Особенности копинг-стратегий у кадет с разным уровнем виктимности | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 февраля, печатный экземпляр отправим 10 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гаджи-Касимов, Ф. Н. Особенности копинг-стратегий у кадет с разным уровнем виктимности / Ф. Н. Гаджи-Касимов. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 64-69. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/370/15806/ (дата обращения: 24.01.2021).



Эмпирическое исследование копинг-стратегий у кадет с разным типом виктимного поведения было проведено в феврале 2020 г. на базе Московского суворовского военного училища Министерства обороны Российской Федерации. В исследовании приняли участие 47 воспитанников суворовского училища, обучающихся в 8 классе. Возраст тестируемых — 15 лет.

В качестве гипотезы нами было выдвинуто предположение о том, что для кадет с разным типом виктимного поведения характерно использование как адаптивных (продуктивных), так и неадаптивных (непродуктивных) копинг-стратегий. Чем выше уровень виктимности, тем чаще использование неадаптивных копинг-стратегий и тем ниже уровень жизнестойкости. Чем ниже уровень виктимности, тем чаще использование адаптивных копинг-стратегий и тем выше уровень жизнестойкости.

Эмпирическое исследование было проведено в четыре основных этапа:

подготовительный, диагностический, сравнительный, итоговый.

В рамках проведенного эмпирического исследования были использованы следующие методики: Методика «Индикатор копинг-стратегий» Дж. Амирхана (в адаптации Н. А. Сирота и В. М. Ялтонского); ЮКШ — «Юношеская копинг-шкала» Э. Фрайденберг, Р. Льюиса (в адаптации Т. Л. Крюковой); Тест жизнестойкости С. Мадди (в адаптации Д. А. Леонтьева); Методика исследования склонности к виктимному поведению (О. О. Андронникова); Опросник «Ролевой виктимности» (М. А. Одинцова, Н. П. Радчикова).

Все принявшие участие в тестировании суворовцы были распределены нами на три группы в зависимости от общего балла ролевой виктимности, полученного по итогам диагностики посредством опросника «Ролевой виктимности» М. А. Одинцовой, Н. П. Радчиковой.

В группу 1 вошли подростки с общим баллом виктимности, соответствующим уровню ниже среднего. Их средний балл составляет 19,57 балла (Рис. 1). Их число составило 14 человек. Этих подростков можно считать невиктимными.

В группу 2 вошли подростки с общим баллом виктимности, соответствующим среднему уровню. Их средний балл составляет 36,54 балла (Рис. 1). Их число составило 24 человека. Этих подростков можно отнести к виктимным.

В группу 3 вошли подростки с общим баллом виктимности, соответствующим уровню выше среднего. Их средний балл составляет 57,44 балла (Рис. 1). Их число составило 9 человек. Эти подростки относятся к категории гипервиктимных.

Рис. 1. Выраженность ролевой виктимности в группах кадет

Далее мы сравним полученные по группам средние значения по всем остальным параметрам, с целью выявить различия между кадетами с разным типом виктимности. Выраженность форм виктимного поведения по Методике исследования склонности к виктимному поведению О. О. Андронниковой в группах суворовцев приведена в гистограмме на рисунке 2.

Рис. 2. Выраженность форм виктимного поведения в группах кадет

Исходя из полученных данных, можно отметить, что для невиктимных кадет в большей мере свойственны такие формы виктимного поведения как самоповреждающее и саморазрушающее поведение, а также гиперсоциальное поведение. Виктимные кадеты демонстрируют склонность к тем же формам виктимного поведения, но в несколько меньшей мере. При этом их реализованная виктимность ожидаемо выше, чем у сверстников из группы 1. Гипервиктимные кадеты ожидаемо имеют самый высокий уровень реализованной виктимности по сравнению со своими сверстниками, а также выраженную склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению, гиперсоциальному поведению.

Рис. 3. Выраженность продуктивных копингов в группах кадет

Сопоставляя средние баллы, полученные кадетами в отношении перечня продуктивных копингов по Юношеской копинг-шкале Э. Фрайденберг и Р. Льюиса (рис.3), отмечается тот факт, что гипервиктимные кадеты имеют наименьшую выраженность по всем продуктивным копингам в сравнении со своими сверстниками из группы 1 и 2. В отношении невиктимных и виктимных кадет разницы в выраженности копингов в средних значениях практически не фиксируется.

В гистограмме на рисунке 4 приведена выраженность социальных копингов по Юношеской копинг-шкале Э. Фрайденберг и Р. Льюиса в группах кадет. В отношении социальных копингов очевидно, что невиктимные кадеты из группы 1 стабильно опережают своих сверстников в выраженности этой группы копингов. В остальном средние значения кадет сопоставимы.

