От прошлого к настоящему: психологизм Волкова в рассказе В. Г. Распутина «В общем вагоне» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: 28. Филология и лингвистика

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, март 2020)

Дата публикации: 27.02.2020

Статья просмотрена: 303 раза

Библиографическое описание:

Мубараков, М. Б. От прошлого к настоящему: психологизм Волкова в рассказе В. Г. Распутина «В общем вагоне» / М. Б. Мубараков. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 39-40. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/363/15682/ (дата обращения: 16.12.2024).



Валентин Григорьевич Распутинодин из великих создателей шедевров в жанре «рассказ». Он является выдающейся личностью. Его произведения реалистичны, а ситуации, отчетливо и конкретно описываемые в его произведениях, понятны для всех категорий читателей. Он является мастером описания жизненных реалий. Распутина можно охарактеризовать как «психолога жизни». Каждый писатель по-своему уникален, и Распутин не исключение. Его стиль узнаваем многими, наполнен красками и оттенками конкретики в описании природы человека. Для полного понимания данной мысли, хотелось бы рассмотреть его рассказ «В общем вагоне», где раскрывается психологизм человека, трансформация образа за определенный промежуток времени.

Психологизмэто освоение и изображение средствами художественной литературы внутреннего мира героя: его мыслей, переживаний, желаний, эмоциональных состояний и т. п., причём изображение, отличающееся подробностью и глубиной... [1, с. 584].

А. П. Скафтымов, исследуя проблему психологизма в творчестве В. Распутина, отмечает, что психологизм это — «изображение психики персонажа» во взаимосвязи «с данным моментом, социальной и бытовой обстановкой» [2, с. 165]. Именно в рассказе обстановка и окружение являются толчком для воспроизведения чувств и эмоций главного героя. Они как огромный мост, заставляют пройти нашего героя вместе с читателями минуты воспоминаний и переживаний.

Также Сим Со Ен в своей диссертации «Рассказ и повесть В. Распутина» ссылается на мнение Л. Колобаевой: «Перспективно в научном плане высказывание исследователя JI. Колобаевой по поводу особенностей художественного мира В. Распутина, определяющей его как уникальное явление литературы XX века: «Основа художественного подхода В. Распутина к реальности — измерение её критерием вековых общенациональных и всечеловеческих нравственных ценностей, соединение в его прозе философско-этической, «экзистенциальной» проблематики с остросоциальной» — [3, с. 3]. Мы согласны с этим мнением, ибо особенность художественного мира Валентина Распутина уникальна: каждая тема рассказов и рассматриваемые в ней вопросы — это отражение злободневных, а порой и глобальных проблем.

В. Распутин через сюжет рассказа позволяет нам проследить за тем, как в подсознание главного героя вливается чувство ностальгии, и о том, как проявилось мимолетное влечение, оставившее по нашему скромному мнению едва ли самый глубокий след в его сердце.

Рассказ был написан в 1966 году и в том же году опубликован в журнале «Ангара». Также он входит в его сборник под названием «Человек с этого света», опубликованный в 1967 году.

Главный герой произведения едет в Комарово, в командировку. Его образ непонятлив для читателей, ведь автор не описывает его характер, читатель постепенно узнает о нем все больше и больше. Да и фамилия у него говорящая — «Волков», будто одинокий волк, который отбился от стаи. Он едет в общем вагоне, его спутники: мужчина который любит «свою водку» и две девушки. Анализируемый нами образ немногословен и скрытен; никак не идет на контакт с мужиком, который неоднократно пытается завести разговор с нашим героем. Переполненный вагон раздражал его, мысль о том, что можно было ехать в более комфортной обстановке не покидала его.

Шаг за шагом мы вникаем в процесс изменения внутреннего состояния главного героя.

Волковобычный служака, которому не интересны реалии мира, он отвык от всего, каждый день для него неразнообразен, было чувство, будто дни рождаются в инкубаторе, то есть все они однообразны и похожи. Можно сделать вывод, прочитав о нем, что он затерян в этом мире, как отставший от стаи, одинокий волк. В. Распутин мастерски раскрывает его психологическое состояние — его трансформацию с помощью других персонажей. Внутренний мир Волкова подобен всеми забытому трактору, который пылится в гараже и о нем забыли. А девушка, вставив ключ в замок автомобиля, дала искру в мотор, и трактор заработал как новенький, но не на долго.

Вначале Волков не обращает внимания на девушек, но нечаянно услышав их разговор, вспоминает свое прошлое — молодость: о том, каким он был в их возрасте. В этот момент ему захотелось приобщиться к их радости, но он задает совершенно другой вопрос: «А Комарово далеко от станции девушки?» [3, с. 29]. Так начинается их необычный диалог.

После наступает ночь, Волкова клонит ко сну, и, не выдержав, он засыпает, видя себя во сне, будто он пролетает в вагоне над всеми: «Волков... почувствовал себя высоко над землей. Он плыл над огнями, над лицами, поднятыми вверх, и над крышами…, но никак не мог выбрать себе место…, он сам не знал, что ему нужно…» [3, с. 32]. Волков так крепко спал, что не заметил действия девушки — его согрел неосознанный её поступок. Она сама того не зная, подарила ему тепло, крепко прижавшись и обняв его одной рукой: «Она пришла к нему во сне, от нее было тепло и хорошо, как бывало раньше, словно забытое возвращалось, чтобы обновить чувства» [3, с. 32].

