Проблемы правового регулирования межконфессиональных отношений в современной России | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Несмотря на коронавирус, электронный вариант журнала выйдет 11 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 21. Политология

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, апрель 2020)

Дата публикации: 05.03.2020

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Садловская Е. С. Проблемы правового регулирования межконфессиональных отношений в современной России [Текст] // Исследования молодых ученых: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2020 г.). — Казань: Молодой ученый, 2020. — URL https://moluch.ru/conf/stud/archive/368/15700/ (дата обращения: 01.04.2020).

Препринт статьи



Данная статья направлена на анализ и раскрытие социальных проблем, существующих в государстве, связанных с современными межконфессиональными отношениями. По мнению автора со стороны государства необходимо более тщательное вмешательство в процесс регулирования поликонфессионального пространства России, в том числе и на законодательном уровне.

Религиозная культура является в своем роде фундаментом межконфессиональных отношений в современной России и в мире в целом.

Можно отметить, что актуальные проблемы в различных регионах Российской Федерации достигли определенных масштабов.

Общественная жизнь тесно переплетается с религиозными отношениями, поэтому их урегулирование между конфессиями на уровне государства является неотъемлемой частью для разрешения межнациональных разногласий. Межрелигиозные отношения очень близки к межнациональным и межэтническим, но важно обратить внимание на то, что мировые религии не имеют национального характера и давно вышли за предел одной нации или народа, поэтому назвать их полностью идентичными нельзя. Суть ответов на поставленные вопросы напрямую зависит от грамотной формулировки позиции к вопросу религии. Россия многонациональное государство, на территории которого проживают люди, придерживающиеся различного вероисповедования. Так повелось еще со времен древней Руси, где мирно уживались верующие различных друг другу религий. Рядом с русскими, на огромной по размерам площади, уживалось сотни различных этносов и появление и освоение новых территорий, а также расселение, стало результатом деятельности множества народов. Межконфессиональные отношения, в первую очередь, отношения общественные и базируются на разном религиозном опыте, духовных ценностях и мировоззрением. Интересной особенностью служит то, что они могут существовать наряду с межклассовыми, трудовыми, производственными отношениями, а соответственно, возникать в рамках одной группы в которой присутствуют представители разных конфессий.

Обращаясь к современной религиозной ситуации в российском обществе, следует отметить поликонфессиональность и разнородность религиозного пространства. Существенные изменения структуры произошли за последние два десятилетия.

В 1990-хх годах традиционными конфессиями значились всего 15–20, тогда как к 2008 году их стало почти 30. Количество как централизованных, так и местных религиозных организаций неуклонно растет.

Государством были предприняты попытки укрепления межконфессиональных связей на законодательном уровне, такие как: Федеральный Закон «О Свободе вероисповедания» и закон «О свободе совести и религиозных объединениях», а также ряд других законодательных актов, благодаря которым правовое положение церквей изменилось.

Также, правовая плоскость отношений между гражданами и религиозными организациями возникла благодаря закону «О Свободе Совести». Он позволяет избегать те ситуации, являющиеся недопустимыми, не смотря на свое несовершенство.

Но, вероятно, что многие противоречия, имеющиеся в законах приводят к разного рода непониманиям между конфессиями.

Ни в одном законе Российской Федерации нет определения понятию верующий. Как определить доказательно, кто является верующим, а кто нет?

Как доказать факт оскорбления чьих-то чувств, а так же наличие таких чувств в целом.

По мнению автора право не иметь религиозных чувств должно быть также закреплено на законодательном уровне. Но, в таком случае, для благоприятного прогноза необходимо полное отсутствие пропагандирования любой религии.

Таким образом, для создания и поддержания благоприятных межконфессиональных отношений, государство должно выстраивать грамотную конфессиональную политику и своевременное преобразование устаревших законов и законодательных актов, касающихся свободы вероисповедания. На сегодняшний день для проведения межконфессионального диалога необходимо взаимодействие и сотрудничество религиозных организаций. Речь идет об отстаивании уже сложившихся ценностей, а не о создании новых принципов. Атмосфера толерантности позволяет достичь преодоления религиозных конфликтов.

В современном мире можно наблюдать ситуации, когда представители разных конфессий учатся в одном учебном заведении, работают в одном трудовом коллективе или и вовсе проживают на одной лестничной площадке.

Когда отношения не могут регулироваться государством и взаимодействуют разные религиозные идентичности, то межконфессиональные отношения переходят на межличностный уровень. Но межконфессиональный диалог способен оказывать влияние на людей разных религиозных убеждений, так как решает задачу разработки единых правил, которые обязательны для соблюдения всеми без исключения.

Толерантное отношение — это возможность идти на уступки, обсуждение и рассмотрение спорных моментов, а также учёт интересов. К сожалению, нельзя отрицать, что существуют группы, настроенные негативно, и именно диалог должен являться инструментом для выявления такой опасности.

Необходимо отметить, что изменение конфессий — это достаточно сложный процесс, поскольку религия — это традиционный феномен.

Соответственно, межконфессиональные отношения должны регулироваться государственной политикой, но с учетом общественного развития и в рамках принципа светскости.

Межконфессиональный диалог необходим для формирования общих правил для всех конфессий. Необходимо проведение работы в направлении нахождения общих принципов и возможностей уступать друг другу относительно спорных процессов.

Кроме того, безусловно важна планомерная работа по выявлению распространителей ксенофобии и неприязни в обществе.

Основной проблемой, существующей постоянно, является глубокая убежденность приверженцев каждого из религиозных направлений в том, что именно их вера является самой правильной, а идеология самой лучшей. То есть делается выраженный акцент, что самыми лучшими и правильными являются представители только данной конфессии.

Это, по мнению автора, гибельное направление, так как отсутствует реальная возможность договориться на равных с людьми другого вероисповедания.

Такая убеждённость выступает как провоцирующий фактор и религия оказывается втянутой в межнациональные, межэтнические и даже межгосударственные конфликты. Настрой духовных лидеров и политиков государства играет большое значение и имеет неоспоримое влияние на состояние межконфессиональных отношений.

Необходимо действовать согласно извечному принципу, что в нашей многонациональной семье не должно быть ни одного лишнего народа.

Межнациональные отношения можно сравнить с ядерными технологиями.

Положительный эффект будет достигнут только при правильном использовании, а при неправильном — есть возможность стереть с лица земли целые империи.

Литература:

  1. Антирелигиозные мотивы в современном Российском искусстве. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pravdoiskatel77.livejournal.com/3348266.html/ (дата обращения: 28.02.2020).
  2. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. М., 2005. С.735
  3. Закон о защите чувств верующих — взгляд юриста. // Livejournal. URL: https://volodn.livejournal.com/206512.html (дата обращения: 03.03.2020).
  4. Зенкин А. И. Актуальные вопросы межрелигиозных и межконфессиональных отношений в Современной России. Научный журнал, 2018. № 11(34). С. 87