Роль транснациональных корпораций в формировании рабочих мест
Автор: Елизарова Юлия Сергеевна
Научный руководитель: Ушаков Денис Сергеевич
Рубрика: 15. Экономика
Опубликовано в
X международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, май 2020)
Дата публикации: 02.05.2020
Статья просмотрена: 602 раза
Библиографическое описание:
Елизарова, Ю. С. Роль транснациональных корпораций в формировании рабочих мест / Ю. С. Елизарова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 27-29. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/370/15813/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье рассматривается влияние деятельности ТНК на образование новых рабочих мест. Определено соотношение индекса транснационализации с индексом распространения и выделены прямая связь между ними.
Ключевые слова: рабочие места, ТНК, роль, процессы, рабочие, государство.
The article examines the impact of TNC activities on the formation of new jobs. The ratio of the transnationalization index to the distribution index is determined and a direct relationship between them is highlighted.
Keywords: jobs, TNCs, role, processes, workers, state.
Актуальность рассматриваемой темы состоит в том, что присутствие транснациональных корпораций в мировой экономической системе ключевым образом может воздействовать на расширение и развитие совокупной рабочей силы в развивающихся государствах, где располагаются представительства и филиалы таких организаций. Реализация процедуры, способствующей экономической экспансии международных компаний в развивающихся государствах говорит не только о факте экспортирования материальных и вещественных факторов производства, но и использовании рабочей силы как возможности для расширения производственных систем.
В связи с этим представляется возможным отметить, что расширение и улучшение совокупной рабочей силы может быть проведено в достаточно противоречивой обстановке. Связано это с тем, что присутствует широкое распространение различных организационных форм, существующих в составе капиталистической кооперации. С другой позиции нужно отметить, что большинство современных экономических структур, которые базируются в рамках кооперации и комбинирования были созданы исходя из производственной интернационализации. Присутствие существенных отличительных особенностей в уровне зрелости рабочей силы и персонала будут являться отправной точкой для воспроизводства международного разделения труда, которое создаётся исходя из деятельности транснациональных корпораций. [1, 107с.]
В числе основных положительных и оптимальных моментов, характеризующих воздействие транснациональных корпораций на создание рабочей силы и внедрение новых рабочих мест выступает увеличение общеобразовательной и квалификационной подготовки. Кроме этого, имеет место эффективная интенсификация в составе производственной мобильности между различными отраслями. Усиливаются миграционные процессы, которые нарушают хозяйственную и национальную степень замкнутости. Транснациональные корпорации направлены на использование и поиск более совершенных, а также эффективных технологий и методов организации трудового процесса. В этом случае есть возможность формировать зрелые и качественные организационной структуры, где присутствует квалифицированная рабочая сила.
Несмотря на столь радужные позиции и основания, характеризующие положительное воздействие транснациональных корпораций, нужно констатировать тот факт, что распространение международного финансового капитала негативным образом влияет на трудовой рынок во многих развивающихся государствах. Организуя процесс по привлечению рабочей силы исходя из высокой заработной платы, транснациональные корпорации приводят ситуацию к тому состоянию, когда происходит приток сотрудников, которые не могут быть трудоустроены по факту. Это говорит о том, что транснациональные корпорации должны отбирать в своей организации самых квалифицированных, и высокоэффективных сотрудников.
Анализируя воздействие транснациональных корпораций на формирование совокупной рабочей силы и создание рабочих мест нужно отметить, что в этом случае оценку необходимо производить при помощи специализированных индексов и показателей. В этом случае применяется индекс транснационализации. Степень транснационализации каждой компании будет определена по следующей формуле:
И = (ЗА/ОА+ЗП/ОП+ЗШ/ОШ)/З [2, 223 с.]
Где:
И — индекс транснационализации.
ЗА — зарубежные активы.
ОА — общие активы.
ЗП — количество продаж товаров и услуг иностранными филиалами.
ОП — количество продаж товаров и услуг.
ЗШ — иностранный штат сотрудников.
Проведя анализ индекса транснационализации большинства современных компаний при учёте национальной принадлежности и расположения можно сделать вывод о том, что те транснациональные компании, которые созданы в небольших государствах, таких как Нидерланды или Швейцария, реализует основную деятельность за границей. Связано это с тем, что небольшие размеры и существующие ограниченные возможности внутренних рынков недостаточны, и тем самым это толкает создателей представленных компанией осуществлять поиск новых рынков, где существуют дешёвая рабочая сила и возможность реализовать социально-экономические процессы. Для примера нужно отметить, что в таких крупных государствах, как Соединённые Штаты Америки, Германия или Франция, компания, располагающиеся на их территории, имеют меньший индекс транснационализации. [1, 109 с.]
