Особенности проектирования навигационных шрифтов | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 17 августа, печатный экземпляр отправим 21 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 31. Прочее

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, март 2020)

Дата публикации: 10.02.2020

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Микаилова К. Особенности проектирования навигационных шрифтов [Текст] // Исследования молодых ученых: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2020 г.). — Казань: Молодой ученый, 2020. — URL https://moluch.ru/conf/stud/archive/363/15653/ (дата обращения: 22.02.2020).

Препринт статьи



Шрифты являются частью общественного пространства и архитектуры. Они меняют визуально пространство, облегчают или усложняют перемещение на территории.

Утилитарные требования и технологии накладывают определенные ограничения на выбор гарнитуры. Гротеск, слабоконтрастные гарнитуры, гуманистические брусковые шрифты и некоторые виды антиквы используется чаще, чем декоративные, акцидентные и шрифты старого стиля.

Классические навигационные шрифты могут потребовать небольшой коррекции. Если надпись производится методом экструзии, следует уделить внимание толщине стемов и соединительных штрихов, внутрибуквенным просветам и характеру засечек в антикве.

При проектировании систем навигации рекомендуется использовать шрифты без засечек (как их еще называют — грoтески, сан серифные шрифты, рубленные), желательно, специально разработанные для навигации, они не должны быть акцидентными и содержать какие-либо декоративные элементы. Здесь важно учитывать, что различные шрифтовые гарнитуры создаются для различных целей — есть шрифты наборные (для набора сплошного текста), навигационные, шрифты, предназначенные для карт и схем (мелкокегельные), экранные шрифты (пиксельные) — для электронных носителей. Главный критерий для применяемого шрифта — его читабельность в каждом конкретном случае. Например, применение наборных шрифтов для электронных и интерактивных систем навигации нецелесообразно, так как их читабельность значительно ухудшается по отношению к использованию подходящих для этих целей экранных (пиксельных) шрифтов.

Подходящий шрифт определяется двумя параметрами: различимостью (способностью распознать символ) и удобочитаемостью (способностью прочесть надпись, легенду, список). В этом смысле геометрические шрифты проигрывают, потому что сложно различить круглые знаки, в соответствии с рисунком 1.

http://www.steblina.com/images/spravochnik/nav-fonts/geometric.png

Рис. 1. Геометрический шрифт

Шрифты с высоким контрастом прописных и строчных редко работают, потому что приходится делать большой интерлиньяж, в соответствии с рисунком 2. В списках это особенно заметно. Такие шрифты занимают много места по вертикали.

http://www.steblina.com/images/spravochnik/nav-fonts/letter-contrast.png

Рис. 2. Высокий контраст прописных и строчных букв

Шрифт, который используется в навигационных системах, должен отвечать нескольким характеристикам:

 различимость, которую необходимо не путать с читаемостью. Данная характеристика позволяет угадывать в форме звук и смысл. Говоря конкретно, люди не читают вывески, а «смотрят» на них. Различимость — это свойство текста и шрифта, особенно важное для восприятия в нестандартных условиях: с большого расстояния, при слабом освещении или за очень короткое время. Надпись должна быть достаточно крупной, а буквы очень ясной формы и максимально отличаться друг от друга [1];

 характерные начертания букв: буквы и знаки нужно проектировать так, чтобы минимизировать шанс того, что человек может их спутать, особенно в случае, если их графемы похожи или сходны по форме в первом приближении. Например, буква З и цифра 3, то есть буквы должны быть непохожи друг на друга — даже глядя вверх ногами на W, человек сразу должен понять, что он смотрит неправильно. Современные навигационные шрифты часто проектируются с хорошей открытостью литер, как показано на рисунке 3. Это имеет большое значение в мелком кегле, позволяя лучше распознать буквы;

C:\Users\ammaz\Desktop\ammazzarmi\8 семестр\opened.png

Рис. 3. Открытые литеры

 компактность как каждого знака в отдельности, так и строки в целом. Выдержав пропорции — не сжав и не сплюснув букву, использовав компактные выносные элементы, увеличив поле символа за счет большого внутрибуквенного просвета и открытых форм возможно добиться различимости шрифта и одновременно сэкономить пространство, которое достаточно ценно при разработке элементов навигации, в соответствии с рисунком 4.

http://steblina.com/images/spravochnik/nav-fonts/proportions.png

Рис. 4. Компактность шрифта

Пропорции шрифта могут сэкономить место по горизонтали. Если готовится шаблон носителей, содержание которых будет наполнять дизайнер клиента, нужно предусмотреть появление длинных строк. Шрифт с зауженными пропорциями в таких случаях предпочтительней;

 грамотно продуманная система начертаний и насыщенностей, в соответствии с рисунком 5. Лишнего в шрифте для навигации не должно быть. Сверхжирные начертания тоже, излишни — при низком контрасте штрихов, маленькие внутрибуквенные пространства, характерные для сверхжирных начертаний, превратят букву в «пятно». Для особых случаев, когда нужно умещать большой объем текста на ограниченной площади, пригодятся также узкие (Condensed) начертания.

