Платные образовательные услуги как гарантия реализации конституционного права на образование | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Веселовская, А. С. Платные образовательные услуги как гарантия реализации конституционного права на образование / А. С. Веселовская, О. И. Грейдин. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 25-27. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/368/15769/ (дата обращения: 25.04.2024).



В представленной статье исследуются право на образование, как свобода, специфическое благо, обязанность; гарантии его реализации. В большинстве исследований гарантии реализации права на образование ограничиваются исследованием бесплатности и доступности образования, а также запретом дискриминации в данной сфере правоотношений. В настоящем исследовании выявляются ограничения права на образование и возможность их избежать, воспользовавшись платными образовательными услугами.

Ключевые слова: право на образование, свобода, обязанность, гарантии, платные образовательные услуги.

В ст. 10 Декларации об ответственности нынешних поколений перед будущими поколениями 1997 г. указано, что «Образование служит важным инструментом развития личности и общества» [2]. В эпоху развитых цивилизаций, возрастания роли культуры, знаний, технического прогресса, особой важности приобретает вопрос получения каждым индивидом соответствующего образования, дающего возможность как самой личности совершенствоваться и иметь возможность конкурировать на рынке труда, так и всему сообществу людей способствовать научному и техническому прогрессу на Земле.

Закрепление на законодательном уровне права на образование с одной стороны дает каждому человеку такое право, включающее в себя право каждого индивида получить соответствующее образование, с другой — обязанность государства обеспечить возможность реализации такого права.

Рассматривая вопрос субъективных прав, интересным представляется позиция М. В. Преснякова, где он сопоставляет права и конституционные свободы [6]. Закрепляя право на образование, следует учитывать, что, будучи правом, индивид может лично (самостоятельно) определять, воспользоваться ним или нет. Здесь имеет место свобода выбора лица. Кроме того, свобода права на образование имеет место и при выборе направления образования (получение специального образования, высшего, а равно и специализации такого образования). Как отмечает М. В. Пресняков, свобода, будучи неограниченной, более широкая, чем право, которое ограничено законом и правами других лиц. С другой стороны, и свобода человека (даже в конкретном праве) не ограничена, так как определяется способностями и возможностями индивида. Особенно это имеет место при реализации права на образование.

Наоборот, В. Ю. Матвеев рассматривает указанные норм в их логическом отражении права или обязанности лица. Это связано с тем, что редакция норм Конституции Российской Федерации и ФЗ от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» имеют некоторые противоречия. В соответствии с ч. 4 ст. 43 Конституции РФ основное общее образование обязательно, а ч. 5 ст. 66 ФЗ «Об образовании в РФ» расширяет эту обязанностей на начальное общее образование и среднее общее образование. При этом, будучи специфическим благом, право на образование — это обязанность родителей, опекунов, попечителей способствовать обучающемуся его реализовать [5]. Такая обязанность родителей выступает определенной гарантией реализации права на образование.

Так, в соответствии со ст. 43 Конституции Российской Федерации, в России каждый человек наделен правом на образование, которое в большинстве случаев является общедоступным и бесплатным. Это распространяется на дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование.

Данные положения закреплены и в основных международных нормативно-правовых актах: ст. 26 Всеобщей Декларации прав человека; Дополнительный протокол к Конвенции о защите прав человека и основных свобод; ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах; ст. 28 Конвенции о правах ребенка; ст. 4 Конвенции «О борьбе с дискриминацией в области образования» и многих других.

Взяв на себя обязательства по обеспечению права на образование, государство устанавливает гарантии их реализации, которые заключаются в следующем:

− бесплатность и общедоступность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования. Это означает, что любой ребенок в зависимости от возраста и своих физических и умственных способностей имеет вправе (обязано) получить соответствующее образование. Но здесь имеет место несоответствие отраслевого законодательства конституционным нормам. Так, согласно ч. 4 ст. 43 Конституции Российской Федерации, основное общее образование является обязательным, а в ч. 5 ст. 66 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обязательным является начальное, основное и среднее общее образование являются обязательными. Таким образом, здесь конституционная норма расширяется.

