В статье были изучены теоретические характеристики информационного общества, его отличительные черты и основные определения. Также изучены основные статистические показатели развития информационного общества на территории Республики Дагестан, изучена действующая программа «Электронный гражданин» на территории Республики и даны практические рекомендации по изменению концепции программы в рамках повышения информационной грамотности и осведомлённости граждан, проживающих на территории данной Республики.
Ключевые слова: информационное общество, Республика Дагестан, информация, общество, электронный гражданин, демократия.
Термин «информационное общество» тесно связан с понятием «компьютеризация», поскольку посредством процесса внедрения ЭВМ у людей появляется равный доступ к основным источникам информации. От человека же требуются необходимые знания и умения для того, чтобы пользоваться компьютером. Главной ценностью информационного общества ставится информация, которая представляет собой основной и важный ресурс.
Информатизация общества — это процесс, реализующийся через комплекс мер с целью использования информации, которая затрагивает большинство сфер человеческой деятельности [1].
Информационное общество — это общество, в котором большая часть населения занята получением, обработкой, передачей, анализом и хранением информации [2].
Согласно проведённому анализу GfK Russia (институт маркетинговых исследований) в 2018 году количество активных пользователей интернетом населением в возрастном интервале от 16-ти лет и старше составляет 87 миллионов человек (76,3 % от общего числа населения). Показатель, по сравнению с 2017 годом, вырос на 3,5 %, что составляет порядка 3 миллионов человек. Специалисты поясняют это тем, что с каждым годом увеличивается спрос на пользование мобильными телефонами с последующим выходом в интернет, активно используются персональные компьютеры, как в личных, так и в рабочих целях. Помимо этого, пользование глобальной сетью становится всё более распространённым явлением среди людей пожилого возраста, для которых проводят соответствующие курсы по обучению компьютерной и информационной грамотности. На рисунке 1 представлен график, который наглядно показывает тенденцию роста аудитории интернета в Российской Федерации [3].
Рис. 1. Рост аудитории интернета в России
На данном графике заметна разница между двумя годами — 2008 (25,4 %) и 2018 (76,3 %), что, в свою очередь, подтверждает факт активного использования глобальной сети с изменением времени. В процессе своей деятельности посредством использования современных технологий человек создаёт своё информационное пространство, которое основано на привычных и доступных действиях самого пользователя при работе на своём устройстве. Оно индивидуально и носит субъективный характер, поскольку каждый формирует его по своим интересам и удобствам. Значение информатизации постоянно возрастает и в настоящее время помимо умения владением навыками пользования компьютером, необходимо также уметь работать с информацией, находить её и пользоваться ею.
Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин 9 мая 2017 года подписал указ «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы». Основными направлениями данной стратегии являются совершенствование системы электронных библиотек, предоставление услуг в сфере медицины и образования в режиме «онлайн» [4]. На сегодняшний день в рамках реализации данной стратегии произошли существенные изменения. Например, появились электронные очереди в больницах, школах, МФЦ. Это благоприятно сказалось на качестве обслуживания при оказании услуг и существенно повысило продуктивность работы сотрудников. Помимо этого такие процедуры, как оплата счетов, налогов, коммунальных услуг была упрощена, когда появилась возможность производить оплату, не выходя при этом из дома. В сфере образования с внедрением информационных технологий появилось дистанционное обучение, электронные учебники и дневники.
На территории Республики Дагестан действует исполнительный орган власти — Министерство информатизации, связи и массовых коммуникаций Республики Дагестан (Минкомсвязь РД), которое реализует в пределах своей компетенции полномочия Республики Дагестан в сфере информационной политики, печати и массовых коммуникаций [5].
Ежегодно издаётся статистический сборник «Информационное общество в Российской Федерации». Рассмотрим основные показатели информационного общества Республики Дагестан в сборнике за 2018 год в процентах от общей численности населения [6]. Результаты исследования представлены в таблице 1.
