с пособием «пережить картину заново». Эта работа является как бы переходным этапом от составления рассказа, основанного на сюжетной картине, к рассказу, основанному на пейзажной картине. “Живые существа " легко накладываются и удаляются, могут быть включены в разные ландшафтные композиции, различные живые объекты могут присутствовать в одном ландшафте, что позволяет использовать минимальное количество визуального материала для достижения вариативности детских рассказов в одной ландшафтной композиции.

Таким образом, используя схемы-модули, можно добиться следующих результатов:

− появляется желание пересказывать тексты, придумывать истории, интересные сюжеты;

− есть интерес к запоминанию стихов, детских книжек, загадок;

− обогащается словарный запас, развивается связная речь [4, с. 115].

Постепенно осваивая все виды связных высказываний с помощью моделирования, дети с ОНР учатся планировать свою речь, сознательно использовать различные типы грамматически правильно сформированных предложений, высказываний с постепенным усложнением структуры и языка текста в активной речи, что обеспечивает успешность детей в школе.

Литература:

  1. Архипова Е. В. К вопросу об уроке развития речи в начальной школе / / начальная школа, 2000.
  2. Речевое развитие детей младшего школьного возраста / СБ. статьи под редакцией Н. С. Рождественского. — М., 1970.
  3. Тихеева. Е. И. Развитие детской речи. — М., 1985.
  4. Выготский И. С. Мышление и речь. — М.: Педагогика, 1996.
Основные термины (генерируются автоматически): связная речь, общее недоразвитие речи, ребенок, сюжетная картина, картина, пейзажная картина, презентация, рассказ.

Ключевые слова

школьники, речь, технологии

Похожие статьи

Развитие связной речи дошкольников через обучение...

Связная речь — смысловое развернутое высказывание ряд логически сочетающихся

Развитие связной речи является важнейшей задачей в овладении ребенком родным языком.

рассказ по сюжетной картине или по картине известного художника; ‒ рассказ по серии...

Серии сюжетных картин как средство развития связной речи...

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, связная речь, серия картин, рассказ, старший дошкольный возраст.

Развитие связной речи с общим недоразвитием речи является трудным процессом, требующим умелого педагогического воздействия и использования особых...

Пейзажная картина как средство развития связной...

Библиографическое описание: Фаззалова, А. Л. Пейзажная картина как средство развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста / А. Л. Фаззалова.

Развитие связной монологической речи детей определено индивидуальными особенностями...

Использование метода наглядного моделирования в работе по...

Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи относится к одной из

Научные и педагогические исследования выявили трудности детей с ОНР в развитии связной

Пейзажная картина как средство развития связной... А формирование, развитие связной...

Особенности формирования фразовой речи у дошкольников...

общее недоразвитие речи, рассказ, старший дошкольный возраст, связная речь, серия картин. Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи относится к одной из. Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности.

Моделирование, как основа развития связной речи детей...

связная повествовательная речь, системное недоразвитие речи, связная речь, ребенок, развитие, рассказ.

связная речь, наглядное моделирование, ребенок, составление рассказов, вид моделирования, речевое развитие, наглядный материал, пейзажная картина...

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста... Задачи развития связной речи: Диалогическая речь.

связная монологическая речь, дошкольный возраст, пейзажная живопись, пейзажная картина, ребенок, окружающий мир, педагог, монологическая речь...

Использование наглядных опор в процессе составления...

Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи относится к одной из. Связная речь представляет собой наиболее...

Формирование связной речи у детей с ОНР | Статья в журнале... Общее недоразвитие (ОНР) — различные сложные речевые расстройства.

Использование метода наглядного моделирования в работе...

Дети с общим недоразвитием речи испытывают трудности в построении сюжета, тут им на

Затем выставляется большая картина, дети находят на ней свои фрагменты.

Коррекция и развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи будет более эффективной, если.

Похожие статьи

Развитие связной речи дошкольников через обучение...

Связная речь — смысловое развернутое высказывание ряд логически сочетающихся

Развитие связной речи является важнейшей задачей в овладении ребенком родным языком.

рассказ по сюжетной картине или по картине известного художника; ‒ рассказ по серии...

Серии сюжетных картин как средство развития связной речи...

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, связная речь, серия картин, рассказ, старший дошкольный возраст.

Развитие связной речи с общим недоразвитием речи является трудным процессом, требующим умелого педагогического воздействия и использования особых...

Пейзажная картина как средство развития связной...

Библиографическое описание: Фаззалова, А. Л. Пейзажная картина как средство развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста / А. Л. Фаззалова.

Развитие связной монологической речи детей определено индивидуальными особенностями...

Использование метода наглядного моделирования в работе по...

Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи относится к одной из

Научные и педагогические исследования выявили трудности детей с ОНР в развитии связной

Пейзажная картина как средство развития связной... А формирование, развитие связной...

Особенности формирования фразовой речи у дошкольников...

общее недоразвитие речи, рассказ, старший дошкольный возраст, связная речь, серия картин. Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи относится к одной из. Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности.

Моделирование, как основа развития связной речи детей...

связная повествовательная речь, системное недоразвитие речи, связная речь, ребенок, развитие, рассказ.

связная речь, наглядное моделирование, ребенок, составление рассказов, вид моделирования, речевое развитие, наглядный материал, пейзажная картина...

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста... Задачи развития связной речи: Диалогическая речь.

связная монологическая речь, дошкольный возраст, пейзажная живопись, пейзажная картина, ребенок, окружающий мир, педагог, монологическая речь...

Использование наглядных опор в процессе составления...

Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи относится к одной из. Связная речь представляет собой наиболее...

Формирование связной речи у детей с ОНР | Статья в журнале... Общее недоразвитие (ОНР) — различные сложные речевые расстройства.

Использование метода наглядного моделирования в работе...

Дети с общим недоразвитием речи испытывают трудности в построении сюжета, тут им на

Затем выставляется большая картина, дети находят на ней свои фрагменты.

Коррекция и развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи будет более эффективной, если.