− недопущение дискриминации при реализации лицом права на образование по таким признакам «пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств» [4].

− создание условий для непосредственного фактического получения образования. Последнее реализуется посредством создания и финансирования федеральных и муниципальных учебных заведений различного уровня подготовки, а также законодательного урегулирования создания, функционирования, лицензирования и аттестации учебных заведений различной формы собственности, контроля и надзора за их деятельностью. Это позволяет расширить свободу выбора и направления образования. Так, лицо сможет выбрать государственное или частное учебное учреждение (бесплатное или платное), направление образования (филология, юриспруденция, экономика и пр.), способ получения образования (очно, заочно, дистанционно).

С другой стороны, объективное право на образование ограничено получением бесплатного высшего образования на конкурсной основе (ч. 3 ст. 43 Конституции Российской Федерации). Так, если человек не имеет достаточных интеллектуальных способностей, он не сможет получить бесплатное образование в высшем учебном заведении.

Назвать указанное положение ограничением права на образование нельзя, так как данная норма соответствует международным стандартам. Так, в ст. 3 Декларации о высшем образовании указывается, что справедливость доступа к высшему образованию определяется «способностями, возможностями, усилиями, упорством и настойчивостью тех, кто хочет получить такое образование» [1]. Как видим, здесь ограничивается не само право, а свобода на образование, так как индивидуальные способности человека ограничивают его возможности получить высшее образование на бесплатной основе.

Это же положение закреплено и в ч. 3 ст. 5 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», при этом указывается, что такое высшее образование предоставляется на конкурсной основе бесплатно только в том случае, если это первое высшее образование. То есть, если лицо уже ранее получило высшее образование на бесплатной или платной основе, оно фактически лишается права на получение высшего образования на бесплатной основе.

В жизни нередки случаи, когда лицо после получения высшего образования, изменило свои планы на дальнейшую жизнь и решило реализовать свои способности в иной сфере, что требует получения иного образования. Это может быть и высшее образование, либо иное профессиональное образование, которое лицо может получить посредством заключения гражданско-правового договора на получение образовательных услуг в соответствующем учреждении.

Таким образом, помимо закрепления обязанностей родителей, опекунов или попечитель способствовать получению образования ребенком, а также установления запрета на дискриминацию в предоставлении образовательных услуг, на национальном уровне предусмотрено право лица получить любое иное образование на платной основе. Кроме того, на данный момент банковские учреждения и иные кредитно-финансовые организации предоставляют услуги кредитования на специальные цели, в том числе и на обучение. А потому, платные образовательные услуги можно назвать дополнительной гарантией реализации права на образование.

Литература:

  1. Всемирная Декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры от 6 октября 1998 г. № б/н. (г. Париж) http://www.lexed.ru/search/detail.php?ELEMENT_ID=3960&q=
  2. Декларация ООН по вопросам образования, науки и культуры от 12 ноября 1997 г. № б/н «Декларация об ответственности нынешних поколений перед будущими поколениями». (г. Париж). http://www.lexed.ru/search/detail.php?ELEMENT_ID=4193&q=
  3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. — 2014. — 04 августа. — № 31. — Ст. 4398.
  4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 декабря 2012 г. № 53 (часть I) ст. 7598. Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/70291362/#ixzz5ok7nObz2
  5. Матвеев В. Ю. Сложные и спорные вопросы реализации права на образование в России // Журнал российского права. 2018. N 2. С. 123–131.
  6. Пресняков М. В. Конституционно-правовая сущность естественных прав: проблемы позитивного закрепления. // Современное право. № 10. 2014. https://www.sovremennoepravo.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): высшее образование, образование, Российская Федерация, профессиональное образование, соответствующее образование, бесплатная основа, конкурсная основа, общее образование, основное общее образование, платная основа.

Похожие статьи

Система образования в Российской Федерации

— получение бесплатного общего и на конкурсной основе бесплатного профессионального образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин...

Уровни образования в России — Молодой ученый

Структура отечественной системы образования достаточно сложна. После того как РФ в 2003 году присоединилась к Болонскому процессу, ее структура пережила кардинальные изменения. И до сих пор не все понимают, как соотносить «новеньких» бакалавров и магистров с уходящими...

