Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Антикоррупционный опыт Финляндии как ориентир для России

15. Экономика
08.02.2020
572
Поделиться
Библиографическое описание
Суворкина, Ж. А. Антикоррупционный опыт Финляндии как ориентир для России / Ж. А. Суворкина, А. С. Суворкин, А. С. Куреневский, М. Р. Дряев. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 17-19. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/363/15650/.


В настоящей статье рассмотрена проблема высокого уровня коррумпированности в Российской Федерации, выявлены основные причины неэффективности проводимой антикоррупционной политики, проанализирована антикоррупционная политика Финляндии.

Ключевые слова: коррупция, индекс восприятия коррупции, антикоррупционная политика, взяточничество.

За первые восемь месяцев 2019 г. органами правоохранительной системы было выявлено 18,4 тыс. преступлений коррупционной направленности, из которых 5,5 тыс. были совершены в крупном или особо крупных размерах. В результате данных преступлений был нанесен ущерб в размере 102 млрд. рублей. [4]

К декабрю 2019 г. на скамье подсудимых оказалось 6902 человека, 6468 уголовных дел о 11 664 преступлениях было направлено в суд. Самыми распространёнными статьями стали: «дача и получение взятки», «мошенничество», «присвоение и растрата».

По словам главного экономиста Европейского банка реконструкции и развития Сергея Гуриева, по таким параметрам как эффективность правительства, качество госрегулирования, верховенство права и контроль над коррупцией Россия уже давно отстает от стран с сопоставимым уровнем дохода. Отмечая, что «Россия гораздо более коррумпирована, чем можно было ожидать, учитывая ее уровень развития и тем более уровень образования», экономист подчеркивает необходимость интеграции России в глобальную экономику и предлагает властям уделять пристальное внимание защите прав собственности и усилению независимости судов в целях снижения уровня коррупции. [3]

Высокий уровень коррупции в России препятствует эффективному функционированию механизма уголовно-правового регулирования, поэтому вопрос изучения мер по ее противодействию в зарубежных странах представляет особый интерес.

Международная неправительственная организация Transparency International провела исследование Индекса восприятия коррупции за 2019 г. Согласно опубликованным данным, в числе наименее коррумпированных стран находятся Дания, Новая Зеландия, Финляндия, Сингапур, Швеция и Швейцария. Россия, набравшая 28 баллов по шкале, где 0 — самый высокий уровень коррупции, а 100 — самый низкий уровень коррупции, заняла 137 место из 180 и разделила его с Доминиканой, Кенией, Ливаном, Либерией, Мавританией и рядом других стран. [5]

В числе основных причин столь высокого уровня коррумпированности стоит выделить отсутствие политической воли к реальным изменениям, сопровождающееся лишь точечными мерами в области противодействия коррупции и поправками в законодательстве.

Поскольку коррупция во многом способствует расширению теневой экономики, которая по итогу 2019 г. составила 20 % ВВП, и подрывает эффективность функционирования экономики необходимо пересмотреть проводимую антикоррупционную политику и обратиться к опыту стран, в которых уровень коррумпированности значительно ниже российского.

За примером такой страны далеко ходить не нужно. Республика Беларусь, входящая в состав СНГ и являющаяся географическим соседом России, занимает 67 место в рейтинге коррумпированности и имеет 45 баллов, что в 1,6 раз больше результата России.

Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко отмечал: «жизнь показала, что мы были правы, сделав главным приоритетом нашей политики ее антикоррупционную направленность…в коррумпированной экономике нет ни эффективного хозяйствования, ни социальной защиты».

В процессе рассмотрения Закон РБ «О борьбе с коррупцией» от 15 июля 2015 г., захотелось отметить, что уже в самом названии закона фигурирует именно понятие борьбы с коррупцией. Слово «борьба» 21 раз встречается в названии глав и статей, что делает очевидным расставление приоритетов. [2]

Если открыть оглавление ФЗ РФ «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г., то слово «борьба» мы не встретим ни в названии самого закона, ни в названии глав. Согласно первой статье данного закона, противодействие коррупции — это деятельность по профилактике, борьбе и минимизации последствий коррупции. Заметим, что на первый план выходит именно профилактика, а не борьба. [6]

Акцентируя внимание на таких мелочах, мы стремимся показать стремление некоторых государств комплексно бороться с проблемой коррупции, обеспечивая защиту прав, свобод и законных интересов граждан, а также государственной и частной собственности.