Таблица 1
Показатели развития информационного общества вРеспублике Дагестан
Статистические показатели |
2017 |
Население Республики Дагестан, использующее интернет, % (от общей численности населения) |
82,2 |
Недостаток навыков для работы в сети Интернет, % |
28,8 |
Население, взаимодействующее с органами государственной власти и местного самоуправления для получения услуг, по способам взаимодействия, %: | |
взаимодействовали всего |
66,3 |
через сеть Интернет (используя официальные сайты и порталы государственных и муниципальных услуг, мобильные устройства, электронную почту и терминалы самообслуживания) |
25,4 |
Население, использующее сеть Интернет для получения государственных и муниципальных услуг |
38,3 |
Для начала необходимо отметить, что население Республики Дагестан по состоянию на 1 января 2018 г. составляет 3 063 885 человек [7]. В связи с этим и на основании этих данных, складывается следующая ситуация. Возьмём всё население Республики Дагестан за 100 %. Далее необходимо провести аналогию со статистическими данными, представленными в таблице 1. Согласно приведённым данным, количество людей, которые используют интернет в Республике Дагестан — 2 518 513 человек (82,2 %), при этом недостаточно навыков для работы в интернете у 882 398 человек (28,8 %). Это говорит о существовании некого информационного барьера у тех граждан, которые вошли в категорию «отсутствие навыков для работы в интернете» и о низком уровне информационной грамотности населения Республики Дагестан. Отсюда возникает первая проблема, которую можно решить на региональном уровне. Всего от общего числа населения с органами власти взаимодействовали 2 031 355 человек (66,3 %), из них лишь 778 226 человек (25,4 %) использовали для этого интернет-ресурсы. Здесь тоже можно сделать вывод о том, что ввиду отсутствия навыков и знаний о возможности осуществления взаимодействия с органами власти посредством использования современных технологий, не выходя при этом из дома, у людей существует информационный пробел о такой возможности и в силу незнания. И, наконец, лишь 1 173 467 человек (38,3 %) используют интернет для получения государственных и муниципальных услуг.
Проведя подробный анализ и аналитику имеющихся данных, взятых из официального статистического источника, можно выявить довольно актуальную и серьёзную проблему — низкий уровень информационной грамотности и информированности населения Республики Дагестан по вопросам рационального, удобного и правильного использования сети интернет и современных технологий в целом.
В 2016 году Республиканский МФЦ запустил проект «Электронный гражданин» на территории Республики Дагестан. Однако необходимо отметить, что в рамках данного проекта происходит регистрация в Единой Системе Идентификации и Аутентификации (ЕСИА) и курсы для пожилых людей. На сайте Минкомсвязи Республики Дагестан нет отдельной страницы данного проекта, а также отсутствуют какие-либо упоминания о нём в целом.
В качестве примера и эталона можно привести подобный проект, который уже не первый год реализуется на территории Томской области. В рамках данного проекта у каждого жителя есть возможность пройти курсы по освоению информационных технологий, по итогам которых можно получить паспорт электронного гражданина. Актуально тем, что знания и навыки при использовании современных технологий необходимо повышать и поддерживать на том уровне, который это требует и запрашивает в настоящее время. В первую очередь требуется всерьёз подойти к вопросу об изменении имеющейся программы «Электронный гражданин», реализуемой на территории Республики Дагестан, либо вовсе пересмотреть её концепцию.
Изменение программы включает в себя изменение цели программы — цель должна соответствовать названию и помогать гражданину республики чувствовать себя уверенным пользователем при работе с компьютером, который владеет достаточной базой необходимых знаний, навыком и умений, при этом свободно ориентируясь в цифровом пространстве. Это подразумевает под собой, в первую очередь, курсы или интерактивные вебинары на базе данного проекта. Курсы можно разделить на несколько категорий: работа с текстовыми редакторами, работа с госуслугами, работа с поисковыми системами и так далее. По прохождению таких курсов обязательно необходимо проверять знания участников путём опроса, тестирования или экзамена для того, чтобы убедиться, насколько человек освоил программу и необходимые навыки, которые являются целью реализации этой программы.
Необходимо учесть, что не все люди вообще имеют представление о работе компьютеров. Как правило, под эту категорию попадают пенсионеры, которые проживают в сельских поселениях, а также лица с ограниченными возможностями здоровья. По официальным данным, на территории Республики Дагестан проживает 624 304 пенсионера, что составляет 20,38 % от общего числа населения Республики. Это необходимо учесть при разработке новой концепции данной программы и расширить её границы внедрения для того, чтобы охватить отдалённые от центра Республики Дагестан — Махачкалы населённые пункты и задействовать в ней заинтересованных в повышении собственной информационной грамотности граждан. При этом важно задействовать как можно больше городов и сельских населённых пунктов, располагающихся на территории Республики.
