В работе описываются интернет-мемы, обширно используемые в сети Интернет. Также рассматриваются важные демонстративные характеристики интернет-мемов и их разделы.
Ключевые слова: интернет-мем, средство коммуникации, демонстративные характеристики.
Актуальность исследования: данная тема актуальна в современном мире, т. к. всё больше и больше людей становятся зависимы от социальных сетей. Одним из популярных способов выражения своих мыслей становятся интернет-мемы − шаблоны, карикатуры, фразы из молодёжного сленга и кинематографа.
Цель исследования заключается в изучении интернет-мемов как средств современной коммуникации.
Большую часть сетевой паутины составляют интернет-мемы. Такими мемами пользователи выражают свое отношение к общественной жизни, не соблюдая каких-либо этических или лингвистических норм. Интернет-мемы довольно быстро набирают популярность и в связи с этим мгновенно распространяются по сети.
Официально понятие мема было разработано Ричардом Докинзом в 1976 году в книге «Эгоистичный ген», в которой зародилась такая наука как меметика. Р. Докинз подразумевал под лексемой «мем» идеи, которые распространялись от мозга к мозгу. Можно предполагать, что появление первого мема возникло в 1921 году. Сама картинка не является мемом, но попадает под это определение.
Интернет-мем — это «блок информации, с огромной скоростью распространяющийся в интернете и молниеносно становящийся известным огромному количеству людей. Интернет-мемом может стать слово, фраза, картинка, видеофайл и т. п». [2].
С каждым днем появляется все больше и больше новых интернет-мемов. Шаблонами мема могут стать фраза из кино, например “This is Sparta!” — «Это Спарта!», “One does not simply...” — «Нельзя просто так взять и»... (Рис. 1), также используют образы известных политиков, известных личностей (Вирджиния Вульф, Дуэйн Джонсон) и т. д. (Рис. 2) Ю. В. Щурина в своей статье «Интернет-мемы как феномен интернет-коммуникации» подчеркивает, что, являясь «разновидностью прецедентных феноменов, интернет-мемы сохраняют в себе информацию о том тексте, информационном ресурсе, культурном феномене или историческом событии, который послужил источником для появления мема» [3, с. 163].
Рис. 1
Одной из важнейших демонстративных характеристик интернет-мемов является эмоциональность. Большинство мемов вызывают положительные эмоции. Второй характеристикой интернет-мемов является анонимность, авторы мемов скрывают свое авторство, проявляя свободу слова. В качестве примера анонимных интернет-мемов можно привести политические и религиозные. К третьей характеристике интернет-мемов относится медийность, это проявляется в том, что мемы очень популярны, и имеется возможность дать обратный ответ на тот или иной интернет-мем [1, с. 126]. К числу демонстративных характеристик также можно отнести визуализацию. Она основывается на визуальном восприятии интернет-мемов. Многие пользователи заинтересуются визуально подкрепленным текстом, чем сухой словесной информацией. Через визуальность легче воспринять и понять информацию. Также, в создании интернет-мема ещё одним важным демонстративным качеством является оригинальность и воображение, что играет большую роль, как для автора, так и для читателей.
Информацию, которая содержится в интернет-меме можно назвать информационной пустышкой. Но не каждый из интернет-мемов бессмыслен, как это может показаться на первый взгляд. Если рассмотреть весь контекст, то мемы представляют собой совокупность информации, которую хотел донести автор. Только от автора мема зависит − насколько глубоко эта информация будет раскрыта и понятна читателям.
Удачные интернет-мемы — это те мемы, в которых кратко и хорошо выражено эмоциональное состояние и будет долгое время актуальной темой для общественности
Используя типологию, предложенную В. Ю. Щуриной, мемы можно разделить на такие блоки [3, с. 164]:
– текстовые, т. е. состоящее из слова и словосочетаний («drake meme», «Куда едем?» и т. д.); (Рис. 2)
– мемы-картинки («Филологическая дева», «Котэ», «Ждун» и т. д.); (Рис. 3)
– видеомемы — это юмористические короткометражные видео, которые пользователи размещают на своих страницах в социальных сетях.
Рис. 2
Рис. 3
Итак, на основе вышеизложенной информации можем сказать, что поставленная цель работы выполнена: мы рассмотрели демонстративные характеристики, разделы, на которые делятся интернет-мемы, определили основные причины их популярности, можем сказать, что интернет-мемы легкодоступны и пользуются огромной популярностью, а также занимают немалую часть интернет-пространства. Отметим, что ярко-эмоциональные интернет-мемы более популярны.
Литература:
- Канашина, С. В. Интернет-мем как современный медиадискурс [Текст]: статья / Светлана Канашина // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. ‒ 2018. ‒ № 8 (131). ‒ С. 125‒129.
- Словарь молодежного сленга [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://teenslang.su/id/15479 (дата обращения 23.02.2020 г.)
- Щурина, Ю. В. Интернет-мемы как феномен интернет-коммуникации [Текст]: статья / Юлия Щурина // Научный диалог. ‒ 2012. ‒ № 3. ‒ С. 161‒173.