Рис. 4. Выраженность социальных копингов в группах кадет

В гистограмме на рисунке 5 приведена выраженность непродуктивных копингов по Юношеской копинг-шкале Э. Фрайденберг и Р. Льюиса в группах кадет. Сравнивая средние значения, полученные в группах кадет, следует отметить, что непродуктивные копинги более выражены в группе гипервиктимных кадет. Они опережают своих сверстников практически по всем изученным параметрам. Невиктимные кадеты, напротив, стабильно демонстрируют невысокий уровень выраженности в группе непродуктивных копингов.

Рис. 5. Выраженность непродуктивных копингов в группах кадет

Рис. 6. Выраженность копингов в группах кадет

Выраженность копингов по Индикатору копинг-стратегий Д. Амирхана в группах кадет приведена в гистограмме на рисунке 6.

Исходя из данных, отмечаем, что невиктимным кадетам свойственен выбор стратегии разрешения проблем в качестве ведущей стратегии. Виктимные подростки демонстрируют также преобладание стратегии разрешения проблем в качестве ведущей, но в отношении выраженности можно отметить, что их средний балл несколько ниже, чем у сверстников из группы 1. Для гипервиктимных кадет ведущей стратегией поведения в условиях преодоления стала стратегия социальной поддержки.

Рис. 7. Выраженность общей жизнестойкости в группах кадет

В гистограмме на рисунке 7 приведена выраженность общей жизнестойкости по Тесту жизнестойкости С. Мадди в группах кадет. Анализируя уровень общей жизнестойкости кадет, можно отметить, что наивысшие значения зафиксированы в группе невиктимных кадет, несколько ниже — в группе виктимных, а самые низкие — в группе гипервиктимных.

Нами было проведено исследование, главной целью которого было изучение особенностей копинг-стратегий у кадет с разным типом виктимного поведения. Наше исследование показало, что часто при решении своих проблем виктимные и гипервиктимные кадеты используют неадаптивные копинг-стратегии. При этом уровень их жизнестойкости ниже уровня жизнестойкости невиктимных кадет. В то же время невиктимным кадетам в меньшей степени, но всё-таки, тоже свойственно использование неадаптивных копинг-стратегий. Но их уровень жизнестойкости стабильно выше уровня жизнестойкости виктимных и гипервиктимных кадет.

Результаты проведенного исследования показывают необходимость разработки специальных программ, направленных на формирование у кадет с виктимным и гипервиктимным типами поведения адекватных способов разрешения сложных жизненных ситуаций, обучение социально приемлемым и конструктивным механизмам совладания. Следует отметить, что кадеты с невиктимным типом поведения также нуждаются в соответствующей поддержке и обучению использования адаптивных копинг-стратегий при решении проблемных ситуаций.

Литература:

  1. Андронникова О. О. Психологические факторы возникновения виктимного поведения подростков: дис.... канд. психолог. наук: Новосиб. гос. пед. ун-т — Новосибирск, 2005. — 213 с.
  2. Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий — СПб: Питер, 2011. — 701 с.
  3. Крюкова Т. Л. Методы изучения совладающего поведения: три копинг-шкалы — Изд. 2-е, испр., доп. — Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2010. — 61 с.
  4. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. — М.: Смысл, 2006. — 63 с.
  5. Одинцова М. А. Типы поведения жертвы: диагностика ролевой виктимности — Самара: Бахрах-М, 2013. — 158 с.
Основные термины (генерируются автоматически): группа кадет, кадет, группа, уровень жизнестойкости, выраженность, Льюис, общий балл, поведение, балл, Юношеская копинг-шкала.

Похожие статьи

Эмпирическое исследование копинг-стратегий у кадет с разным...

ЮКШ — «Юношеская копинг-шкала» Э. Фрайденберг, Р. Льюиса (в адаптации Т. Л. Крюковой).

Результаты, полученные по тесту жизнестойкости С. Мадди (в адаптации Д. А. Леонтьева) (распределение кадет по общему уровню жизнестойкости).

Изучение адаптированности кадет к условиям обучения в военном...

Для диагностики уровня адаптированности кадет применяется метод экспертных оценок

Обращают на себя внимание низкие результаты по шкале самочувствия у 8% учащихся и по шкале активности у 4% учащихся.

Это означает общее снижение эмоционального состояния...

Особенности становления локуса контроля у подростков...

