Развитие социального туризма — одна из приоритетных задач Алтайского края. Основные виды туризма, которые привлекают большое количество туристов на Алтай, являются горный, водный и оздоровительный виды. В социально-экономическом отношении Алтайский край является одной из неблагополучных территориальных единиц РФ, что сказывается и на неразвитости социального туризма в регионе.
Ключевые слова: социальный туризм, развитие, социальная путевка, санаторий, студенты, льготы, люди с ограниченными возможностями, целевая программа.
Роль и значение туризма в экономической и социальной сферах постоянно увеличивается. Развитие туризма в Алтайском крае высокими темпами взаимосвязано с повышением занятости населения в отдельных территориях и муниципальных образованиях, что благоприятно сказывается на имидже региона.
Алтай имеет уникальный природный, экологический и ресурсный потенциал. В 1936 году русский географ В. А. Обручев отмечал: “Алтай уже начал привлекать к себе туристов своими особенностями природы. Нигде больше в Сибири нельзя найти такого сочетания красивых горных цепей со снегами и ледниками, альпийских лугов, скалистых ущелий, бурных рек с порогами и водопадами, больших и маленьких озер, мрачной елово-пихтовой черни на востоке и светлых лиственничных лесов на западе” [1].
Одной из актуальных и широко обсуждаемых тем в Алтайском крае является развитие социального туризма. В связи с этим, на базе Алтайского государственного университета среди студентов был проведен соцопрос по проблемам развития социального развития туризма в регионе в опросе (приняло участие больше 100 человек) [2].
Апеллируемым понятием являлось: социальный туризм-это деятельность, осуществляемая государственными и негосударственными организациями в интересах социально уязвимых слоев населения с целью реализации их прав на отдых, в той или иной мере субсидируемая из средств, выделяемых государством на социальные нужды, и/или иных источников финансирования. Данный ответ выбрали 80 % опрашиваемых студентов, а остальные 20 % посчитали, что социальный туризм:
1) возможность широкого круга лиц потреблять различные туристские услуги, или
2) тот туризм, который осуществляется за счёт средств государства (т. е. для туриста является бесплатным).
Также стоит отметить, что на вопрос об оценке текущего уровня развития социального туризма 57 % ответили-практически не развит, что соответствует действительности, так как на сегодняшний день ни в одном из субъектов РФ не принят закон «О социальном туризме». Нормативно-правовая база ограничивается различными целевыми программами. 34 % студентов посчитали, что данный вид туризма активно развивается. Оставшиеся проценты были разделены мнениями пополам, имея в виду, что социальный туризм развит или полностью отсутствует, данные мнения не соответствуют действительности, потому что разные организации пытаются решать проблему в регионе путем вышеупомянутых целевых программ, но это еще далеко от совершенства.
В крае в сфере молодежной политики действует конкурс социально значимых проектов на предоставление грантов губернатора. Например, в 2012 г. грант губернатора Алтайского края получил социальный проект активного туризма, разработанный в Алтайском региональном отделении Комитета национальных и неолимпийских видов спорта России совместно с Детско-юношеским спортивным клубом по работе с детьми в микрорайонах города и Бийским отделением Всероссийского общества глухих.
Основная цель проекта — создание новых возможностей для проведения здорового, активного семейного досуга через популяризацию физической культуры, в частности, туристские семейные походы.
Реализация проекта имеет важное социальное значение, так как задействованы различные социальные группы: дети с ограниченными физическими возможностями (глухонемые); дети из малообеспеченных семей; многодетные семьи — дети вместе с родителями. Общее количество задействованной молодежи в проекте — 60 чел., родителей — 40 чел. В ходе проекта осуществлялись следующие мероприятия: экскурсии в Солонешенский и Красногорский районы Алтайского края, сплав по Бии, поход на гору Бабырган, а также участие во множестве спортивных мероприятий на территории города Бийска. Все отчеты размещались на сайте Алтайского края в рамках социальной и молодежной политики.
В Алтайском крае имеются широкие возможности для путешествий, разнообразие природных условий для активного туризма и превращения его в самый популярный вид отдыха. Но привлекательность туризма не только в его познавательной и развлекательной стороне. Это еще и самое надежное средство физического развития, закалки, оздоровления в любом возрасте, а также профилактики негативных современных тенденций и пристрастий, доминирующих в современной детской и молодежной среде и провоцирующих общий упадок культуры.
