Жанрово-стилевое своеобразие творчества Д. Н. Мамина-Сибиряка (на примере очерка «Бойцы») | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 февраля, печатный экземпляр отправим 10 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 28. Филология и лингвистика

Опубликовано в

X международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, май 2020)

Дата публикации: 02.05.2020

Статья просмотрена: 276 раз

Библиографическое описание:

Ткачук, А. А. Жанрово-стилевое своеобразие творчества Д. Н. Мамина-Сибиряка (на примере очерка «Бойцы») / А. А. Ткачук. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 79-81. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/370/15824/ (дата обращения: 23.01.2021).



В статье рассматривается жанрово-стилевое своеобразие творчества Д. М. Мамина-Сибиряка. На примере очерка «Бойцы» автор статьи демонстрирует новаторство представителя социологического направления в литературе.

Ключевые слова: стиль Д. Н. Мамина-Сибиряка, очерк, жанрово-стилевой анализ, поэтика Д. Н. Мамина-Сибиряка.

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк по праву считается крупнейшим уральским писателем. Преодолевая сложный творческий путь в большую литературу, писатель уверенно занимает свою нишу, обретая «свою» тему — тему горнозаводского Урала эпохи развития капитализма.

Фигура писателя стала заметная после выхода сборника «Уральские рассказы» 1888–1889 годах. «Читателя его рассказов привлекла «яркая радость воспоминаний о родине», превосходное знание жизни: быта, труда, привычек, стереотипов поведения, склада чувствования и мыслей, свойственных выходцам из самых разных слоёв пестрого уральского населения, умение лепить характеры пластично, рельефно, представляя их нередко в острых ситуациях, в драматических и трагических коллизиях» [7, 318].

В 70-е годы на 1 план выходят малые жанры. Н. Л. Лейдерман дал точное обоснование смены жанровых приоритетов: «В … пору, когда отвергаются и разрушаются социальные, идеологические и художественные стереотипы <…> рассказ оказывается едва ли не единственным из прозаических жанров, который обладает способностью на основании самых первых, только-только “прорезавшихся”, доселе неведомых коллизий заявить новую концепцию личности» [5, с. 213–214]. С. И. Ермоленко уточняет: «Для изображения «обособленного» бытия 80-х годов, художественного воплощения новой формирующейся концепции личности более подходили не крупные жанровые формы, предназначенные для изображения человека в его многообразных связях с миром, но малые жанры: рассказ, повесть, очерк и др». [4, С. 38–39].

Д. Н. Мамин-Сибиряк, почувствовав специфику эпохи и литературы того времени, пишет произведение в жанре очерка. Данный жанр имел ряд особенностей (по мысли известного маминоведа И. А. Дергачева), позволяющих автору вводить сиюминутный материал, реальность жизни, а не только литературный вымысел: достоинство факта, документальная точность, внимание к деталям, пластичность жанра [2, с. 13–14].

Очерк — жанр, являющийся своеобразной золотой серединой между художественным и публицистическим произведением, сочетающий в себе фактическую, документальную точность и эмоциональное воздействие на читателя с помощью особенного внимания к деталям.

Очерк «Бойцы» (1883), выбранный нами для комплексного анализа, относится к группе «Уральских рассказов» об оригинальных людях из народной среды — сплавщиках леса, о жизни народа и его судьбе, народном труде в его специфических уральских отраслях. Он написан Маминым-Сибиряком на основе личных впечатлений от поездок по реке Чусовой. Мамин-Сибиряк, по замечанию И. А. Дергачева, «чувствует недостаточность жанрового определения» поэтому нередко дополняет тексты авторскими предуведомлениями, выполняющими различные функции [1, с. 439]. В «Бойцах» даётся авторский подзаголовок («Очерки весеннего сплава по реке Чусовой»), который обозначает авторские номинации, фиксирующие географическую локализацию или акцентирующие внимание на отличительных особенностях Урала, особенно указывающие на очерковую основу произведения.

