В статье автор рассматривает проект оценки качества обучения в языковой онлайн-школе.
Ключевые слова: оценка качества, управление проектами, онлайн-школа.
В 2007 г. исследователи Кембер и МакНот [1] предложили десять принципов эффективного дополнительного обучения и дали четкое описание методологии, использованной для их определения.
В ходе исследования были опрошены сорок четыре австралийских преподавателя вузов, которые были назначены их университетом в качестве образцовых, и восемнадцать гонконгских преподавателей, которые были удостоены государственной награды за образцовое обучение. Преподавателей попросили описать их методы, и их ответы были собраны, проанализированы и сопоставлены. Данные по Австралии и Гонконгу были затем объединены и проанализированы для набора общих конструкций. Исследователи утверждали, что на основе этих данных можно сделать независимые от контекста выводы об обучении из большой, разнообразной и мультикультурной выборки. Их выводы заключены в десяти принципах, полученных в результате этого процесса. Суть этих принципов заключается в следующем:
- Преподавание и разработка учебных программ должны быть направлены на удовлетворение будущих потребностей учащихся, что подразумевает развитие у учащихся общих способностей, таких как критическое мышление, работа в команде и навыки общения, среди прочего.
- Студенты должны иметь глубокое понимание основных понятий, даже если это означает, что охватывается меньше материала.
- Актуальность того, чему учат, должна быть установлена с использованием реальных, текущих и /или местных примеров и путем соотнесения теории с практикой.
- Нужно уметь доказать и объяснить студенту правильное решение, если он ошибается.
- Для того, чтобы происходило осмысленное обучение, необходимо выполнять и обсуждать разнообразные учебные задания, в которые вовлечены учащиеся.
- Необходимо установить искренние, доверительные отношения со студентами, чтобы взаимодействие могло происходить на должном уровне.
- Преподаватели должны мотивировать студентов, проявляя собственный энтузиазм, поощряя учеников и проводя интересные, запоминающиеся и активные занятия.
- Разработка учебного плана должна обеспечивать такой уровень, чтобы цели, концепции, учебная деятельность и оценка соответствовали достижению результатов обучения, связанных с потребностями будущих студентов.
- Каждое занятие должен быть тщательно спланирован, но гибко, чтобы можно было внести необходимые изменения на основе обратной связи во время пары.
- Оценка должна соответствовать желаемым результатам обучения и, следовательно, должна быть аутентичной задачей для дисциплины или профессии.
Следует также отметить, что образовательная организация играет значительную роль в управлении качеством, при которой языковая онлайн- школа создается. Например, это может быть общеобразовательная средняя школа, детский ресурсный или музыкально-эстетический центр. Именно она обеспечивает материально-техническую базу этого управления и кадровый состав [2, с. 19]. Управление качеством образования в онлайн- школе требует обоснованности решений, особого построения организационной структуры управления. Обязательным условием эффективности этой структуры является ее аналитическое и оценочное сопровождение, осуществляемое в соответствии с требованиями государственного заказа.
Проблема организации контроля качества в образовательных проектах является достаточно актуальной в наше время. Тема контроля качества в языковой онлайн- школе разработана весьма слабо. Актуальность данной работы состоит в том, что впервые разрабатывается организация контроля качества обучения для языковой онлайн-школы.
Таким образом, можно сформулироватьпротиворечие между объективной необходимостью оценки качества образования и недостаточно разработанными критериями для оценки качества обучения для языковой онлайн-школы.
Цель проекта заключается в создание условий для повышения качества языковой онлайн-школы в соответствии с требованиями ФГОС ДО, посредством разработки и организации внутренней системы оценки качества языковой онлайн-школы.
Задачами проекта являются:
создание системы сбора и анализа информации в виде портфолио об индивидуальных образовательных достижениях;
включение потребителей образовательных услуг в оценку деятельности системы образования через развитие механизмов внешней оценки качества образования;
сформировать культуру оценки качества образования через повышение квалификации кадров системы дополнительного образования в области педагогических измерений, анализа и использования результатов оценочных процедур;
организовать систему оценки качества образования;
сформировать систему статистики образования на основе ФГОС ДО.
Для реализации проекта была разработана система показателей качества обучения, которая представлена в таблице 1.
Таблица 1
Количественные показатели проекта
Показатель |
Тип показателя |
Повышение качества дополнительного образования, % |
Основной |
Доля педагогов, участвовавших в конкурсах, человек |
Аналитический |
Доля детей, участвовавших в конкурсах, человек |
Аналитический |
Охват дополнительным образованием детей в возрасте от 7 до 17 лет, % |
Показатель второго уровня |
Ожидаемые результаты: организация единой системы контроля состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в учреждении дополнительного образования.
Литература:
- Kember, D., & McNaught, C. Enhancing university teaching. — London and New York: Routledge, 2007. — 166 с.
- Блинов В. И., Есенина Е. Ю. Развитие концептуальных подходов к стандартизации в профессиональном образовании // Образование и наука. — 2013. — № 7. — С. 17–28.