Норма и оценка в параметрической категории пространства
Автор: Сафиуллина Юлия Фаниязовна
Рубрика: 28. Филология и лингвистика
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, март 2020)
Дата публикации: 17.02.2020
Статья просмотрена: 141 раз
Библиографическое описание:
Сафиуллина, Ю. Ф. Норма и оценка в параметрической категории пространства / Ю. Ф. Сафиуллина. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 42-45. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/363/15661/ (дата обращения: 16.11.2024).
В человеческом сознании и культуре существуют фундаментальные категории, универсальные понятия, отражающие объективную действительность мира. Они входят в концептуальный образ мира. Таких концептов много. К числу таких важнейших концептов относится концепт «пространство». Мы чувствуем окружающую действительность через пространство, также происходит дифференцирование ее объектов, которые универсальны для человека.
Концепты можно разделить на параметрические и непараметрические ментальные образования. Параметрические концепты — это те, которые выступают в качестве классифицирующих категорий для сопоставления реальных характеристик объектов: пространство, время, количество, качество и др. Непараметрические концепты имеют предметное содержание (книга, лес, и т. д.). Параметрические концепты неоднородны, в их составе выделяются категории (общефилософские и научные) и обиходные универсальные ментальные образования.
Общий механизм параметрических адъективов определяется качественно-количественным синкретизмом и вхождением в поле количественно-оценочных слов. Параметрические прилагательные могут носить оценочный характер. Оценивая предметы или события, субъект «опирается, с одной стороны, на свое отношение к объекту оценки, а с другой — на стереотипные представления об объекте и шкалу оценок, по которой расположены присущие объекту признаки [9, с. 23]. Исходя из этого, параметрические слова нужно считать оценочными [9, с. 23], точнее количественно-оценочными. Оценивание удаленности или близости предмета не абсолютно, так как оно ориентируется на индивидуальную для каждого человека норму. Параметрические прилагательные образуют антонимические пары, которым, в свою очередь, свойственна асимметричность. Эта свойство асимметричности раскрывается в определении предельности-непредельности расстояния. При сочетании антонимических пар параметрические прилагательные с наречиями разных семантических классов обнаруживается различие в предельности-непредельности. Прилагательные со значением малого полюса являются предельными, а прилагательные со значением большого полюса — непредельными. То есть удаленность нахождения предмета можно увеличивать бесконечно, а приближать же, то есть уменьшать нельзя — иначе это понятие просто исчезает.
Восприятие пространства играет большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, т. к. является необходимым условием ориентировки в ней человека. Восприятие пространства представляет собой отражение объективно существующего пространства, оно включает восприятие формы, величины и взаиморасположения объектов, рельефа, удаленности и направления, в котором они находятся. Взаимодействие человека со средой отождествляется и с телом человека, т. к. существует характерная для человека система координат. Сам ощущающий человек — это материальное тело, оно занимает определенное место в пространстве и обладает известными пространственными признаками (величиной, тремя измерениями тела, формой, направлениями движений в пространстве).
Определение величины, формы, рельефа, перемещения и местоположения предметов и анализ положения собственного тела относительно других предметов совершаются в процессе двигательной деятельности организма. Таким образом, происходит особое высшее проявление аналитико-синтетической деятельности — пространственный анализ. При когнитивном анализе параметрических пар необходимо упомянуть о таком понятии, как норма. Норма — это некая точка отсчета, эталон при измерении, исчислении. Понятие нормы вариативно, оно может относиться ко всем аспектам картины мира. Как общефилософское понятие оно определяется как: «1) средняя величина, характеризующая какую-либо массовую совокупность случайных событий, явлений; 2) понятие, обозначающее границы (меру трансформаций), в которых явления и системы (природные и социокультурные), человеческая деятельность, поведение и общение, сохраняют свои качества и функции; задающее их внутреннюю соразмерность (упорядоченность)». В языкознании, норма (языковая) — это «совокупность наиболее устойчивых традиционных реализаций языковой системы, отобранных и закрепленных в процессе общественной коммуникации». В анализе параметрических прилагательных за основу берется определение нормы, учитывающее ее подразделение на норму абсолютную и норму относительную.
Одним из критериев установления абсолютной нормы для параметрических прилагательных выступает сам участник коммуникации, или объект речи, который сочетает в себе объективность и субъективность, так как маркером расстояния являются части тела участника коммуникации — расстояние вытянутой руки, нос, глаза, плечо и т. д.: под рукой; рукой подать; под носом; плечом к плечу; бок о бок и т. д. При толковании слов исследователь имеет дело с «нормой», которая присутствует как переменная, заполняющаяся в зависимости от различных обстоятельств. Она обозначает такое положение вещей, которое должно представляться (или представляется) большинству говорящих как наиболее вероятное в данной конкретной ситуации [1, с. 74]. Норма относительная находится ближе всего норме видовой. Тогда «норма» размера своя у каждого класса объектов: это обычный, привычный для говорящих расстояние между объектами. Говоря о близости/удаленности предмета или места, необходимо учитывать какое языковое сознание имеет объект речи — равнинное или горное. Нужно сказать, что носители данных сознаний существенно отличаются по своим функциональным ориентирам: для горного сознания пространство естественно осваивается и по вертикали (по замечанию Т. В. Цивьян, в ряде балканских языков характеристика «далеко» может выражаться словами, содержащим семантику «высоко», т. е. «высоко» в этой системе отношений символизирует труднодоступность пространства); для равнинного же сознания вертикаль, характеристики «высоко — низко», задают совсем другие ассоциации.