Мамин-Сибиряк следует традициям социологического течения русского реализма. И. А. Дергачеву реализм писателя в свете методологических ориентиров 70–80-х годов представляется «одной из существенных модификаций социального (социологического) реализма» [3, с. 8]. В чём же его новаторство? Рассмотрим подробнее жанрово-стилевое своеобразие очерка «Бойцы» Д. Н. Мамина-Сибиряка.

Пространство и время являются важными средствами художественной изобразительности очерка Мамина-Сибиряка. Данному жанру свойственны точность, документальность и фактографичность. Писатель в очерке «Бойцы» изображает предельно достоверный, документальный образ мира. Перед нами вырисовывается чёткая картина горнозаводской пристани Каменки, на которой трудятся сотни бурлаков, сплава чугуна и железа на барках по реке Чусовой примерно в 70-х годах XⅨ века. Однако автор не ограничивается описанием самых ярких, по его мнению, деталей пейзажа. Ему важно обрисовать всю панораму, разворачивающуюся перед взором автора-повествователя. Всегда у Мамина-Сибиряка природа не отделена от человека. Она действует вместе с героями произведения. Народ сравнивается с «тысячеголосой волной» («живой бурлацкой массы, которая волной шевелилась на палубе»), («весь берег был залит народом») [6, URL]. При этом автор мастерски расширяет пространственно-временные рамки, вводя в текст исторические данные. Информационные вкрапления (научные, исторические и др.) расширяют образ мира на ассоциативном фоне произведения. Автор отсылает нас и к эпохам Александра Македонского, Петра Первого. Заставляет вспомнить историю похода Ярмака и актуализирует в нашем сознании то, что, вероятно, в этих уральских местах он тоже проходил. Рассказывает о фактах сплавов, которые, безусловно, почти не известны читателям и т. п.

Одну из главенствующих ролей в построении образа мира и создании стилевого единства произведенияиграет субъектная организация.Вочерке «Бойцы» Мамин-Сибиряк ведёт повествование от имени личного автора-повествователя, рассказчика. Мы не знаем его имени, возраст, профессию. Перед нами очень грамотный, эрудированный, обладающий широким кругозором человек. Автор-повествователь хорошо осведомлён об истории и географии Урала и конкретных его объектах.

Автор-повествователь очень близок, но не равен биографическому автору. Д. Н. Мамин-Сибиряк в студенческие годы занимался написанием небольших репортажей и рассказов в газеты. Автор-повествователь тоже собирает информационные материалы. Он же, как и Мамин, интересуется жизнью трудового народа, любуется русскими тружениками. При этом повествователь близок народу: старается понять людей, чем они живут, какие обстоятельства обусловили характер; пользуется искренним доверием простых бурлаков (например, в финальном разговоре с Савоськой). Для художественного языка очерка «Бойцы», характерно органическое включение в литературный язык, котором говорит автор-повествователь, главные учредители конторы, народной речи, свойственной рабочему народу. Видно, что Д. Н. Мамин-Сибиряк тонко знает особенности уральской народной речи.

Д. Н. Мамина-Сибиряка интересуют: и социальная сфера жизни (быт, трудовая атмосфера, отношения управляющих к подчиненным, что было показано в прекрасных с художественной точки зрения пейзажах, интерьере, пространстве и времени в целом), и историко-культурный фон, для создания которого автор вводит в текст множество исторических, документальных заметок, отсылает читателя к прошлым эпохам.

Несмотря на то, что Д. Н. Мамин-Сибиряк относится к писателям-социологам, ему интересны психологические черты типа простых уральских тружеников. Поэтому в произведении так важен образ сплавщика Савоськи. Мамин-Сибиряк обратил внимание не только на социально значимые качества героя (трудолюбие, ответственность, смекалка, уважение к товарищам) и трудовые поступки, но и на его душевные переживания. Автор, как представитель социологического течения, не разворачивает перед читателем диалектику души героя, не показывает в деталях его психологические переживания. По мнению Мамина-Сибиряка, всё это (социум, культура, психология), иначе говоря, общее бытие, определяет характер человека.

Самой манерой построения произведения (рассказ событий «здесь и сейчас» от лица автора-повествователя, неподдельно интересующегося жизнью рабочих), пристальным интересом к типичным народным характерам, особенно сильным, тонким воспроизведением и органической включенностью живой народной речи в текст автор воссоздаёт особенностей быта, верований, ритуалов, труда, искусства народа и простого рабочего человека в отдельности.

