Статья посвящена исследованию архитектурно-пространственных решений в современных общественных зданиях города Туркестан. Определяется важность учета региональных особенностей при проектировании значимых отдельностоящих сооружений.
Ключевые слова: региональные особенности, эстетическая уникальность городов, мимесис.
В современном мире, когда архитектура становится безадресной, современное сообщество архитекторов все больше обращает внимание на данную проблему, которая может вырасти в «обезличивание» городов. Решением ее является учет региональных особенностей, данный метод не только позволяет городам сохранить свою региональную уникальность, но и эффективен в качестве функциональной составляющей. Учет погодно-климатических и культурно-исторических условий позволяет создать более комфортную архитектуру. Эта проблема остро проявлена и в нашей республике, особенно в исторически сложившихся городах.
Рис. 1. Проект музея Ходжа Ахмеда Яссауи для г Туркестана
С тех пор как в 2018 году Шымкент пополнил списки городов-миллионников Казахстана, областной центр был перенесен в близрасположенный Туркестан, и образовалась новая Туркестанская область. Данное событие оказывает огромное влияние на развитие этого города, учитывая его регионально-историческую ценность. В конце 2018 года был объявлен международный конкурс среди молодых и опытных архитекторов со всего мира на проектирование значимых культурных общественных сооружений. Большое внимание в данном конкурсе было уделено обоснованию идеи.
Поскольку центральный район Туркестана имеет огромную историческую ценность, данный аспект не мог не повлиять на облик конкурсных работ, так как будущие сооружения необходимо вписывать в городской контекст. Необходимость создания уникальной архитектуры вдохновила многих проектировщиков, что нельзя не заметить в предложенных концепциях. Для достижения этих целей можно отметить ряд подходов.
Подражание форме. Одним из принципов формирование образа в архитектуре является «мимесис» — подражание — принцип, зародившийся еще в период античности. [1] Для того, чтобы сформировать региональный образ, необходимо изучить различные национальные особенности, к примеру, для создания образа музея Ходжа Ахмеда Яссауи (рис. 1) была выбран форма заостренного головного убора, которая вскоре воплотится в архитектуре вживую. Современной составляющей являются плавные, минималистичные формы.
Рис. 2. Проект Музея тюркского мира «Ұлы Дала Елі»
Образ может быть заимствован не только у элемента одежды, это могут быть и предметы, когда — то использованные в быту, к примеру архитектура будущего Музея тюркского мира «Ұлы Дала Елі» (рис. 2) напоминает древнюю керамику, кувшин с пролитой водой. Присутствие современных элементов ландшафта и материала уравновешивает данный образ, помогает ему избежать в какой-то степени карикатурности и гротескности.
Рис. 3. Здание научной библиотеки
Заимствование элементов. Заимствование и повторение раннее изобретенных мотивов является одним из стержневых элементов любого из видов искусства [2 с 15]. Данный прием позволяет оглянуться назад и прочитать ранее знакомые истории с учетом накопившегося эмоционального опыта и физических умений. Это применимо и к архитектуре, мы используем ранее придуманные пропорции, элементы, образы в новых зданиях, пытаясь раскрыть их по-новому.
Проект здания областной библиотеки (рис. 3) использует внутренний дворик, который до сих пор встречается в традиционном жилище Туркестана и необходим данному климату. Кроме того, региональную нотку в образ здания добавляют арки, которыми обыграны первые этажи.
В других случаях заимствование может быть менее явным. К примеру, в проекте будущего Дворца школьников (рис. 4), автор применил ритм узких окон, характерных для южных широт и жаркого климата, а также уникальную форму купола, характерную для среднеазиатских стран, в которой выложены деревянные ламели на торце здания, являющиеся также солнцезащитой.
Рис. 4. Визуализация Дворца школьников
Орнамент.Орнаментика по праву может считаться международным языком. Применение орнамента на фасадах также является излюбленным методом архитекторов, при должном исполнении этот прием позволит создать яркий и стильный образ, но необходимо не впадать в другую крайность, когда «засилье» орнамента может быть слишком навязчивым (рис. 5).
Рис. 5. Здание акимата Туркестанской области
В целом, в создаваемой архитектуре г. Туркестан выявляется вполне ожидаемая тенденция к региональности в архитектуре. Тем не менее, нельзя говорить о мировом уровне проектов, поскольку лучшие образы региональной идентичности в современной архитектуре основаны не столько на форме, сколько на использовании принципов, тонком чувстве исторических ассоциаций, чего новая архитектура г. Туркестан пока не достигла.
Литература:
- Таруашвили Л. И. Мимесис и тектоника в системе эстетических воззрений Витрувия — М.: Прогресс-Традиция, 2011–258 с.
- Бархин Б. Г. Методика архитектурного проектирования в системе архитектурного образования: Учеб. -метод. Пособие / Б. Г. Бархин. — М.: Стройиздат, 1969. — 222 с.
- Гурьев О. И. Композиции Андреа Палладио: Вопросы пропорционирования Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. — 120 с.
- Литвинский Б. А. Архитектура и строительное дело. Восточный Туркестан в древности и раннем средневековье — М.: Восточная литература, 2000. –218 с.