Словом «кадет» (от французского cadet - «младший») в дореволюционной России определялось звание воспитанников кадетских корпусов – средних военно-учебных заведений для детей дворян и офицеров, с 7-летним курсом. Первые кадетские учреждения в России были созданы...

Проблема адаптации учащихся президентского кадетского...

За этими группами кадет необходимо психолого-педагогическое наблюдение, контроль и индивидуальная работа; усиленное наблюдение при сложных ситуациях в период адаптации, знание социального статуса данного кадета в коллективе.

Копинг-стратегии подростков с разным типом психического развития

Проведено психологическое исследование подростков с разным типом психического развития, с целью изучения сравнительного анализа стратегий совладающего поведения. В ходе исследования были выявлены преобладающие стратегии совладеющего поведения.

Личностные ресурсы и паттерны поведения этнических армян...

Вторая возрастная группа (2-я подгруппа) общей выборки: респонденты в возрасте от 30 до 50 лет, не

Выраженность такого компонента жизнестойкости и психологического ресурса как

Выраженность такого элемента жизнестойкости как «контроль» у респондентов обеих...

Формирование личности подростка в кадетском корпусе

Уровень социализации кадет определяется на основе объективных критериев (показателей) путем последовательного накопления, анализа и обобщения сведений о новых качествах воспитанников, воинских коллективов, полученных в результате социализирующего воздействия.

Содержание кадетского воспитания и образования

Получение кадетами первичных знаний и навыков военного дела. Воспитание у кадет чувства патриотизма, готовности к защите Отчества. Формирование и развитие у кадет чувства верности конституционному и воинскому долгу, дисциплинированности, добросовестного отношения к...

Особенности копинг-стратегии у детей подросткового возраста

Копинг-поведение подростков считается малоизученным.

Выявлено несколько уровней обобщения попыток, предпринимаемых индивидом для защиты от стресса: это копинг-стратегии, копинговые действия и копинговые стили.

Похожие статьи

Эмпирическое исследование копинг-стратегий у кадет с разным...

ЮКШ — «Юношеская копинг-шкала» Э. Фрайденберг, Р. Льюиса (в адаптации Т. Л. Крюковой).

Результаты, полученные по тесту жизнестойкости С. Мадди (в адаптации Д. А. Леонтьева) (распределение кадет по общему уровню жизнестойкости).

Изучение адаптированности кадет к условиям обучения в военном...

Для диагностики уровня адаптированности кадет применяется метод экспертных оценок

Обращают на себя внимание низкие результаты по шкале самочувствия у 8% учащихся и по шкале активности у 4% учащихся.

Это означает общее снижение эмоционального состояния...

Особенности становления локуса контроля у подростков...

Словом «кадет» (от французского cadet - «младший») в дореволюционной России определялось звание воспитанников кадетских корпусов – средних военно-учебных заведений для детей дворян и офицеров, с 7-летним курсом. Первые кадетские учреждения в России были созданы...

Проблема адаптации учащихся президентского кадетского...

За этими группами кадет необходимо психолого-педагогическое наблюдение, контроль и индивидуальная работа; усиленное наблюдение при сложных ситуациях в период адаптации, знание социального статуса данного кадета в коллективе.

Копинг-стратегии подростков с разным типом психического развития

Проведено психологическое исследование подростков с разным типом психического развития, с целью изучения сравнительного анализа стратегий совладающего поведения. В ходе исследования были выявлены преобладающие стратегии совладеющего поведения.

Личностные ресурсы и паттерны поведения этнических армян...

Вторая возрастная группа (2-я подгруппа) общей выборки: респонденты в возрасте от 30 до 50 лет, не

Выраженность такого компонента жизнестойкости и психологического ресурса как

Выраженность такого элемента жизнестойкости как «контроль» у респондентов обеих...

Формирование личности подростка в кадетском корпусе

Уровень социализации кадет определяется на основе объективных критериев (показателей) путем последовательного накопления, анализа и обобщения сведений о новых качествах воспитанников, воинских коллективов, полученных в результате социализирующего воздействия.

Содержание кадетского воспитания и образования

Получение кадетами первичных знаний и навыков военного дела. Воспитание у кадет чувства патриотизма, готовности к защите Отчества. Формирование и развитие у кадет чувства верности конституционному и воинскому долгу, дисциплинированности, добросовестного отношения к...

Особенности копинг-стратегии у детей подросткового возраста

Копинг-поведение подростков считается малоизученным.

Выявлено несколько уровней обобщения попыток, предпринимаемых индивидом для защиты от стресса: это копинг-стратегии, копинговые действия и копинговые стили.