C:\Users\ammaz\Desktop\ammazzarmi\8 семестр\italic-oblique.png

Рис. 5. Начертания шрифтов

Говоря о средней насыщенности гарнитуры (или о насыщенности нормального начертания) — следует помнить, что надписи на указателях чаще наносят вывороткой (светлые текст на темном фоне), а в таком случае, они выглядят несколько крупнее. То есть нужно делать либо два начертания (для нормальной схемы и скорректированную для выворотки), либо стараться компенсировать этот эффект. Нужно также помнить, что такие надписи часто светятся, либо сами, либо отражая свет (как на дорожных) знаках, и в таком случае, мелкие детали формы расплываются и не считываются, снова превращая знак в бесформенную массу.

При выборе шрифта следует обратить внимание на наличие полужирного, наклонного и курсивного начертаний. Они используются в качестве подстрочника в мультиязычной навигации. Курсив предпочтительней наклонного из-за бóльших различий с прямым начертанием. Допустимо комбинировать полужирное и светлое начертания при отсутствии курсива.

Итого мы имеем: Regular, Bold, Italic, Bold Italic (базовый набор) и Condensed, Condensed Bold, Condensed Italic и Condensed Bold Italic (будет достаточно в подавляющем большинстве случаев).

При учитывании проектирования текстовых блоков с подстрочниками необходимо также руководствоваться принципом информационных слоев. Зрителю должно быть легко сосредоточиться на подстрочниках, фильтруя все остальное, в соответствии с рисунком 6.

http://steblina.com/images/spravochnik/nav-fonts/interlinear-03.png

Рис. 6. Принцип информационных слоев

Шрифты с высоким контрастом прописных и строчных редко работают, потому что приходится делать большой интерлиньяж. В списках это особенно заметно. Такие шрифты занимают много места по вертикали, в соответствии с рисунком 7.

Также при проектировании текстовых блоков для вывесок и таблоидов стоит обратить внимание на двойной пробел между кириллицей и латиницей. Он деликатно отделяет написания, не объединяя слова в единое предложение, в соответствии с рисунком 8.

http://steblina.com/images/spravochnik/nav-fonts/contrast-problems.png

Рис. 7. Допустимый интерлиньяж

http://steblina.com/images/spravochnik/nav-fonts/interlinear-06.png

Рис. 8. Двойные пробелы

Фирменный стиль не может служить поводом использовать начертание логотипа в качестве навигационной гарнитуры. Лучше для этих целей подобрать дополнительный шрифт. Характерные для торговой марки приемы, можно отразить в верстке, специфике набора, цвете или декоративных элементах.

Одним из шрифтов, разработанных специально для навигации, является Frutiger. Разработан дизайнером Адрианом Фрутигером в 1968 году для системы навигации аэропорта имени Шарля де Голля. Фрутигер заслуживает отдельного упоминания в сфере навигационного дизайна и шрифтов для навигации [2]. Также он еще разработал Alphabet Metro (парижское метро, до 1996 года) на основе своего же Univers. Шрифт Transit для берлинского метро Эрик Шпикерман, Лукас де Гроот и Хеннинг Краузе разработали на основе Frutiger.

C:\Users\ammaz\Desktop\ammazzarmi\8 семестр\frutiger.jpg

Рис.9. Шрифт Фрутигер

У Frutiger очень ясная гарнитура — при одинаковой толщине штриха Helvetica мельче, а у строчных отличные пропорции — при одинаковой высоте с последней, Frutiger оптически крупнее и шире на 20 %.

Таким образом, можно сделать вывод, что особенность навигационных шрифтов — хорошая читаемость в сложных условиях (большие расстояния, ореолы от свечения коробов, солнечные блики). Основные качества, которые это обеспечивают — отсутствие засечек, открытость, баланс между толщиной штрихов и внутрибуквенными просветами, высокие прописные, а главное, что необходимо учитывать о шрифте в навигации: строчные буквы читаются лучше прописных. Люди узнают слова по форме ещё до того, как различают отдельные буквы, но слово, набранное прописными — это прямоугольник.