По мнению наших студентов, активный и спортивный туризм в крае развивается, но большие обороты берет на себя все-таки лечебно-оздоровительный туризм, с хорошей санаторно-курортной базой в городе-курорте федерального значения Белокурихе. Как раз на данной площадке развит социальный туризм, как Всероссийское направление. Туда приезжают оздоровиться туристы не только с Алтайского края и со всех уголков России, но и с ближнего и дальнего зарубежья. На данный момент в Белокурихе насчитывается 15 санаторно-курортных комплексов с общей вместимостью более 5 тысяч человек. Почти во все санатории выдаются льготные путевки с целью оздоровиться как для детей, так и для взрослых. Но, проводя опрос, несмотря на вышесказанный факты, была выявлена проблема того, что 74 % опрошенных студентов никогда не ездили по социальным путевкам. Данный факт подтверждает, что социальный туризм в регионе развит слабо. К тому же 86 % считают недостаточным уровень осведомленности населения Алтайского края о проводимых мероприятиях в области социального туризма.
На вопрос «Куда бы вы поехали?» почти 60 % опрашиваемых выбрали заграничную стажировку (рис.1). Такой факт можно расценить как стремление молодежи путешествовать и познавать мир, так и то, что отечественный туризм и сервис нужно развивать.
Рис. 1. Выбор студентов мест путешествия
Алтайский государственный университет поддерживает заграничные обмены и стажировки студентов по разным учебным направлениям. В списке стран находятся как европейские государства с разными академическими программами (Германия, Великобритания, Испания, Франция), так и азиатские в основном с лингвистическим уклоном (Китай, Япония).
По мнению студенческой среды наиболее социально-уязвимые категории жителей региона являются: пенсионеры, молодежь, семьи с детьми (рис.2). Вот, что можно проследить на диаграмме ниже с вопросом: какая из социальных категорий потребителей, имеет предпочтительное право на льготы социального туризма? (максимум 2 варианта ответа)
Рис. 2. Категории потребителей, имеющие права на льготы (мнение студенческой среды)
Чуть больше 45 % посчитали, что в первую очередь нужно давать льготы детям из многодетных семей, вторыми по списку стали-малоимущие слои населения, одинаковое количество голосов набрали учащаяся молодежь и люди с ограниченными возможностями, на последнем месте-пенсионеры.
Проводя опрос, были выявлены такие проблемы, как: низкий уровень осведомленности населения о проводимых мероприятиях в социальном туризме, очень высокий процент молодежи, который не пользовался социальными путевками, больше половины опрашиваемых выбрали как направление социального туризма заграничный обмен или стажировку. Последний момент может сказаться не только на региональном туризме, но и на отечественном туризме в целом, если и дальше будет такая тенденция у молодежи ставить приоритетнее России страны ближнего и дальнего зарубежья.
В ходе исследования были выявлены рекомендации студентов по вопросам социального туризма в крае:
– развитие социального туризма может оказать положительное воздействие на развитие туризма в крае в целом;
– необходимо больше информировать население о возможностях социального туризма, создавая условия для этого(рекреационные объекты, транспорт, высокое качество обслуживания);
– проводить бизнес-форумы для молодых предпринимателей;
– создавать возможности для путешествия студентам группами;
– больше мероприятий на открытом воздухе, развивать активный туризм,
– отправлять детей сирот в лагеря.
Таким образом развитие социального туризма — это хорошая перспектива для развития Алтайского региона в будущем. В отдельных районах и муниципальных образованиях делаются попытки организации туристических маршрутов для социальных групп населения с полным или частичным финансированием из бюджета, однако эти мероприятия, как правило, носят разовый характер или приурочены к тем или иным событиям или праздникам.
Литература:
1. Донскова, Л. И. Социальный туризм: теория и практика: учебное пособие / Л. И. Донскова. — Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2017. — 171 с.
2. Опрос — https://docs.google.com/forms/d/1q4Umfl0_ZHy6bnhwFQ-Ivfz1YRVd-cgjLkVKfWMrz4Q/edit

