Повышение качества образования в Республике Узбекистан является одной из актуальных проблем педагогической науки и связано с модернизацией содержания, оптимизацией педагогических технологий в образовательном процессе Особое место в этом процессе занимает проблема здорового образа жизни подрастающего поколения, что непосредственно связано с модернизацией педагогических технологий в сфере физического воспитания.
В этой связи Указ Президента Республики Узбекистан УП-5368 от 5 марта 2018 года “О мерах по коренному совершенствованию системы государственного управления в области физической культуры и спорта” дает основание для усиления значения охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения, обеспечению оздоровительной направленности образовательного процесса на всех ступенях непрерывного образования. Процесс физического воспитания на ранних этапах обучения предусматривает создание основы базовой физической подготовки, формирование фонда двигательных умений и навыков, всестороннего гармонического развития личности.
Анализ литературных источников по изучаемой проблеме дает основание утверждать, что сенситивный период, каковым является младший школьный возраст, является наиболее благоприятным для целенаправленного воздействия на физическое развитие детей. Экспериментальными исследованиями последних лет установлено, что неиспользование благоприятного возрастного периода, направленного на развитие физических способностей детей, будет отрицательно проявляться на последующих этапах их развития (2)
Особую значимость приобретает система образования для детей младшего школьного возраста, который является ответственным этапом в жизни ребенка и требует внедрения в образовательный процесс всех видов массового спорта и физической культуры.
Важно определить показатели физического статуса детей и на основе экспериментальных исследований обосновать эффективные средства, формы и методы воспитания их физических способностей.
Определение уровня физического развития и двигательной подготовленности детей, обосновании методики физкультурно-оздоровительной работы в образовательных учреждениях способствовали бы обеспечению всесторонней физической подготовленности детей, что является основой улучшения состояния их здоровья.
Ежегодный мониторинг физического развития и двигательной подготовленности, поступивших в школу детей выявил их низкий уровень, что и определила актуальность проводимых исследований.
С целью решения поставленных задач представлялось интересным провести анализ физического развития мальчиков 7 лет, результаты которого представлены в таблице 1.
Таблица 1
Показатели физического развития мальчиков 7 лет
|
Возраст лет |
п |
Длина тела (см) |
Масса тела (кг) |
ОГК (см) |
|
7 |
27 |
118,2±4,7 |
21,9±2,4 |
58,1±2,8 |
Экспериментальные исследования исходных показателей физического развития детей выявили, что длина тела к 7 годам у первоклассников составила 118,2±4,7см.
Сопоставительный анализ полученных результатов, с аналогичными экспериментальными данными полученных М. С. Хазиахметовой (4) на контингенте детей проживающих в данном регионе показал, что прошедший период длина тела детей имела тенденцию к нарастанию и составила — 0,6 см. Масса тела равнялась 21,9±2,4 кг., окружность грудной клетки составила 58,1±2,8 см.
Естественно, что без знания исходных уровней развития двигательных возможностей растущего организма невозможно оценить результаты целенаправленных педагогических воздействий и планировать процесс совершенствования двигательных способностей изучаемого контингента.
Для определения двигательной подготовленности первоклассников был отобран ряд тестов, заимствованных из государственных программ по физическому воспитанию, осуществлялся их мониторинг по четвертям в процессе учебного года. Результаты педагогического тестирования представлены в таблице 2 и 3.
В ходе проведения педагогического эксперимента осуществлялся мониторинг изменений физических возможностей по четвертям в процессе учебного года.(Таблица 2)
Согласно гипотезе исследований, по согласованию с руководством общеобразовательной школы проводились ежедневные уроки физической культуры силами студентов выпускного курса факультета физической культуры по разработанной авторской программе акцентированного совершенствования двигательных качеств.
Анализ полученных исходных результатов педагогического тестирования показал, что дистанцию 30 м, мальчики в среднем преодолевали за 6.6±0,6 сек. Координационные возможности, оцениваемых по данным теста челночный бег 3 х 10м. результат варьировал в пределах 9,9±1,3сек.
Таблица 2
Двигательная подготовленность мальчиков 7 лет вгодичном цикле обучения
|
№ |
Тесты |
ЧЕТВЕРТИ | ||||||||||
|
I |
II |
% |
III |
% |
IV |
% | ||||||
|
|
σ |
|
σ |
|
σ |
|
σ | |||||
|
1 |
Бег 30 м.с |
6,6 |
0,6 |
6,5 |
0,4 |
1.6 |
6,4 |
0,2 |
3,1 |
6,3 |
0,3 |
4,6 |
|
2 |
Прыжок в длину с/м, см. |
105,1 |
26,7 |
107.4 |
26.3 |
2.2 |
118,2 |
26.6 |
2.7 |
120.8 |
26.1 |
5.2 |
|
3 |
Подтягивание в висе лежа кол. раз |
11,7 |
2,3 |
12,3 |
2,2 |
4.9 |
13,8 |
1,9 |
15.3 |
15,2 |
3,2 |
22.1 |
|
4 |
Метание теннисного мяча. м. |
14.1 |
4,0 |
14,7 |
4,2 |
4.1 |
15,9 |
4,3 |
11.4 |
16,8 |
6,1 |
16.1 |
|
5 |
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа кол. раз |
6,9 |
1,9 |
7,1 |
1,6 |
2.9 |
8,4 |
1,4 |
17.9 |
8,5 |
1,9 |
18.9 |
|
6 |
Челночный бег 3х10 м.с |
9,9 |
1,3 |
9,8 |
1,4 |
1.1 |
9,6 |
1,8 |
3.1 |
9,4 |
1,8 |
5.1 |
Анализ исследуемых результатов по окончании второй четверти у мальчиков скоростные качества имели тенденцию к недостоверному улучшению соответственно на 1,6 %.