Рассмотрим также оценочную сторону в семантическом составе пространственной метафоры. Категория оценки занимает важное значение в исследованиях концепта, т. к. лингвистика изучает антропологическую парадигму объектов и явлений окружающей действительности. Человек не использует значения слов в готовом виде, он не пассивный созерцатель окружающих его вещей и явлений. Он взаимодействует с объектами, вовлекает их в разнообразные умственные и физические операции. Познавательная деятельность человека включает две стороны: оценочную и отражательную, наличие которых обусловлено единством объективного и субъективного в сознании участника речи. Отражая предметы и явления окружающей действительности, объект речи соотносит их с прошлым опытом, отождествляет их с определенными ценностными моделями, в качестве которых выступают нормы, стандарты, интересы человека. Итак, создаваемая номинатором модель мира состоит из когнитивных, связанные с познавательной деятельностью компонентов, и аксиологических, которые связаны с ценностями, составляющих.
Языковая объективизация оценивания зависит от законов, правил и условий жизни сообщества, т. е. оценка — это результат практической апробации свойств, присущих тем или иным объектам окружающей действительности. Согласно Арутюновой, языковая объективизация оценки устанавливает «соответствие между миром и его идеализированной моделью» [2, с. 290–395]. Это показывает, что оппозиция хорошо/плохо имеет свой аналог в идеализированной картине мира, который находит отражение в сознании конкретного человека, представителя конкретной социальной группы. Положительная или отрицательная оценка объекта зависит от признания или непризнания его ценности с точки зрения соответствия или несоответствия его качеств каким-либо ценностным критериям определенной социальной общности.
Оценку можно рассматривать как в широком, так и в узком смысле слова (и в философском, и в лингвистическом понимании). В широком смысле оценка — это квалификация, которая может быть определена как суждение человека о предмете. Он опирается на сравнение данного предмета с выбранным эталоном. Оценка в узком смысле слова — установление ценностного отношения между объектом и субъектом, событием, предметом или явлением. В эти признаки также относится отношение говорящего к денотату языкового выражения, которое в терминах разнообразных оценочных характеристик выражается как хорошо — плохо, много — мало, свое — чужое и т. д. Также сюда входит обстановка общения (например, официальная — неофициальная), цель, с помощью данного высказывания которого говорящий хотел бы достичь, другие параметры, связанные каким-либо образом с Я-субъекта речи.
Различаются аксиологическая оценка, связанная с ценностным аспектом языкового выражения, она основывается на противопоставлении признаков «хорошо-плохо»; интеллектуальная оценка зависит от практической деятельности человека; сублимированные (абсолютные) оценки основаны на синтезе сенсорных и психологических составляющих и т. д. [9, с. 42]. В. Н. Телия отмечает, что оценка имеет разные аспекты — гедонистические, морально-нравственные, утилитарные и т. д. Природа оценки универсальной категории обусловлена тем, что она представляет сложную познавательную процедуру, осуществляющуюся на базе двух типов знаний — о внешнем предмете и потребностях субъекта. Значит, оценка — это неотъемлемая часть процесса познания человека, «когнитивный феномен», тесно связанный с практической деятельностью.
При оценочной категоризации точкой отсчета является «человек и его шкала ценностей (хороший — плохой, лучше — хуже, выше — ниже, дольше, ближе, нравится — не нравится и т. п.). Создаваемые при этом категории и классы не отвечают требованиям однородности и объединяют объекты не по их физическим свойствам, а по их воздействию на человека, по степени их соответствия его собственной шкале ценностей и существующим стандартам. Поэтому оценочная категоризация в большей степени имеет интерпретирующий, антропоцентрический характер» [5, с. 12]. Природа оценки отвечает природе человека, т. к., как заметила Арутюнова, «оценивается то, что нужно (физически и духовно) человеку и человечеству». Параметрические прилагательные могут нести аксиологическую информацию о социальном признаке и признаке межличностных отношений (близкий друг); умозрительно-оценочном (далекий взгляд); эмоциональный признак (близкие по духу); интеллектуальном признаке лица или отвлеченного понятия (недалекий человек). Также параметрическая оппозиция «близко-далеко» несет аксиологическую информацию о различных признаках — социальном признаке; интеллектуальном признаке (недалёкий человек; далеко пойдет).
Литература:
- Апресян, Ю. Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка. — М: Школа «Языки русской культуры» Б.г., 1974. –472 c.
- Арутюнова, Н. Д. Язык и мир человека. — 2-е изд., испр. — М.: Языки русской культуры, 1999. — 896 c.
- Болдырев, Н. Н. Когнитивная семантика. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2002. — 123 c.
- Вольф, Е. М. Функциональная семантика оценки. — М.: Наука, 1985. — 228 с.
- Дейк, Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация. — М.: Прогресс, 1989. — 310 c.
- Карасик, В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. — М.: Гнозис, 2004. — 390 с.
- Телия, В. Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996.
- Яковлева, Е. С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени и восприятия). — М.: Гнозис, 1994. — 344 c.