Д. Н. Мамин-Сибиряк, одновременно продолжатель традиций и новатор социологического течения русского реализма, даёт глубокий социальный анализ, очень тонко и правдиво изображает русскую жизнь без прикрас с помощью жанра очерка.

Литература:

  1. Дергачев И. А. Д. Н. Мамин-Сибиряк: Личность. Творчество. Свердловск: Средне-Уральское книжное изд-во, 1977. Дергачев И. А. В начале восьмидесятых // Д. Н. Мамин-Сибиряк. 33 Очерки и рассказы. Свердловск: Средне-Уральское книжное изд-во, 1980. С. 428–439.
  2. Дергачев И. А. Динамика повествовательных жанров русской прозы 70–90-х годов ХIХ века // Русская литература 1870–1890-х гг. Вып. 9: Проблемы типологии реализма. Свердловск, 1976. С. 3–17.
  3. Дергачев И. А. Творчество Мамина-Сибиряка — историко-литературный парадокс // Известия Уральского государственного университета, № 24. Екатеринбург, 2002. С. 8.
  4. Ермоленко С. И. Роман в русской литературе 80-х гг XX века: к проблеме «кризиса» жанра / Филологический класс. 3 (41), 2015. — С. 38–39
  5. Лейдерман Н. Л. Теория жанра. Исследования и разборы / Институт филол. исследований и образоват. стратегий «Словесник» УрО РАО; Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2010. — 904 с.
  6. Мамин-Сибиряк Д. Н. Повести; Рассказы; Очерки М.: Моск. Рабочий, 1983. URL: http://poesias.ru/proza/mamin-sibiryak/mamin-sibiryak1003.shtml (дата обращения: 29.04.2020)
  7. Щенников Г. К. История русской литературы XⅨ века (70–90 годы): Учеб. Пособие /Г. К. Щенников, Л. П. Щенникова. — М.: Высш. Шк., 2005. — С. 313–324.
Основные термины (генерируются автоматически): автор, социологическое течение, URL, документальная точность, жанр, очерк, рассказ, река Чусовой, русский реализм, читатель.

Ключевые слова

стиль Д. Н. Мамина-Сибиряка, очерк, жанрово-стилевой анализ, поэтика Д. Н. Мамина-Сибиряка

Похожие статьи

Жанр портретного очерка в современном медиадискурсе...

Портретный очерк представляет собой публицистический жанр, предметом которого является личность. Цель портретного очерка заключается в том, чтобы дать читателям определенное представление о герое текста, показать, каким ценностям служит этот герой, в чем он видит...

Читатель как эстетическая проблема в «новой прозе» В. Шаламова

”Колымские рассказы” есть лишь разговор автора со своими читателями», — так В.Шаламов

Отрицание реализма было связано с пониманием его как литературы нравственного учения и

Роман устарел как жанр, рожденный гуманистическим временем и сознанием, ибо дело романа...

Экзистенция человека в повести Е. В. Гришковца «Реки»

Современная литературоведческая наука уделяет большое внимание исследованиям, в которых художественный текст рассматривается с точки зрения содержащихся в нем социально-эстетических ценностей и его философских истоков.

Редакторская деятельность В. Г. Короленко (по материалам...)

К работе в «Русском богатстве» он старался привлекать продолжателей критического реализма.

У читателей не оставалось сомнений, «к какому справедливому негодованию это подает

Краткий исторический очерк товарищества по изданию журнала «Русское богатство».

Понятие и система телевизионных жанров | Статья в сборнике...

Понятие «жанр» (франц. «род», «вид») применяется во всех областях творчества. Например, в художественной литературе есть роман, поэма, трагедия…, в музыке – симфония, кантата, песня…, в живописи – портрет, пейзаж, натюрморт…

Лингвостилистический анализ перевода рассказа Т. Г. Капоте...

В статье рассматривается рассказ Т. Г. Капоте «Выгодная покупка». Автором проводится сравнительно-сопоставительный анализ американского художественного текста с его переводом на русский язык.