Для того чтобы определить роль транснациональных корпораций в процессах, связанных с формированием рабочей силы и появлением новых мест для персонала, нужно отметить, что существует специализированный индекс распространения сети. Он имеет прямую связь с индексом транснационализации. Представленный индекс даёт возможность на качественном уровне составить агрегированную характеристику уровня распространения компании за рубежом. Другими словами, индекс распространения сети показывает, какое количество государств затрагивает та или иная транснациональная корпорация от общего числа существующих в мире стран. Проведённый анализ индекса распространения сети по крупным компаниям дает возможность утверждать, что незначительные по площади и количеству жителей государства, относящиеся к высокоразвитым, активно осваивают зарубежные рынки и распространяют на них свои транснациональные корпорации. Соответственно, ниже будет представлена таблица, отражающая индекс распространения сети большинства нефинансовых корпораций мира исходя из их государственной принадлежности:
Таблица 1
Данные индекса распространения сети вкрупных корпорациях мира, не являющихся финансовыми исходя из их принадлежности государству [3, 54 с.]
Государство |
Индекс распространения сети |
Швейцария |
25,82 |
Нидерланды |
21,78 |
Великобритания |
19,94 |
Франция |
19,58 |
Германия |
18,87 |
Италия |
17,17 |
Швеция |
17,09 |
Япония |
14,28 |
США |
13,19 |
Финляндия |
12,4 |
Канада |
8,57 |
Австралия |
6,43 |
Испания |
5,89 |
Венесуэла |
2,68 |
Гонконг и Китай |
1,08 |
Средний показатель |
15,65 |
В среднем можно отметить, что самые крупные транснациональные корпорации мира реализуют свою деятельность и концентрирует технологии в 29 государствах мира. В числе тех предприятий, которые превысили средний индекс распространения сети и достигли уровня более 30 % можно выделить Nestle, Unilever, ABB. Самый маленький уровень распространения сети имеется в таких компаниях как в Wallmart, Texas Utilities, Mitsubishi и некоторых других.
Резюмируя, необходимо отметить, что транснациональные корпорации непосредственным образом могут воздействовать на формирование дополнительных рабочих мест. Изучение индекса транснационализации и индекса, отражающего распространение сетей транснациональных корпораций, показало, что те компании, которые базируются в небольших государствах с незначительным количеством трудоспособного населения или дешёвой рабочей силой, стараются завоёвывать другие рынки, и тем самым распространяет своё воздействие на них. В этом случае есть возможность создать новые рабочие места в государстве, где будут располагаться филиалы и представительства транснациональной корпорации.
Литература:
- Остапчук В. В., Миронова В. А. Влияние ТНК на экономку принимающих стран // Наука в современном обществе: закономерности и тенденции развития. 2018. С. 107–110.
- Нурдинова Д. Ф., Закергаева К. Влияние ТНК на мировую экономику // Традиционная и инновационная наука: история, современное состояние, перспективы. 2019. С. 222–225.
- Новикова Н. В., Мазеина Е. В. Влияние транснациональных корпораций на региональную экономику // Вестник Тверского государственного университета. Серия: экономика и управление. 2019. № 1. С. 49–58.
Похожие статьи
Роль человеческих ресурсов в организации глобальной конкурентоспособности транснациональных корпораций
В данной статье охарактеризована роль и значимость человеческого капитала в достижение конкурентоспособности и преимуществ в работе ТНК.
Отличительные черты транснациональных корпораций на современном этапе развития
В статье отражены отличительные черты транснациональных корпораций на современном этапе развития, а также оказываемое воздействие транснациональных корпораций на мировую экономику.
Понятие, признаки и классификация транснациональных корпораций. Стадии проникновения ТНК в экономику принимающего государства
В статье рассматривается определение понятия ТНК, проводится анализ признаков транснациональных компаний и в соответствии с ними анализ критериев отнесения того или иного юридического лица к ТНК. Приведена классификация ТНК в соответствии со степенью...
Анализ влияния деятельности транснациональных корпораций на национальные экономики
В данной статье рассматривается неоднозначное влияние деятельности транснациональных корпораций на экономики материнской и принимающей страны, выделяются как положительные, так и отрицательные эффекты функционирования ТНК. Рассматриваются последствия...