Этот случай возрождает в нем чувства, которые вот уже 16 лет он разучился испытывать. Волков доверился ей, он охранял ее сон, он был счастлив: «Даже во сне он был счастлив от этой нечаянной близости с незнакомой ему девушкой, от которой исходила первая молодость.… Все это его волновало и одновременно успокаивало — он мог шагнуть в одну сторону, а мог в другую, и всюду ему было хорошо. В нем ненадолго сошлись два человека: один — восемнадцатилетний парень, обнимающий свою девушку, второй — пожилой мужчина, обнимающий свою дочь. Случай устроил ему встречу, напоминая ему о чувствах, которые в нем были и которые будут… но он в них не мог разобраться…» [3, с. 32]. Девушка проснулась раньше него, и когда он открыл глаза, она была не рядом. Он пытался заговорить с ней, но она избегала его вопросов, так же, как и при выходе с поезда отказалась от помощи. Почему-то она стыдилась ненавязчивой близости во сне к Волкову. Возможно, потому что восприняла его «пожилым мужчиной, обнимающего свою дочь».

Образ Волкова — это усталый от жизни мужчина, который в поездке обретает некий заряд молодости, поездка освежает ему память.

Всем ходом сюжета автор рассказа пытается убедить читателей, что у всех людей должно быть время для радости и счастья. И у каждого оно проявляется по-разному. Например, спутник Волкова Иван Сергеевич, который уж очень любит выпить и заботится о бутылках с водкой, надев на каждую носок. Его занимательная история о соседе, который всю жизнь вёл трезвый образ жизни, а перед смертью взмолился, чтоб жена принесла бутылку, опустошив которую, тут же умер. Автор вводит в произведение еще одного пассажира, по имени Петро для которого составить компанию Ивану Сергеевичу, является отдушиной.

Покинув поезд, Волков еще долго думает о произошедшем событии, желая вернуть все обратно. Держа в руках серую газету и шагая по уже знакомому тротуару, начинает понимать, что это было веяние молодости, тех беззаботных мгновений, полных ярких ощущений, заботы и тепла.

Таким образом, финальная часть рассказа наводит читателей на мысль, что каждый человек, подобно главному герою рассказа Волкову, не доложен упускать важные моменты в своей жизни. Обернувшись назад, когда воспоминания приятны, и настоящее должно радовать и вызывать чувство удовлетворения, а не пустоту. Приемы психологизма в произведении направлены одной художественной задаче — раскрытию внутреннего мира героя, то есть обдуманному нажатию «кнопок» нравственного выбора и яркий пример — отношение героя к окружению в конце рассказа.

Литература:

  1. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка, 4 издание Российская академия наук институт русского языка им В. В. Виноградова, — М, 2010.
  2. Скафтымов А. П. О психологизме в творчестве Стендаля и Толстого // Нравственные искания русских писателей. — М.: Художественная литература, 1972.
  3. Сим Со Ен. Рассказ и повесть В. Распутина: структурные связи: автореферат диссертации кандидата филологических наук: 10.01.01; МГУ им. М. В. Ломоносова. — М., 2001.
  4. Распутин В. Г. В общем вагоне. Литературно-художественный и общественно-политический альманах «Ангара», № 2 (71), апрель-июнь, 1966.
Основные термины (генерируются автоматически): главный герой, внутренний мир героя, Волк, девушка, нема, общий вагон, одинокий волк, пожилой мужчина, сон, художественный мир.

Похожие статьи

Проблема личной самоидентификации в пьесе Е. В. Гришковца «Как я съел собаку»

Окказиональные сравнения в прозе О. Славниковой (на материале рассказа «Любовь в седьмом вагоне»)

Холистический и элементаристский подходы к восприятию и интерпретации текста (на примере рассказа Л. Андреева «Большой шлем»)

Образ России в индивидуально-языковой картине мира писателя (на материале повести С. Кржижановского «Воспоминания о будущем» и романа Г. Газданова «Вечер у Клэр»)

Образ Петербурга в стихотворении К. Аксакова «Петру» и стихотворениях А. Ахматовой «Высокомерьем дух твой помрачен…» и «Когда в тоске самоубийства…»

Перенос проблем современности на исторический материал в романе В. Войновича «Степень доверия»

Глаголы межличностных отношений в повести «Девочка из города» Л. Воронковой

Мотив расторжения брака в повести К. В. Назарьевой «Специалист»: к вопросу об особенностях поэтики и проблематики беллетристики

Проблема свободы выбора в романе И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» и детективном романе А. Кристи «Убийство в Восточном экспрессе»

Л.Велес де Гевара — И.Ильф и Е.Петров — В. С. Высоцкий: преемственность и творческая переработка жанра напутствия собратьям по перу как составляющей плутовского романа

Похожие статьи

Проблема личной самоидентификации в пьесе Е. В. Гришковца «Как я съел собаку»

Окказиональные сравнения в прозе О. Славниковой (на материале рассказа «Любовь в седьмом вагоне»)

Холистический и элементаристский подходы к восприятию и интерпретации текста (на примере рассказа Л. Андреева «Большой шлем»)

Образ России в индивидуально-языковой картине мира писателя (на материале повести С. Кржижановского «Воспоминания о будущем» и романа Г. Газданова «Вечер у Клэр»)

Образ Петербурга в стихотворении К. Аксакова «Петру» и стихотворениях А. Ахматовой «Высокомерьем дух твой помрачен…» и «Когда в тоске самоубийства…»

Перенос проблем современности на исторический материал в романе В. Войновича «Степень доверия»

Глаголы межличностных отношений в повести «Девочка из города» Л. Воронковой

Мотив расторжения брака в повести К. В. Назарьевой «Специалист»: к вопросу об особенностях поэтики и проблематики беллетристики

Проблема свободы выбора в романе И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» и детективном романе А. Кристи «Убийство в Восточном экспрессе»

Л.Велес де Гевара — И.Ильф и Е.Петров — В. С. Высоцкий: преемственность и творческая переработка жанра напутствия собратьям по перу как составляющей плутовского романа