Основные виды учебных заведений в России — Молодой ученый

Это образовательная организация основного общего и среднего общего образования.

В каких заведениях можно получить высшее профессиональное образование. В статье 9 ныне утратившего силу Федерального закона от 22.08.1996 №125-ФЗ «О высшем и послевузовском...

Современная система высшего образования Российской...

Сфера образования в последние десятилетия стала одним из основных направлений развития ведущих стран мира.

высшее образование, Россия, Российская Федерация, Болонский процесс, сфера образования, высшее профессиональное образование, Европейское...

Правовое регулирование современного российского образования

В России всеобщее право на образование обеспечено Конституцией РФ, гарантирующей общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе высшего образования.

Российская система образования: достоинства и недостатки

В статье рассматриваются основные положения о системе образования в Российской Федерации, также рассмотрен процесс реформирования высшего российского образования и произведено сравнение образовательных систем России и Запада (зарубежья).

Соотношение российского и международного законодательства...

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, область образования, высшее образование, образование, Всеобщая декларация, Конвенция, РФ, Всемирная декларация, международное законодательство, Совет Европы.

РФ, область образования, образование, профессиональное...

Общее образование состоит из: ‒ дошкольного образования

среднего профессионального образования; высшего образования — бакалавриата

Дополнительное образование в ФЗ «Об образовании в РФ» базируется на концепции образования в течение всей жизни и...

Право на образование как одно из конституционных прав человека

Закрепляя права на образование, Конституция Российской Федерации устанавливает различные подходы к получению основных видов образования. В статье 43 части 1 Конституции Российской Федерации гласит, что «каждый имеет право на образование» [4]...

система образования, реформа высшего образования, Единый...

Министерство образования и науки было преобразовано в отдельные два министерства.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, высшее

Российская Федерация, высшее профессиональное образование, Официальный сайт...

Похожие статьи

Система образования в Российской Федерации

— получение бесплатного общего и на конкурсной основе бесплатного профессионального образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин...

Уровни образования в России — Молодой ученый

Структура отечественной системы образования достаточно сложна. После того как РФ в 2003 году присоединилась к Болонскому процессу, ее структура пережила кардинальные изменения. И до сих пор не все понимают, как соотносить «новеньких» бакалавров и магистров с уходящими...

Основные виды учебных заведений в России — Молодой ученый

Это образовательная организация основного общего и среднего общего образования.

В каких заведениях можно получить высшее профессиональное образование. В статье 9 ныне утратившего силу Федерального закона от 22.08.1996 №125-ФЗ «О высшем и послевузовском...

Современная система высшего образования Российской...

Сфера образования в последние десятилетия стала одним из основных направлений развития ведущих стран мира.

высшее образование, Россия, Российская Федерация, Болонский процесс, сфера образования, высшее профессиональное образование, Европейское...

Правовое регулирование современного российского образования

В России всеобщее право на образование обеспечено Конституцией РФ, гарантирующей общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе высшего образования.

Российская система образования: достоинства и недостатки

В статье рассматриваются основные положения о системе образования в Российской Федерации, также рассмотрен процесс реформирования высшего российского образования и произведено сравнение образовательных систем России и Запада (зарубежья).

Соотношение российского и международного законодательства...

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, область образования, высшее образование, образование, Всеобщая декларация, Конвенция, РФ, Всемирная декларация, международное законодательство, Совет Европы.

РФ, область образования, образование, профессиональное...

Общее образование состоит из: ‒ дошкольного образования

среднего профессионального образования; высшего образования — бакалавриата

Дополнительное образование в ФЗ «Об образовании в РФ» базируется на концепции образования в течение всей жизни и...

Право на образование как одно из конституционных прав человека

Закрепляя права на образование, Конституция Российской Федерации устанавливает различные подходы к получению основных видов образования. В статье 43 части 1 Конституции Российской Федерации гласит, что «каждый имеет право на образование» [4]...

система образования, реформа высшего образования, Единый...

Министерство образования и науки было преобразовано в отдельные два министерства.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, высшее

Российская Федерация, высшее профессиональное образование, Официальный сайт...