Под информационной грамотностью в данном случае понимается активное вовлечение граждан в повышение собственных навыков и умений при работе с современными компьютерными устройствами. Помимо этого, это поддерживает уровень демократии на территории Республики, что, вследствие чего, повышает уровень доверия граждан государству и помогает воспитывать информационно-ориентированного человека в информационном пространстве.
Важно учесть и подобрать такую концепцию изменённой программы «Электронный гражданин», чтобы она была в интересах населения и была доступна тем гражданам, которые хотели бы её пройти или планируют это сделать. После изменения программы и расширения границ её внедрения необходимо провести информирование населения о том, что на территории Республики действует такая программа, что она помогает освоить и какие навыки получит человек, который пройдёт эту программу.
Ещё одна из стратегических целей наличия изменённой программы «Электронный гражданин» на территории Республики — это снижение уровня информационного неравенства среди жителей республики по вопросам использования компьютерных технологий. Иными словами, снижение уровня социальной дифференциации и повышение показателей знаний населения в указанной сфере. Помимо этого, важно подойти к вопросу о составе преподавателей данной программы, а также ввести курсы информационной грамотности для государственных и муниципальных служащих. Важно отметить, что данные курсы будут обязательны к прохождению выделенных категорий граждан, поскольку их навыки и умения пользования информационными технологиями должны быть на высоком уровне.
Может быть рассмотрено введение пилотного проекта на веб-сайте Минкомсвязи Республики Дагестан, либо же на главной странице веб-сайта Правительства Республики Дагестан, цель которого будет заключаться в проверке базовых знаний населения в информационной сфере. Проверка будет состоять из анкетирования или опроса, итогом которой станет возможность мониторинга уровня знаний населения для составления статистики с последующей аналитикой развития информационного общества на территории Республики Дагестан.
Для того чтобы проинформировать население о наличии такой программы, необходимо освещать подробности программы и контактные телефоны её представителей, по которым можно произвести запись. Также этот пункт можно отнести к категории населения, у которой отсутствует возможность прямого выхода в сеть интернет. К этому пункту относится реклама на телевидении, размещение подробной и детальной информации в новостных газетах, размещение информационных баннеров в различных государственных учреждениях.
Литература:
- Информационные технологии в развитии современного информационного общества [Электронный ресурс]: Молодой учёный. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/104/24209/ (дата обращения: 18.11.2019).
- Информационное общество [Электронный ресурс]: Академик. — Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/159688 (дата обращения 18.11.2019).
- Исследование GfK: Тенденции развития Интернет-аудитории в России [Электронный ресурс]: GfK Russia. — Режим доступа: https://www.gfk.com/ru/insaity/press-release/issledovanie-gfk-tendencii-razvitija-internet-auditorii-v-rossii/ (дата обращения 18.11.2019).
- Стратегия развития информационного общества в России до 2030 года [Электронный ресурс]: Информационно-правовой портал Гарант.ру. — Режим доступа: http://www.garant.ru/news/1110169/ (дата обращения 18.11.2019).
- Общая информация [Электронный ресурс]: Министерство информатизации, связи и массовых коммуникаций Республики Дагестан. — Режим доступа: http://minsvyazrd.ru/naimenovanie (дата обращения 18.11.2019).
- Информационное общество в Российской Федерации: стат. сборник. 2018 / М. Сабельникова [и др.]. — М.: Росстат, НИУ ВШЭ, 2018. — 197 с.
- Население Дагестана [Электронный ресурс]: Википедия. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0 %9D %D0 %B0 %D1 %81 %D0 %B5 %D0 %BB %D0 %B5 %D0 %BD %D0 %B8 %D0 %B5_ %D0 %94 %D0 %B0 %D0 %B3 %D0 %B5 %D1 %81 %D1 %82 %D0 %B0 %D0 %BD %D0 %B0 (дата обращения 18.11.2019).
- Сущность понятия информационной грамотности и её показатели [Электронный ресурс]: Студенческая библиотека онлайн. — Режим доступа: https://studbooks.net/1787170/pedagogika/suschnost_ponyatiya_informatsionnoy_gramotnosti_pokazateli (дата обращения 18.11.2019).