Однако несмотря на довольно высокую позицию Беларуси в общем рейтинге, о заимствовании её опыта и его привнесении в российскую практику речь пока не идет, поскольку данная страна еще сама находится в активной стадии совершенствования антикоррупционной политики. Чего нельзя сказать о Финляндии — стране с наименьшим уровнем коррумпированности.

На текущий момент в Финляндии ежегодно рассматривается не более 10 дел с обвинениями во взяточничестве и взяткодательстве. Более того, в Уголовном кодексе Финляндии, который, кстати говоря, действует с 1889 г., термин «коррупция» не встречается. Однако, там упоминается взяточничество чиновников и рассматриваются предусмотренные для таких случаев наказания от штрафа до тюремного заключения сроком не более 4 лет.

Финская система построена так, что если чиновник обвинен во взяточничестве, то ему не удастся избежать наказания: не поможет ни общественная популярность, ни высокое положение, ни связи.

К примеру, в 1993 г. выяснилось, что председателя Социал-демократической партии Ульф Сундквист, считавшийся одним из наиболее вероятных кандидатов на пост президента Финляндии, поспособствовал выдаче кредита под правительственные гарантии банку, успех функционирования которого представлял особый интерес для Сундквиста. В последствии он выплатил денежную компенсацию за причинённый ущерб и добровольно покинул пост председателя СДПФ. [1]

Статья 3 ФЗ «О противодействии коррупции» в числе основных принципов противодействия коррупции также провозглашает «неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений». Но так ли все обстоит в реальности?

В октябре 2012 г. чиновница Министерства Обороны Евгения Васильева была обвинена в проведении коррупционных схем, которые нанесли ущерб государству в размере 650 миллионов рублей. В мае того же года женщину на 5 лет посадили в тюрьму, однако уже в августе, спустя 4 месяца, выпустили по УДО за хорошее поведение.

Основным принципом государственной службы в Финляндии является прозрачность, публичность и открытость. Все протоколы и записи обсуждений, проводимых государственной администрацией, доступны для ознакомления любым желающим гражданином. Совсем иная практика наблюдается среди многих стран Евросоюза. [1]

Еще одним фактором, сдерживающим коррупцию в Финляндии, является материальная и социальная обеспеченность сотрудников. Средний уровень зарплаты руководителя в государственном секторе превышает 7300 евро по месяц (508 062 рубля по курсу ЦБ на 01.02.2020).

Несмотря на минимальный уровень коррупции в стране, Финляндия продолжает активно использовать международно-правовые инструменты и подстраивает свое законодательство под рамки международных стандартов. Она подписала и ратифицировала такие документы, как Конвенция ЕС о борьбе с коррупцией, Конвенцию ОЭСР о борьбе со взятками, конвенции Совета Европы по уголовному и гражданскому праву, касающиеся коррупции, Конвенцию ООН против коррупции. [1]

Россия тоже подписала конвенцию по уголовному праву, касающемуся коррупции (при этом воздержавшись от конвенции по гражданскому праву в этой же области), однако до сих пор не ратифицировала ее.

Подводя итог, отметим, что как таковой не существует уникальной финской модели по борьбе с коррупцией. Главное состоит в создании модели социально-экономического развития страны и формировании таких условий, которые не будут создавать благоприятную почву для взяток и минимизируют уровень коррупции в стране.

Литература:

  1. Дерябин Ю. С. Можно ли одолеть коррупцию? (опыт Финляндии) // Современная Европа. 2005. № 1 (21).
  2. Закон РБ № 305-З от 15.07.2015 г. «О борьбе с коррупцией»
  3. Масштабы коррупции в России оказались недооценены // LENTA.RU. URL: https://lenta.ru/news/2019/01/09/ne_mozhet_byt/ (дата обращения: 02.02.2020).
  4. МВД: Ущерб в России от коррупции за 2019 год составил 102 млрд рублей // EurAsia Daily. URL: https://eadaily.com/ru/news/2019/11/18/mvd-ushcherb-v-rossii-ot-korrupcii-za-2019-god-sostavil-102-mlrd-rubley (дата обращения: 02.02.2020).
  5. Наиболее и наименее коррумпированные страны мира // Финам. URL: https://www.finam.ru/analysis/marketnews/naibolee-i-naimenee-korrum-pirovannye-strany-mira-20200202–10000/?utm_source=yxnews&ut-m_medium=desktop&utm_referrer=https %3A %2F %2Fyandex.ru %2Fnews (дата обращения: 02.02.2020).
  6. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 16.12.2019) «О противодействии коррупции»
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
коррупция
индекс восприятия коррупции
антикоррупционная политика
взяточничество

Молодой учёный