Особенности конкурентоспособных ресурсов транснациональных корпораций
В данной статье проводится анализ и изучаются ключевые конкурентные ресурсы, которые могут использовать транснациональные корпорации для достижения качественных изменения и общих результатов в своей деятельности.
Роль транснациональных корпораций в мировой экономике
Рассмотрено понятие ТНК, их роль в мировой экономике, основные тенденции развития ТНК в современных условиях.
Воздействие инновационной деятельности ТНК на международную конкуренцию государств
В данной статье определены особенности воздействия инновационной деятельности транснациональных корпораций на организацию международной конкуренции государств. Автором выделяются эндогенные и экзогенные факторы, воздействующие на построение инновацио...
Инновации как способ повышения конкурентоспособности предприятия
В статье рассмотрены основные преимущества инноваций как способа повышения конкурентоспособности предприятия в условиях современного рынка и вследствие значительного влияния, которое оказывает целый ряд факторов.
Роль трудовых ресурсов в обеспечении повышения конкурентных преимуществ в деятельности транснациональных корпораций
В данной статье проводится анализ значения и роли трудовых ресурсов как важного инструмента обеспечения высокого уровня конкурентоспособности в деятельности транснациональных корпораций. Рассматриваются показатели, которые применяются для оценивания ...
Концепция маркетинга рабочей силы и её влияние на непрерывное образование: философско-педагогические и аксиологические аспекты
В статье анализируется сущность маркетинга рабочей силы. Значительное внимание уделяется концепциям маркетинга рабочей силы и их аксиологическим основаниям, которые определяют содержание непрерывного образования работников.
Похожие статьи
Роль человеческих ресурсов в организации глобальной конкурентоспособности транснациональных корпораций
В данной статье охарактеризована роль и значимость человеческого капитала в достижение конкурентоспособности и преимуществ в работе ТНК.
Отличительные черты транснациональных корпораций на современном этапе развития
В статье отражены отличительные черты транснациональных корпораций на современном этапе развития, а также оказываемое воздействие транснациональных корпораций на мировую экономику.
Понятие, признаки и классификация транснациональных корпораций. Стадии проникновения ТНК в экономику принимающего государства
В статье рассматривается определение понятия ТНК, проводится анализ признаков транснациональных компаний и в соответствии с ними анализ критериев отнесения того или иного юридического лица к ТНК. Приведена классификация ТНК в соответствии со степенью...
Анализ влияния деятельности транснациональных корпораций на национальные экономики
В данной статье рассматривается неоднозначное влияние деятельности транснациональных корпораций на экономики материнской и принимающей страны, выделяются как положительные, так и отрицательные эффекты функционирования ТНК. Рассматриваются последствия...
Особенности конкурентоспособных ресурсов транснациональных корпораций
В данной статье проводится анализ и изучаются ключевые конкурентные ресурсы, которые могут использовать транснациональные корпорации для достижения качественных изменения и общих результатов в своей деятельности.
Роль транснациональных корпораций в мировой экономике
Рассмотрено понятие ТНК, их роль в мировой экономике, основные тенденции развития ТНК в современных условиях.
Воздействие инновационной деятельности ТНК на международную конкуренцию государств
В данной статье определены особенности воздействия инновационной деятельности транснациональных корпораций на организацию международной конкуренции государств. Автором выделяются эндогенные и экзогенные факторы, воздействующие на построение инновацио...
Инновации как способ повышения конкурентоспособности предприятия
В статье рассмотрены основные преимущества инноваций как способа повышения конкурентоспособности предприятия в условиях современного рынка и вследствие значительного влияния, которое оказывает целый ряд факторов.
Роль трудовых ресурсов в обеспечении повышения конкурентных преимуществ в деятельности транснациональных корпораций
В данной статье проводится анализ значения и роли трудовых ресурсов как важного инструмента обеспечения высокого уровня конкурентоспособности в деятельности транснациональных корпораций. Рассматриваются показатели, которые применяются для оценивания ...
Концепция маркетинга рабочей силы и её влияние на непрерывное образование: философско-педагогические и аксиологические аспекты
В статье анализируется сущность маркетинга рабочей силы. Значительное внимание уделяется концепциям маркетинга рабочей силы и их аксиологическим основаниям, которые определяют содержание непрерывного образования работников.