Содержание и границы понятий «текст» и «дискурс»

Для текста свойства выделимости и цельно-оформленности обеспечиваются множеством средств. Внешняя целостность текста сигнализируется материально помещением в отдельной книге или на отдельном листе, наличием заглавия, указанием имени автора, указанием в...

Дальневосточная художественная литература как источник...

К началу ХХ века дальневосточная тема обозначилась как одно из наиболее самостоятельных и самоценных идейно-тематических направлений в русской реалистической литературе. Острота постановки злободневных социально-нравственных и социально-экономических проблем...

Конспект урока литературы (по рассказу В. Шукшина...)

– определение роли автора и его творчества в русской и мировой культуре; – знакомство с рассказом «Космос, нервная система и шмат сала».

Молодой ученый. Сказка — это «один из жанров устного народнопоэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое.

Своеобразие жанровой природы восточной «обрамлённой повести»

"Двадцать пять рассказов Веталы" представляют собой сборник рассказов на санскрите, составленных приблизительно в I в. В сборнике все рассказы объединены персонажем полулегендарного царя Викрамадитью, который, выполняя просьбу нищенствующего монаха...

Похожие статьи

Жанр портретного очерка в современном медиадискурсе...

Портретный очерк представляет собой публицистический жанр, предметом которого является личность. Цель портретного очерка заключается в том, чтобы дать читателям определенное представление о герое текста, показать, каким ценностям служит этот герой, в чем он видит...

Читатель как эстетическая проблема в «новой прозе» В. Шаламова

”Колымские рассказы” есть лишь разговор автора со своими читателями», — так В.Шаламов

Отрицание реализма было связано с пониманием его как литературы нравственного учения и

Роман устарел как жанр, рожденный гуманистическим временем и сознанием, ибо дело романа...

Экзистенция человека в повести Е. В. Гришковца «Реки»

Современная литературоведческая наука уделяет большое внимание исследованиям, в которых художественный текст рассматривается с точки зрения содержащихся в нем социально-эстетических ценностей и его философских истоков.

Редакторская деятельность В. Г. Короленко (по материалам...)

К работе в «Русском богатстве» он старался привлекать продолжателей критического реализма.

У читателей не оставалось сомнений, «к какому справедливому негодованию это подает

Краткий исторический очерк товарищества по изданию журнала «Русское богатство».

Понятие и система телевизионных жанров | Статья в сборнике...

Понятие «жанр» (франц. «род», «вид») применяется во всех областях творчества. Например, в художественной литературе есть роман, поэма, трагедия…, в музыке – симфония, кантата, песня…, в живописи – портрет, пейзаж, натюрморт…

Лингвостилистический анализ перевода рассказа Т. Г. Капоте...

В статье рассматривается рассказ Т. Г. Капоте «Выгодная покупка». Автором проводится сравнительно-сопоставительный анализ американского художественного текста с его переводом на русский язык.

Содержание и границы понятий «текст» и «дискурс»

Для текста свойства выделимости и цельно-оформленности обеспечиваются множеством средств. Внешняя целостность текста сигнализируется материально помещением в отдельной книге или на отдельном листе, наличием заглавия, указанием имени автора, указанием в...

Дальневосточная художественная литература как источник...

К началу ХХ века дальневосточная тема обозначилась как одно из наиболее самостоятельных и самоценных идейно-тематических направлений в русской реалистической литературе. Острота постановки злободневных социально-нравственных и социально-экономических проблем...

Конспект урока литературы (по рассказу В. Шукшина...)

– определение роли автора и его творчества в русской и мировой культуре; – знакомство с рассказом «Космос, нервная система и шмат сала».

Молодой ученый. Сказка — это «один из жанров устного народнопоэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое.

Своеобразие жанровой природы восточной «обрамлённой повести»

"Двадцать пять рассказов Веталы" представляют собой сборник рассказов на санскрите, составленных приблизительно в I в. В сборнике все рассказы объединены персонажем полулегендарного царя Викрамадитью, который, выполняя просьбу нищенствующего монаха...