Преобладание уроков легкой атлетики и игровых видов спорта, предусмотренных разработанной программой в данной четверти, способствовали достоверному изменению показателей скоростных возможностей у детей на 3,2 %.
Повторные исследования двигательных способностей в конце учебного года выявили, что скоростные возможности у них достоверно улучшились на — 4,6 %.
Скоростно-силовые возможности у первоклассников в тесте прыжки в длину с места результаты находился в пределах 105,1±26,7 см. К концу второй четверти данный показатель улучшился на 2,2 %. Комплекс разработанных педагогических мероприятий направленных на совершенствование скоростно-силовых двигательных качеств способствовал их достоверному нарастанию в среднем на 11,1 %, с последующим прогрессивным улучшением результатов у детей к концу учебного года соответственно на 13,0 %.
Особое внимание в разработанной программе физического совершенствования детей, было уделено силовым способностям, где в процессе проведения уроков физической культуры предлагались разработанные комплексы простейших физических упражнений силового характера с учетом возрастных особенностей исследуемого контингента.(1)
Анализ тестовых показателей в подтягивании из виса лежа на перекладине, а также сгибание и разгибание рук в упоре лежа результат составил соответственно 11,7±2,3 раз, и 6,9±1,9 раз.
По результатам анализа полученных данных выявлена положительная динамика нарастания исследуемых силовых способностей, оцениваемых по четвертям. Так, к концу второй четверти результаты увеличились соответственно на 4,9 % и 2,9 %, в третьей четверти на 15,3 % и 17,9 %. При педагогическом тестировании силовых способностей в конце учебного года улучшение результатов по отношению к исходным показателям составило 22.1 % и 18,9 %.
Внедрение на занятиях физической культуры акцентированных двигательных заданий с тренирующей направленностью позволили значительно повысить показатели в метании теннисного мяча до 16,8±6,1м., что составило прирост результата -11,4 %.
Результаты повторных исследований подтвердили ранее выдвинутую нами гипотезу о том, что занятия физическими упражнениями акцентированных на развитие необходимых двигательных качеств с тренирующей направленностью дают существенный прирост средних показателей на -16,1 %.
Статистическая обработка полученного экспериментального материала выявила, что наибольший коэффициент вариации наблюдался в тесте гибкость (54,2 %), подтягивании в висе лежа (49,6 %), сгибании и разгибании рук в упоре лежа (42,8 %). (3)
Это определило необходимость проведения корреляционной взаимосвязи между показателями физического развития и двигательной подготовленности первоклассников, что дает возможность обеспечения научно-обоснованного подхода к комплексу средств, при выявлении достоверности контрольных нормативов.(5)
Корреляционная взаимосвязь физического статуса детей, выявила отрицательную связь у мальчиков (r=-0,52) в сгибании и разгибании рук в упоре лежа и челночного бега. Слабая связь определена между массой тела и сгибанием и разгибанием рук в упоре лежа (r=0,49).
Проведенный педагогический эксперимент позволил выявить недостаточный уровень физического статуса детей и требует:
− учета индивидуальных особенностей физического развития и двигательной подготовленности учащихся первого класса при формировании групп по уровню их физического статуса;
− нормирование объема и интенсивности двигательной активности в соответствии с их биологическим уровнем потребностей организма;
− оптимального дозирования физических нагрузок, с учетом функциональных особенностей растущего организма;
− регулярного осуществления врачебно-педагогических наблюдений за здоровьем детей.
Мониторинг результатов экспериментальных исследований в годичном цикле обучения детей младшей возрастной группы общеобразовательных школ, позволяет сделать заключение о том, что внедрение разработанной авторской программы акцентированного повышения двигательных способностей способствует эффективному росту физических способностей и успешному овладению программным материалом по физическому воспитанию детей младшего школьного возраста.
Литература:
- 1. Гончарова О. В. Методика развития способности детей младшего школьного возраста к проявлению высококонцентрированных взрывных усилий в процессе физического воспитания. Автореф. дисс…канд.пед.наук. Т. 2007–27 с.
- Сейтхалилов Э. А. Педагогические основы оздоровительной направленности учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных школах Узбекистана. Автореф. дисс…док.пед.наук. Т. 2000- 60 С.
- Туленова Х. Б. Совершенствование физического воспитания детей дошкольных учреждений в возрасте 5–7 лет. Автореф. дисс…канд.пед.наук. Т. 2000–26 с.
- Хазиахметова М. С. Особенности методики физического воспитания дошкольников проживающих в условиях жаркого климата. Автореф. дисс…канд.пед.наук. М. 1991–27 с.
- Ханкельдиев Ш. Х. Физический статус учащейся молодежи. Ташкент 2018- 432с.

